Перейти к основному содержанию

«Школа Митницкого»

Год назад, 31 октября, ушел в Вечность известный театральный режиссер
30 октября, 17:35
ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

Эдуард Маркович (1931 — 2018 гг.) был инициатором и основателем Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, который называли «Театром звезд». Это был замечательный педагог (Митницкий много лет преподавал в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. И.Карпенко-Карого, где вел режиссерский курс). Сегодня его ученики уже стали известными постановщиками.

Основатель театра оставил после себя поколение учеников, так называемую новую волну «Школы Митницкого». Среди них — главный режиссер Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра — Тамара Трунова, Мунир Бакри (Израиль), Л. Масникова (Чехия), Дмитрий Лазорко, Михаил Лич, Игорь Матиив, художественный руководитель Львовского театра для детей и юношества Юрий Мисак, Алексей Лисовец, Юрий Одинокий, Александр Олексюк, главный режиссер Национального театра им. И. Франко Дмитрий Богомазов, руководитель театра «Ателье 16» Игорь Талалаевский, директор-художественный руководитель Малого театра Дмитрий Весельский и пр.

Мастер находил  и ставил интересные пьесы (поставил более 170 спектаклей не только в Украине, но и за границей) в разных странах мира. Исповедовал театр, который помогает осмыслить важные моменты «жизни человеческого духа». Хотя Эдуард Маркович называл себя прагматиком, но это был романтик, мечтатель и интеллектуал. Красивый мужчина, а годы и седина придавали ему шарма... А еще Митницкий был большим другом «Дня» и придирчивым читателем с первого номера нашей газеты; не пропускал и ни одной фотовыставки. Последние три месяца своей жизни мужественно боролся с тяжелой болезнью, но думал не о себе, а о родном театре... Сейчас, в 42-й сезон, в репертуаре левобережцев можно увидеть четыре его резонансные постановки: «Майн камф, или Носки в кофейнике», «Море...Ночь...Свечи», «Анна Каренина» и «Три сестры».

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Об Эдуарде Марковиче вспоминают его ученики, актеры, театроведы и коллеги:

«ЗАСЛУГА МАСТЕРА В ТОМ, ЧТО ВСЕ ЕГО УЧЕНИКИ — РАЗНЫЕ»

Алла ПОДЛУЖНАЯ, театровед:

— Думаю, не одна я могу сказать об Эдуарде Марковиче Митницком — он подтолкнул меня к мысли о театре. Я не была среди его учеников непосредственно, он стал для меня Учителем духовным и, конечно, лучшим режиссером. А началось все с легендарной «Варшавской мелодии». Впервые я увидела спектакль где-то, когда заканчивала школу, и он настолько меня потряс, что тогда мои несмелые мысли о театре оформились в окончательное убедительное желание связать свою жизнь с этим фантастическим, непредсказуемым миром. Конечно, тогда на спектакле меня покорили актеры, прежде всего — Ада Роговцева, тогда у меня и мысли не было, что главный в любом спектакле — режиссер, и имя Митницкого мне ни о чем не говорило... Знание, понимание и восторг пришли впоследствии. В течение всех последующих лет, по окончании нашего Театрального института, овладевая профессией, я смотрела спектакли Эдуарда Марковича, исследовала его творчество, имела наслаждение общаться, разговаривать с ним, и беседы наши выливались в содержательные интервью, из которых Мастер представал незаурядной творческой личностью со своим особым творческим миром. Митницкий был режиссером-интеллектуалом, его мудрость всегда «просвечивалась» в глубоких, слегка эмоционально сдержанных спектаклях. В этой определенной сдержанности чувствовалась такая затаенная страсть, такая изысканная филигранность ощущений! Мы спорили с ним о необходимости существования режиссерской школы, я имела наивность ставить под сомнение ее необходимость, и как легко Эдуард Маркович разбивал мои доводы и выходил победителем в спорах о школе и ее обязательности в процессе воспитания и становления молодого режиссера. Его звездные ученики, которые сейчас «держат» на своих плечах украинский театр, многоцветно воплощают на сценах все его теоретические и практические постулаты. Заслуга Мастера в том, что все его ученики — разные, что он, дав им основы профессии, не сдержал и не сломал, а предоставил силу творческого полета... Пусть их творчество всегда будет высоким и вдохновит еще кого-то к театру, как когда-то меня Эдуард Маркович...

Митницкий был отдельной театральной планетой. Он прожил долгую и насыщенную  жизнь, оставил много спектаклей, мыслей, книг, а все равно этого мало, хотелось еще его неординарных сценических высказываний, иронических замечаний, мудрых размышлений о жизни, обществе и искусстве. А впрочем, кто хочет и может, тот вспоминает Эдуарда Марковича Митницкого и продолжает диалог с ним...

«У МЕНЯ ЕСТЬ ПОСТОЯННОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ДИАЛОГ НАШ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»

Стас ЖИРКОВ, директор-художественный руководитель Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра:

— Однажды у нас с Эдуардом Марковичем произошел длинный разговор, который я очень хорошо запомнил. И теперь у меня есть постоянное ощущение, что диалог наш продолжается. Я пытаюсь иногда думать о том, не как бы он поступил в этот момент, а как бы он хотел, чтобы поступили в определенной ситуации. Потому что не всегда ты можешь поступить так, как хочется, находясь в рамках определенных обстоятельств. Митницкий — масштабная фигура для украинского театра. Это человек, который оставил после себя учеников-режиссеров, что бывает нечасто у великих мастеров. И я только с благодарностью могу воспринимать то, что он делал, и буду стараться сделать так, чтобы его идеи двигались вперед, развивались, становились сильнее и больше.

Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра — славный театр. Это невероятная история о том, как за сорок лет можно создать коллектив, которому нет равных. Возглавить такой театр и для меня, и для Тамары Труновой — честь и тяжелый процесс одновременно. Потому что в театре, в котором был неизменный руководитель на протяжении всего его существования, который привык работать по определенным законам, менять что-то очень непросто.

Театр не может стоять, он обязан развиваться, и мне кажется, что во многих моментах нам с Тамарой Труновой это удается. И я ей очень благодарен. Она умеет находить ответы на крайне сложные вопросы. Это и есть «Школа Митницкого».

«МОРАЛЬ И ВЛАСТЬ...»

Светлана БОЖКО, журналист:

— Как большое видится на расстоянии, так и величину потери постигаешь в полной мере только тогда, когда проходит время. Год без мягкого голоса в телефонной трубке — очередные поздравления Эдуарда Марковича к праздникам, которые в его исполнении казались не очередными, а исключительными. Без чаепития под старой липой на его ирпенской даче, без премьер  в Театре на левом берегу, на которые он приглашал лично, и отказаться — означало лишить себя чего-то самого-самого важного в жизни... А после спектакля — обязательный визит в его кабинет, где со стен смотрели на тебя фотографии его учеников и учителей, гениев и тех, кого он просто любил. Его воспоминания о прошлом, его оценки современной театральной жизни, его  любопытство к политическим процессам в стране, его попытка осмыслить поступки людей, его горькие слова «Как же так, они (крымчане) жили в нашей стране и предали ее?», его отстраненная углубленность в самого себя среди нашей с Ларисой (женой Эдуарда Марковича) болтовни и вдруг в паузе посреди этой словесной суматохи его вопрос: «Света, с вашей точки зрения, из чего и как рождается любовь»?

Мораль и власть, любовь и ненависть, верность и измена, коварство  — эти темы так или иначе были сквозными во всех его театральных работах. Поставив сотни спектаклей, он, кажется, так и не ответил на вечные вопросы  жизни. Его театральные работы притягивали поиском этих ответов, они не давали рецепты, не несли дидактических установок, как нужно жить, но поднимали из глубины души смятение, печаль и сомнения...

Познакомились мы 25 лет назад. Газета, в которой я тогда работала, стала площадкой для травли Э.Митницкого, который в то время возглавлял труппу Киевского театра им. Леси Украинки. С подачи одиозного Дмитрия Табачника две общенациональные украинские газеты синхронно разместили   публикации, которые намеревались уничтожить творческую репутацию Митницкого и стали формальным поводом для его увольнения с должности. Эти две статьи были анонимными: одна подписана фамилиями актрисы Театра им. Леси Украинки, вторая —   молодого режиссера, любимого ученика Эдуарда Марковича, которые, конечно же, не имели никакого отношения к творению этих пасквилей.  Вот тогда журналистское сообщество разделилось на два лагеря — на тех, кто назвал подлость подлостью, и тех, кто не захотел нарушать правило корпоративной солидарности. Со времени возведения тех моральных баррикад и началась наша дружба.

Я жалею теперь лишь о том, что не сказала Эдуарду Марковичу при жизни, как дорожу этой дружбой, что самым большим уроком благородства, примером жизненной мудрости и моральной высоты стало для меня то, как Митницкий повел себя в той нетеатральной истории. Он ответил не заказными статьями, а искусством, поставив в Театре на левом берегу гениальный спектакль об истории рождения диктатора, об истории рождения зла...

Год без Митницкого... Эдуард Маркович, скорбим о вас!

«ИНОГДА КАЗАЛОСЬ, ЧТО ОН — ДИРИЖЕР...»

Анатолий ЯЩЕНКО, актер Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра:

— В издательстве «Максимум» выходит книга Э.М. Митницкого «Мы живем, пока любим!», 1998 год. Эта книга, я думаю, есть у многих. Для каждого она стала особенной не только потому, что в ней размышления о режиссуре, театре, драматургии, воспоминаниях. А еще и потому, что Эдуард Маркович подписывал книгу каждому лично, индивидуально... И сейчас, читая надпись на своей книге «Моему новому соратнику-другу, коллеге с глубокой верой и симпатией», чувствую гордость, что мне посчастливилось работать с Э.М.Митницким не только в качестве актера, но и быть ассистентом в спектаклях Мастера. Было очень интересно наблюдать, как, разбирая материал, он дает неожиданную характеристику героям, как находит неординарную мотивацию поступков персонажа. Иногда казалось, что он — дирижер, который руководит музыкальными инструментами-актерами. На репетициях он даже употреблял музыкальные термины: форте, пиано, пианиссимо... Благодарю вас, Мастер, за доверие и веру, которые вы внушали. Надеюсь, что в скором будущем Театр драмы и комедии на левом берегу Днепра по праву будет носить имя его основателя — Эдуарда Марковича Митницкого.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ «ТЕАТР МИТНИЦКОГО»?

Анна ЛИПКИВСКАЯ, театровед:

— Когда я сейчас думаю о Митницком, то вспоминаю его таким, каким он «выглядывал» из лучших своих спектаклей (из «Пяти пудов любви» — в первую очередь), — умным, остроумным, саркастическим, хитрым, изобретательным. Для меня он останется эталоном той театральной «чуйки», которой не научит ни один вуз, — способности из самого элементарного, того, что под руками и перед глазами, создать символ. «У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова», — говорил с завистью обездоленный Треплев. А Митницкий накопил в первом акте «Живого трупа» лабиринт мебели, в котором теряются, путаются герои, а во втором все убрал, оставив персонажей в одиночестве и с глазу на глаз в черной пустоте — вот и метафора готова...

Сейчас много разговоров на тему того, что Киевский театр драмы и комедии на левом берегу Днепра уже не является «Театром Митницкого». Но в действительности «Театра Митницкого» уже давно нет — с тех пор, как вышел его последний спектакль, «Три сестры». «Они уходят от нас, один ушел навсегда»... А лучшим продолжением дела Эдуарда Марковича, традиций, которые он заложил, есть и будет театр РАЗНЫЙ. Острый. Отчаянный. Режиссерский!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать