Перейти к основному содержанию

Шекспир и политики: почувствуйте разницу

Зачем нужны сегодня уличные театры
27 июня, 12:03
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ» КРАКОВСКОГО УЛИЧНОГО ТЕАТРА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА

Программа культурных событий Польского института в Украине поражает насыщенностью и разнообразием, радует постоянной сознательной координацией с нашим художественным процессом. Концентрируя внимание по своим профессиональным интересам на театральных событиях, могу засвидетельствовать, что предлагаемые ко вниманию достижения польских коллег не только свидетельствуют о талантливости их собственных поисков, но и отмечают пробелы в наших поисках. Ситуация с уличными театрами в Киеве и вообще с художественными уличными акциями скорее демонстрирует пренебрежение к этой важной составляющей городской культуры, чем является простым недосмотром за полнотой театральной палитры. Пять раз Международный фестиваль искусств «Київ Травневий» открывался праздничным шествием киевских театров. Я был постановщиком двух парадов коммунальной техники города, церемонии, зафиксировавшей рекорд Гиннеса — самого большого смокинга в мире от Михаила Воронина, парада оркестров ко Дню Гимна Украины. Единственный уличный театр А.Петрова ныне прекратил свое существование. Ой, жаль-жаль! Ведь социологические исследования свидетельствуют о большой эффективности уличных художественных акций в формировании горизонтальных общественных связей, а значит в формировании неповторимости городского сообщества.

Спектакль краковского уличного театра «Бюро Путешествий» собрал на Софийской площади довольно широкий круг зрителей и случайных прохожих. Накануне на Михайловской площади проходила политическая акция, а под стенами древней Софии играли «Макбета» Шекспира. Над всеми висело тяжелое предгрозовое небо. Да и говорили, кажется, тоже об одном — о «венце творения», о «центре Вселенной», о человеке. Так давно признана «суверенность» за его решениями, «безграничность» за его желаниями и вместе с тем абсолютная моральная ответственность за его выбор. В отличие от христианских моралистов, Шекспир не считал «моральную порчу» общества «изначальной», то есть следствием первородного грехопадения. В его понимании она явление историческое. Человек испытывается условиями существования. Главными же пороками человеческими из огромного списка есть жажда богатства и жажда власти. В спектакле окровавленные люди из мира хаоса, в котором порядок природы заменяется логикой смерти, убийство становится ремеслом, а человеческая жизнь разменной монетой, представляют из себя титанов, а на самом деле оказываются уродливыми карликами. Кожаные длиннополые плащи, мотоциклы, стрельба из автоматов, кровь рекой — составляющие комфорта их существования. Мальчик на велосипеде оказывается искуснее, живее их. Они сражаются за корону из патронов, он катает клюкой корону по полу. Четыре женщины (на ходулях) в длинных черных платьях с закрытыми белыми платками лицами — хозяйки времени и пространства, жрицы огня вечности, закрепляют, составляют, перевязывают веревками, таскают с места на место четыре черные колонны-опоры, координаты, столбы обстоятельств бытия. А за ними возвышается замок или крепость власти, которая становится в финале крематорием, в котором на глазах у всех сгорает диктатор. Артисты произносят шекспировские монологи, звучат имена героев пьесы. Площадное действо, конечно, не воспроизводит документального развертывания сюжета. Скорее мозаика самодостаточных эпизодов создает эмоциональную и содержательную форму, которая отсылает зрителя к общеизвестному сонету 66, который, мне показалось, просвещенная толпа была способна прочитать хором:

Зову я смерть.

Мне видеть невтерпеж

Достоинство,

что просит подаянья,

Над простотой

глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном

одеянье,

И совершенству ложный

приговор,

И девственность, поруганную

грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи

беззубой,

И прямоту, что глупостью

слывет,

И глупость в маске мудреца,

пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе

у порока.

Все мерзостно, что вижу

я вокруг...

Но как тебя покинуть,

милый друг!

Вдохновленный голос современного польского искусства услышали в Ужгороде, Тернополе, Луцке, Каменце-Подольском, Тирасполе, Одессе, Желтых Водах, Кривом Роге, Донецке, Днепропетровске, Харькове, Киеве, Белой Церкви, Львове. Органный концерт, концерт камерного оркестра, этно-джазовые группы, академический хор, встречи с поэтами и писателями, фотопроекты и конкурс рисовальщиков, представления уличного и камерного театров доказывали значимость искусства, родство культур наших народов. Польский институт в Киеве — представительство Министерства иностранных дел Республики Польша — во времена, когда значительная часть человечества уже живет без границ, когда понимание общего дома — нашей планеты, единой семьи человечества, приобретает силу закона выживания, демонстрирует дипломатию духовности.

Что человек, когда он занят

только

Сном и едой? Животное,

не больше,

Тот, кто нас создал

с мыслью столь обширной,

Глядящей и вперед и вспять,

вложил в нас

Не для того богоподобный разум,

Чтоб праздно плесневел он...

(«Гамлет», IV, 4)

Действие аудиоперформенса агентства «Арт-Поле» института Адама Мицкевича происходит за привычным обеденным столом. Только деликатесами оказываются музыкальные закуски, салаты и горячие композиции. Усиление и специальная обработка звуков, протирания поверхности стола, смахивание крошек, стук по нему нетерпеливыми пальцами делают их музыкой, которая ритмическим рисунком варьирует от европейского марша к балийскому кетчаку, через афро-рок и алтайское камлание. Звуковая сценка с печатной машинкой точностью воспроизведения звуков составляющих ее механизма развеселила всех, а громкий неудержимый смех мальчика из первого ряда выразил внутреннее восхищение многочисленных взрослых.

Диалог культур формирует тело содружества, взаимопонимания, взаимоуважения. Благодаря работе Польского института он звучит все громче и громче. Если бы среди миллионов его участников сегодня был Юлиан Тувим, наверное, добавил свое:

Ставшее плотью слово

Всегда и повсюду с нами,

И мы пробавляться готовы

Словами, словно плодами.

... Радость дара святого,

Слово — любовь и честь.

Наше насущное слово,

Господи, даждь нам днесь!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать