Перейти к основному содержанию

«Сейчас главное – привлечь молодежь»

Тарас ТКАЧЕНКО, новоизбранный председатель Национального союза кинематографистов Украины — о первоочередных задачах
18 ноября, 11:28

Тарас Ткаченко (11 декабря 1975   г., c. Лукьяновка Таращанского района Киевской области) — телевизионный и кинорежиссер, сценарист. Окончил Киевский национальный университет им. Т.Шевченко (украинская филология) и отделение режиссуры художественного фильма на кинофакультете Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого (в настоящий момент преподает там в мастерской Бориса Савченко). Совместно с однокурсником Тарасом Томенко работал над фильмами «Пересохшая земля» (2001—2004) и «Лиза» (2006). Среди работ на телевидении — «Иван Миколайчук. Книга жизни» (документалистика, 3 серии, 2004), «Право на Надежду» (2008), «Никонов и Ко» (сериал, 2015). Короткометражка «Трагическая любовь к неверной Нуське» (2002—2004) получила ряд призов на международных фестивалях. На этой неделе в общеукраинский прокат вышел полнометражный дебют — лента «Гнездо горлицы».

Однако наш разговор касался вызова, в чем-то намного более серьезного, чем съемки или прокат нового фильма: ведь недавно Тарас Ткаченко стал председателем Национального союза кинематографистов Украины.

— Тарас, стало ли для вас неожиданностью это избрание?

— Нет. Мы об этом говорили много с предыдущим председателем, Сергеем Тримбачем. Он согласился помочь мне войти в курс дел. Так что это, можно сказать, первый случай бесконфликтной передачи власти в НСКУ.

— Что будете делать? Уже наметили какие-то приоритеты?

— Первоочередной и безотлагательный шаг — омолаживание союза. Хотел бы привлечь туда больше молодежи. Сегодня много говорят о том, что союз стар и все решения принимаются старшими кадрами. Но если молодежь будет стоять в стороне сложа руки, то так и будет. Нужно туда вступать и брать все в свои руки. Поэтому сейчас хожу, убеждаю. Понимаю, что для многих это лишено смысла, но мне нужно доказать, что если союз и должны менять для молодых, то никто, кроме молодых, этого не сделает.

— А что, собственно, союз может им предложить?

— Это уже второй момент. Мы понимаем, что сама идея творческих союзов — советская, и они были частью системы перераспределения благ.  В советское время вступление в подобный союз давало определенный статус, защиту, возможность стать в очередь на квартиру и тому подобное. В настоящий момент этого нет, но у НСКУ все же остался определенный авторитет. Поэтому он должен превратиться в инструмент профессиональной защиты кинематографистов. По сути, взять на себя функцию профсоюза, а также — образовательную и координационную роль.

— В чем будет заключаться такое образование?

— Например, сегодня и режиссеры, и вообще многие из творческих работников имеют очень низкую юридическую грамотность. А это сегодня важнейший момент. Поэтому нам это нужно исправлять. Организовывать какие-то консультации или учебные программы, привлекать тех, кто уже ведет подобные курсы. Кроме того, важно начать создание необходимой базы документов. И третье — НСКУ может стать дискуссионной площадкой для формирования общих позиций, в том числе с продюсерами и создателями. Для этого нужно реанимировать почти мертвую на сегодняшний день идею гильдий и наладить диалог между ними. В первую очередь, это касается продюсерской и режиссерской гильдий, надеюсь, за ними подтянутся и другие.

— А чем полезен гильдийный принцип?

— Понимаете, союз сейчас никак не структурирован — ни территориально, ни по профессиям. Это просто дезорганизованная толпа, и это нужно прекращать. Кстати, если уже зашла речь об этом, то территориальные представительства сегодня мертвы, бездейственны. Они были созданы, когда союз получил статус национального, но признаки жизни подают только Одесский и Днепровский. Рано или поздно мы будем создавать фильмкомиссии, — так почему бы не создавать их при участии НСКУ? Тогда они станут не только коммерческой платформой, но и общеукраинской союзной сетью. Это тоже направление, в котором хотелось бы пойти.

— У вас немало работы...

— Да. Понимаю, что не смогу сделать все одновременно, и потому хотел бы по крайней мере очертить эти направления и как-то продвигать. Поэтому я и говорю об обновлении и омолаживании кадров. Нужны люди, которые возьмут на себя этот функционал и начнут им заниматься, — молодые и мобильные, которые в этом найдут еще и коммерческую выгоду, потому что невозможно это делать бесплатно, отвлекаясь от основной профессии.

— Как быстро мы увидим изменения?

— Я установил себе срок, в течение которого пойму, справлюсь или нет. Понимаю, что НСКУ нельзя дергать резко, потому что это организация старая и устоявшаяся, и сегодня этими реформами ее можно добить. Следовательно, это нужно делать осторожно. Я говорю о каких-то стратегических направлениях: буду тестировать и смотреть, работает это или нет. Возможно, мое виденье изменится, когда я изучу проблемы союза подробнее. Пока я вникаю в дела. Руководителю такой структуры необходимо по крайней мере несколько месяцев, чтобы просто разобраться, как все устроено. А затем ее как-то возвращать.

— Вы еще действующий режиссер. Как думаете совмещать свое председательство и кино?

— Да, ближайшие полгода придется пожертвовать режиссерской карьерой. А дальше увидим. Я не абсолютно уверен в себе, меня переполняют сомнения, не скажу, что на 100% все получится. Но пока я взял себе такое тестовое время. Где-то год. Попробую разобраться не только по делам союза, но и в том, как перестраивается моя жизнь и устраивает ли это меня.

— Таким образом, как вы в конце концов смотрите в будущее?

— С умеренным оптимизмом. Многое зависит от тех, кто в настоящий момент поверит в меня и придет в союз. Пока что они соглашаются, готовы идти. Конечно, людей нельзя приглашать просто так, нужно говорить с ними о конкретных заданиях. Если я привлеку людей под конкретные дела — тогда они начнут приходить и что-то делать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать