Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сигналы времени

Две январские выставки Елены Голуб
22 января, 00:00

Начало нового 2004 года в творческой жизни Киева отмечено многими яркими событиями. Среди них неожиданные, как фейерверк — две выставки Елены Голуб, члена НСХУ, художницы, которую больше знают по искусствоведческим публикациям, в частности в «Дне».

В галерее «Университет» до 11 февраля (которая работает кроме субботы и воскресенья) экспонируется персональная выставка произведений Е. Голуб с необычным названием — «Триумф желтого зайца». Этому апогею творческого самопроявления предшествовала долгая внутренняя работа с интересными изобразительными находками и сомнениями, периодами длительного молчания.

Творчество Елены Голуб начиналось в 1970-х годах, когда она, объединясь с группой андеграундных художников, пытавшихся отстаивать право на независимый творческий язык, представляет свои первые произведения — «Пустая тарелка», где передает состояние растерянности интеллигенции, невидящей будущего, портреты Д. Чуся, поэтессы Б. Ахмадулиной, «Осеннее одиночество». В это время пишет стихи, в которых звучат порывы и смятение молодой души, ищущей новые перспективы и горизонты. Такой мы видим ее на «Автопортрете» (1976).

Некоторые ее коллеги-единомышленники, так и не получив признания (М. Трегуб и В. Баклицкий) трагически ушли в вечность и только впоследствии были признаны классиками украинского авангарда.

Казалось, жизнь остановилась. Но не для Елены Голуб. Преодолев боль утрат и непризнание, она с новыми силами и приобретенным опытом опять активно выставляется серией произведений, выполненных в конце 1990-х годов. В них гротеск, кое- где ирония граничит с тонким психологизмом, осмыслением человека с его стремлением найти свое место в природе и обществе. За внешней экспрессивной формой с элементами кича просматривается и сочувствие, и симпатия автора к изображаемым ею персонажам. Ее сугубо маргинальные по стилю произведения сразу заняли свою нишу в современном искусстве.

Полотна «Тетя», «Рыбак», «Супергерой», «Чупа-чупс, или Иллюзия равенства» и другие с успехом экспонировались в Киеве («Украинский дом») и в Магдебурге (Германия) на Международных артфестивалях 2000—2002 годов. Среди разнообразия стилей и направлений мирового искусства (в фестивалях участвовали художники почти 20 стран мира), произведения Елены Голуб не терялись, а отличались своеобразными признаками индивидуального и национального стиля. Теперь их можно посмотреть в галерее «Университет».

С 15 по 30 января в Доме художника, в галерее «Мастерская», экспонируется проект фотоинсталяций Е. Голуб «Сигналы неточного времени», который до этого побывал на III Международном арт-фестивале в Магдебурге. Некоторые произведения этой выставки участвовали также в Международном триеннале графики «Еврографик-2003».

Обратившись к современным компьютерным технологиям, художница, как всегда, остро почувствовала пульс и ритм времени. В сопоставлении и сравнении разных исторических фотоматериалов она решает философские проблемы бытия. В новой серии — трансформация семейных традиций и связь поколений («Здравствуй, прадедушка!» и «Здравствуй, прабабушка!»), глобальная перестройка сознания на материале переосмысления тоталитарного прошлого («Да и Нет», «Тоталитарная баллада», «Адресат неизвестен»).

Е. Голуб призывает вернуться к проблемам человека, к познанию человеческой сущности. В ее работах тесно переплетаются судьбы известных людей (Сталин, Гитлер) и персонажей из семейного альбома, которые вместе задействованы в истории. В них возникает вопрос о причастности и ответственности каждого, кто живет на земле, о том, что происходило когда-то и происходит сейчас («С кем быть?», «Он, Она, Они...»)

Сегодня Елена Голуб на новом витке творческого окрыления. Так и хочется перевоплотиться в созданный ею живописный персонаж, стать «Желтым зайцем», чтобы во время всепоглощающей глобализации с ее широкомасштабной экспансией средств массовой коммуникации подняться, как он, над всем, что нас окружает, и наполниться ощущением свободы и независимости.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать