Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сергей Рахманинов – forever!

В Харькове с успехом прошел XVIII Международный фестиваль, посвященный памяти знаменитого маэстро
28 апреля, 16:34
САМЫЕ РОМАНТИЧНЫЕ КОНЦЕРТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ (ОБА — ПЕРВЫЕ) С. РАХМАНИНОВА И Ф. ЛИСТА ПРОЗВУЧАЛИ В ИСПОЛНЕНИИ МОЛОДОГО ТАЛАНТЛИВОГО ПИАНИСТА ДЕНИСА ЯВОРСКОГО / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ФЕСТИВАЛЯ

В этом году форум «Сергей Рахманинов и украинская культура» организаторы посвятили 25-летию Независимости Украины. Сергей Рахманинов принадлежит к тем гениям, чья притягательная сила не растворяется с течением времени в историческом пространстве, а лишь приобретает масштабность, эволюционируя в сознании новых поколений.

«В своих произведениях я не делал сознательных усилий быть оригинальным или романтиком, или национальным, или кем-либо еще. Я просто записывал на бумагу как можно естественнее ту музыку, которую слышал в своем сердце», — это откровенное признание С.Рахманинова — своеобразный ключ к разгадке магнетизма выдающегося художника, неугасающего интереса к его наследию как со стороны профессиональных музыкантов, так и безграничной аудитории почитателей его творчества.  В широкой географии мирового признания знаменитого композитора именно Харькову удалось обрести славу «рахманиновской столицы». Здесь завершился уже XVIII Международный фестиваль «С. Рахманинов и украинская культура»,  посвященный 25-летию Независимости Украины.

Музыкальный форум открылся на высокой ноте концертом с красноречивым названием «Хоровой Олимп». Прекрасному хоровому коллективу Харьковской государственной академии культуры, победителю многих международных конкурсов под руководством дирижера В. Бойко удалось искусно воспроизвести неповторимый сакрально-просветленный концерт Рахманинова «В молитвах неусыпающую Богородицу», а также  духовных произведений А. Гречанинова и П. Чеснокова. Изюминкой вечера стало премьерное исполнение в Харькове единственной рахманиновской обработки украинской народной песни «Чоботи», которая при жизни автора так и не нашла своего издателя.

Ценители фортепианного творчества С.Рахманинова получили удовольствие от его музыки, а также А. Скрябина, Д. Шостаковича, М. Скорика в эмоционально возвышенной интерпретации Игоря Иванова — молодого одаренного  пианиста из Днепропетровска — нынешнего победителя Первого международного конкурса им. Д.Шостаковича.

В симфоническом концерте, кроме жемчужины В. А. Моцарта — его 41-й симфонии «Юпитер», прозвучал самый популярный и в то же время один из самых сложных в своем жанре Концерт для скрипки и симфонического оркестра Яна Сибелиуса, где виртуозность партии солиста в крайних частях поразила не меньше, чем романтические красоты и чарующая элегичность средней. Молодая скрипачка из Кореи — Ю Джин Хонг, лауреата многочисленных международных престижных конкурсов, ошеломила фантастической техникой, взрывным темпераментом и насыщенным звучанием инструмента в романтических эпизодах Концерта, заставляя вспомнить слова знаменитого дирижера Леопольда Стоковского, который назвал этот Концерт «одной из лучших симфоний» финского гения. Интересно, что скрипичный шедевр Сибелиуса был написан в 1903 году, через два года после появления фортепианного шедевра С. Рахманинова — его Второго концерта. Мощное звучание Симфонического оркестра Харьковской филармонии (дирижер Игорь Шаповалов) подчеркивало масштабность произведения, заостряло «перепады» настроений — от «северной» строгости начала до вихря танцевальной стихии финала.

Самые романтические концерты для фортепиано с оркестром (оба — Первые) С. Рахманинова и Ф. Листа — прозвучали в исполнении молодого  талантливого пианиста, лауреата международных конкурсов Дениса Яворского, который уже во второй раз стал гостем фестиваля. Как-то особенно ностальгически и трогательно звучали лирические фрагменты Концерта Ф. Листа. Как знать, возможно, именно такое «прощальное» настроение овладевало самим Сергеем Рахманиновым, который включил это произведение  в  программу своего последнего концерта перед отъездом за границу.

Фестиваль состоялся при поддержке Министерства культуры Украины, Харьковской облгосадминистрации, Харьковского городского совета, Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого, Благотворительного фонда в честь семьи Алчевских, Национального  союза композиторов Украины и  Всеукраинского музыкального  союза.

Игорь ШАПОВАЛОВ, дирижер:

— Впечатления от фестиваля самые лучшие! Этот праздник музыки с полным правом можно назвать «Молодость», ведь мы специально (к 25-летию Независимости Украины)  стремились сделать так, чтобы средний возраст всех участников  составлял 25 лет!

Наталья ЗОЛОТАРЕВА, президент Первого международного фортепианного конкурса DSCH им.  Д.Шостаковича:

— Приятно, что нынешний наш лауреат Игорь Иванов, который, без сомнения, имеет незаурядный исполнительский потенциал и произвел впечатление технически раскованного, вдумчивого и глубоко проникающего в стиль композитора пианиста, был приглашен выступить на таком престижном форуме. Прекрасно, что таким образом Рахманиновский фестиваль продолжает заложенную в его проекте традицию — тесное взаимодействие с международными конкурсами пианистов (конкурсы В.Крайнева, Н. Лысенко, В. Горовица, С. Рахманинова П. Чайковского)...

Анатолий КАЛАБУХИН, дирижер:

— Поражает в первую очередь возраст фестиваля — 18! Мне повезло быть у истоков этого культурного феномена и в предыдущие годы дирижировать всеми концертами и Рапсодией Сергея Рахманинова, в то время, когда солистами выступали уже всемирно известные пианисты А. Гаврилюк, А. Емцов, А. Колтаков.

Елена РОЩЕНКО-АВЕРЬЯНОВА, проректор Харьковской государственной академии культуры:

— В непростое нынешнее время мы все, а особенно молодежь, нуждаемся в своеобразной «прививке» мужества и в то же время нежности. Именно эти качества присутствуют в бессмертной музыке Сергея Рахманинова. Благодаря Фонду семьи Алчевских и в первую очередь его председателю — Ларисе Трубниковой, Харьков стал основным в Европе центром по сохранению в истории и современности наследия музыкального гения. Концертные программы Рахманиновского феста на протяжении 18 лет — это воспитание целого поколения молодежи  с пониманием и любовью к классическому искусству, это и «контрапункт» эпох, и стремление к диалогу национального музыкального искусства с зарубежным, современного — с прошлым.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать