Перейти к основному содержанию

Сергей РАХМАНИНОВ: «...В Киеве есть все!»

Сказал сто лет тому назад великий композитор. Сегодня Национальная музыкальная академия подтверждает свой высокий статус
07 ноября, 10:27
СВОЕ МАСТЕРСТВО ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛИ МУЗЫКАНТЫ СТУДЕНЧЕСКОГО ОРКЕСТРА, А МОЛОДЫЕ ХОРИСТЫ АКАДЕМИИ ВЫСТУПИЛИ ВМЕСТЕ С ВЕДУЩИМ КОЛЛЕКТИВОМ НАШЕЙ СТРАНЫ — КАПЕЛЛОЙ «ДУМКА»

Поздравление юбиляры получили (письма, ордена, звания, благодарности, корзины цветов) от первых лиц государства — Президента Украины Виктора Януковича и Премьера Николая Азарова, а председатель КГГА Александр Попов пожаловал лично и подарил коллективу 3-комнатную квартиру...

— Для истории 100-летие — это небольшой срок, — подчеркнул ректор НМАУ Владимир РОЖОК, — а для коллектива, в частности творческого, это чрезвычайное событие. Киевская консерватория имеет долгий жизненный и творческий путь. Золотыми буквами вписаны в отечественную и мировую культуру имена В.Горовица, Г.Нейгауза, И.Козловского, З.Гайдай, Б.Лятошинского, Л.Ревуцкого, А.Соловьяненко, Е.Мирошниченко, Н.Рахлина, С.Турчака и многих других. Благодаря этим и другим ярким деятелям музыкального искусства, которые создали собственные исполнительские, композиторские, вокальные и научные школы, Академия стала действительно элитным центром профессионального музыкального образования.

Академия имеет широкие международные связи со многими зарубежными музыкальными учебными заведениями и культурными центрами Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Нидерландов, Португалии, Польши, Российской Федерации, Беларуси, Казахстана, Китая, США и других. С 1998 года НМАУ — член Европейской ассоциации консерваторий, музыкальных академий и высших музыкальных школ. Диплом Академии получили несколько тысяч иностранных граждан со всех континентов мира.

НА ТОРЖЕСТВЕННОМ КОНЦЕРТЕ ПОРАЗИЛ СЛУШАТЕЛЕЙ СВОЕЙ ВИРТУОЗНОСТЬЮ ДМИТРИЙ ТКАЧЕНКО (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ — УКРАИНА), КОТОРЫЙ ПОТРЯСАЮЩЕ СЫГРАЛ «ИНТРОДУКЦИЮ И РОНДО-КАПРИЧЧИОЗО» ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ СЕН-САНСА

К нам на праздник приехало много гостей, в частности из девяти стран (деятелей и педагогов мировой культуры), все ректоры консерваторий и высших учебных заведений Украины. Мы благодарим за внимание и уважение к Академии и верим, что Указ Президента о юбилейных мероприятиях полностью будет выполнен (и до конца года капитальный ремонт здания Академии завершится).

В фойе Национальной оперы были выставленные портреты всех руководителей консерватории: от Владимира Пухальского до нынешнего ректора Владимира Рожок. Перед началом концерта преподаватели и студенты фотографировались на память. Выпускники разных лет специально приехали на юбилей. Было необычно смотреть, когда седые метры озорничали, смеялись, вспоминая свои годы учебы в консерватории, обменивались адресами и... дарили автографы, потому что в настоящее время они мировые звезды.

АНЖЕЛИНА ШВАЧКА (МЕЦЦО-СОПРАНО, СОЛИСТКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ) ПРОНИКНОВЕННО ИСПОЛНИЛА АРИЮ ЭБОЛИ ИЗ ОПЕРЫ «ДОН КАРЛОС» ВЕРДИ И ПОЛУЧИЛА НЕ ТОЛЬКО ОВАЦИИ ПУБЛИКИ, НО И ПОЗДРАВЛЕНИЯ ДИРИЖЕРА ИГОРЯ ПАЛКИНА

Торжественную программу открыл Ансамбль трубачей НМАУ под руководством профессора В.Посвалюка — прозвучало произведение «Праздник труб» Евгения Станковича (кстати, выдающийся композитор тоже окончил Киевскую консерваторию, а в настоящее время преподает в этом вузе). Свое мастерство продемонстрировали музыканты студенческого оркестра (дирижер, профессор И.Палкин), а молодые хористы Академии выступали вместе с ведущим коллективом нашей страны — капеллой «Думка» (руководитель, профессор Евгений Савчук). Аплодисментами слушатели встречали известных скрипачей Дмитрия Ткаченко и Богдану Пивненко, пианиста Юрия Кота, певцов Тараса Штонду, Аллу Родину, Анжелину Швачку, Екатерину Стращенко, Александра Дяченко. В программе звучала музыка классиков: Лысенко, Чайковского, Рахманинова, Сен-Санса, Масне, Бетховена, Пуччини, Верди, Дворжака и наших современников — Скорика и Станковича. А когда прозвучал Гимн Национальной музыкальной академии Украины, то весь зал слушал его, стоя, а кое-кто из выпускников консерватории даже подпевал.

После концерта «День» пообщался с гостями, преподавателями и музыкантами, которые специально пришли на торжественный вечер.

Владимир ЛУКАШЕВ, художественный руководитель Национальной филармонии Украины:

— Это важное событие не только в жизни Академии, и для всей нашей страны. 100 лет бывают один раз. Дата очень значительная. Можно прожить и 200 лет, и ничего не привнести в жизнь, а Национальная музыкальная академия Украины — это творческая база для всего нашего государства. Здесь готовят кадры не только для отечественного искусства, но и для заграницы. По-видимому, в настоящее время нет в мире страны, где бы не выступали, и работали воспитанники Академии, которые поднимают искусство на высокую орбиту творчества. Мы гордимся, что в Киеве есть такая прекрасная Академия! Этот юбилей — праздник для всех, кто любит высокое искусство. На день рождения Академии пожаловали высокие гости из разных стран Европы (ректоры, академики, профессора, ученые разного ранга, искусствоведы, музыканты, дирижеры, вокалисты)... Они были и на заседании ученого совета и пришли на праздничный концерт, чтобы вместе отметить замечательную дату — 100-летие высшего музыкального заведения Украины. Об этом событии еще будет немало сказано, написано...

ВЫПУСКНИКИ КОНСЕРВАТОРИИ РАЗНЫХ ЛЕТ СПЕЦИАЛЬНО ПРИЕХАЛИ НА ЮБИЛЕЙ. НА ФОТО: ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ УКРАИНЫ ИГОРЬ ЩЕРБАКОВ И ИЗВЕСТНЫЙ ОПЕРНЫЙ ПЕВЕЦ, РЕЖИССЕР ДМИТРИЙ ГНАТЮК

Людмила ЧИЖОВА, исполнительный директор Совета по детской книге IBBY Российского фонда культуры:

— Я специально приехала из Москвы на торжества по случаю юбилея Академии. Очень тепло, демократично и прекрасный концерт! Думаю, что дух Чайковского, Рахманинова и Римского-Корсакова, которые стояли у истоков, чтобы в Киеве открылась консерватория, сегодня был в зале, и классики порадовались, что их дело живет и процветает. Сегодня Национальная музыкальная академия Украины имени П.Чайковского является брендом высокой культуры и известна в мире. Музыка не нуждается в переводе, и для нее не существует границ!

Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО, доктор музыковедения, профессор НМАУ, член-корреспондент Академии искусств Украины, председатель Киевского Вагнеровского общества:

— Все, кто в настоящее время работает и учится в Академии, чувствуют себя счастливыми. Все прекрасно и торжественно организовано. Замечательный концерт. Особенно хочу отметить студенческий симфонический оркестр под руководством дирижера Игоря Палкина. Они выступали на высоком уровне, достойно аккомпанировали мастерам мирового уровня. Особенно меня поразил Дмитрий Ткаченко (Великобритания-Украина), который потрясающе сыграл «Интродукцию и рондо-каприччиозо» для скрипки с оркестром Сен-Санса. А вчера чудесно выступил наш оркестр народных инструментов. Все концерты, которые проходят почти ежедневно на протяжении двух месяцев (в рамках торжественных мероприятий, посвященных 100-летию Академии) вызывают большой резонанс у меломанов. Мы можем гордиться своими выпускниками и нынешними студентами...

Нам очень нужен ремонт, потому что крыша течет, штукатурка отваливается, стены влажные, зимой очень холодно, а из-за этого портятся инструменты (я уже не говорю о том, как неуютно работать и учиться в полуразрушенном помещении). Но мы оптимисты. У нас очень красивое здание, которое в настоящее время является визиткой не только Киева, но и Украины.

Иван ГАМКАЛО, дирижер Национальной оперы Украины:

— Произведения для праздничного концерта были выбраны контрастные по музыкальности и сложности исполнения, солисты очень хорошие, достойно выступали студенческие коллективы — ансамбль трубачей (руководитель В. Посвалюк), симфонический оркестр под управлением И. Палкина и хор (руководитель Е. Савчук). Пусть новые поколения через 300 лет сделают лучше! Киевская консерватория — это «кузница» кадров не только для главной академической сцены нашей страны, но и для разных оперных театров и филармоний Украины и мира. Сегодня выпускники Академии выступают на всех континентах! Кто-то остается за рубежом, но немало мастеров не забывают альма-матер, приезжают в Киев и дарят свой талант соотечественникам.

Тарас ШТОНДА, солист Национальной оперы Украины и Большого театра (Россия):

— Я горжусь тем, что прошел высокую школу Киевской консерватории. Благодарен всем своим учителям за науку, особенно педагогу по вокалу Людмиле Станиславовне Сухоруковой. Помню разные уроки, хотя прошло уже почти 20 лет. У нас царила очень теплая атмосфера. Мы, студенты, летели на занятия. Я и сейчас не забываю дорогу в консерваторию, с большим удовольствием выступаю в Малом и Большом залах НМАУ. Мне интересно сотрудничать с разными дирижерами, оркестрами, музыкантами, коллегами-вокалистами. Сегодня особенно волновался перед концертом, потому что в зале сидели выдающиеся деятели культуры, бывшие, нынешние и будущие артисты, критики, музыковеды, а петь труднее, когда тебя слышит молодежь, поскольку нужно показать наивысший класс и быть достойным своей репутации, ведь они смотрят, что же покажет мастер. И никакие высокие звания не спасут, потому что, выходя на сцену, ты каждый раз доказываешь, достоин ли называться Артистом.

Марианна КОПИЦА, доктор музыковедения, профессор НМАУ:

— Два года я жила в мире, связанном с историей Киевской консерватории. Несколько дней назад, в рамках празднований, мы представили уникальное издание — книгу «Академии 100 лет»: 300 страниц из 500 отведены именно истории. Впервые опубликованы материалы и исследования о тернистом пути рождения и становления НМАУ. В 1950—1970-х издавались брошюры. Они имели информационный характер с пропагандистским оттенком советской эпохи. Мы углубились в архивы, нашли интересные, ранее никогда не печатавшиеся документы. В книге есть главы о том, что позволяло консерватории выжить в суровые времена. Отсчет с начала ХХ века, Первой мировой войны, 1913 г. — основание консерватории, перевороты, гражданская война, чрезвычайно тяжелые 1920-е, но в истории Академии есть такие вехи, о которых мы впервые рассказываем без идеологической ретуши. Это документы о тех, кто приобщился к рождению высшего музыкального учебного заведения, в частности, о меценатах — Михаиле Терещенко и выдающихся мастерах искусства. О том, что еще Петр Чайковский, приезжая в Киев, говорил, что давно пора иметь в городе консерваторию. Композитора в этом вопросе поддержал Антон Рубинштейн, а особенно Сергей Рахманинов. Он проверял преподавательский состав и в письме написал, что время давно наступило и нужно в Киеве открывать консерваторию. Рахманинов инспектировал два учебных заведения — Саратовское музучилище и Киевское. Он сказал, что «в Саратове есть очень красивое здание, а в Киеве есть все»! Именно позиция Сергея Васильевича стала судьбоносной для нас...

За время существования Академии в разные годы ее возглавляли выдающиеся деятели: Владимир Пухальский, Рейнгольд Глиер, Феликс Блуменфельд, Константин Михайлов, Абрам Луфер, Александр Климов, Андрей Штогаренко, Иван Ляшенко, Николай Кондратюк, Олег Тимошенко, которые заложили крепкий фундамент и традиции, которые ныне продолжает Владимир Рожок.

Очень трудно было работать в 1920—1930-е — голод, холод, эмиграция, и консерватория начала снижать темпы, некоторое время даже называлась техникумом (сползать до уровня среднего учебного заведения)! Но классическая и национальная линия (Николай Лысенко) дали очень хорошие всходы, и с 1919 года Киевская консерватория становится государственным учебным заведением (институтом)... Благодаря ректору Абраму Луферу в 1930-е была открыта аспирантура и школа-десятилетка (то есть начал работать триединый учебный процесс: школа — институт — аспирантура)...

Мы впервые пишем о военном периоде, не только в эвакуации, а как жила консерватория в оккупированном фашистами Киеве. Впервые называем фамилии двух ректоров — Виктора Ивановского и Остапа Лысенко, которые сумели сохранить инструменты, партитуры, помогали педагогам, не успевшим эвакуироваться, чтобы выжить. Они спасали студентов от вывоза на работы в Германию...

Потом были взлеты, падения, агония сталинизма, борьба с космополитами и формалистами, застойные брежневские времена, когда из Украины выехало немало прекрасных педагогов, музыкантов, вокалистов... Но птица Феникс-Академия сумела расправить крылья — и в 1957 году консерватория переезжает на Крещатик в здание с колоннами, которое сейчас является визиткой Киева. Мы рады, что сумели отстоять это помещение... Ректоры-реформаторы 1960-х Иван Ляшенко и Олег Тимошенко — две личности, которые своими спинами закрывали консерваторию от всех неурядиц и слава им, честь и хвала!

В том, что сегодня Национальная музыкальная академия Украины является одним из крупнейших музыкально-образовательных учреждений Центральной и Восточной Европы, — большая заслуга ректора. Владимир Рожок собрал мощный научно-творческий потенциал специалистов (Академия готовит высококвалифицированных музыкантов мирового уровня)!

Мы должны сохранить все лучшее, традиции, наработанные за 100 лет, — уважения, взаимолюбви, взаимопонимания, профессионализма, а моральные ценности для наших преподавателей всегда были на первом месте. Мы гордимся своими студентами, которые скоро выйдут в широкий творческий мир и продолжат нести высокое искусство Украины людям.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать