Синергия художников и народных мастеров
Открыт онлайн-музей UA Heritage «ДНК украинской вышивки авангарда»
Вышивка по эскизам Малевича — может показаться, что это звучит парадоксально. Впрочем, сочетание традиционного и современного — идея, которую украинцы использовали издавна. Поэтому и более ста лет назад ведущие художники авангарда (например Казимир Малевич или Александра Экстер) и народные мастера объединили свои усилия, чтобы возродить и придать новое дыхание украинской вышивке. Долгое время эта страница нашей истории оставалась забытой, ведь трагические события ХХ века были беспощадными к этим работам и до сих пор оригиналы эскизов супрематистов для вышивки находятся преимущественно в частных коллекциях (и преимущественно не в Украине). В то же время постепенно все больше становится известно об этом феномене. А с недавних пор каждый желающий имеет возможность увидеть эскизы и работы, воспроизведенные по ним, в онлайн-музее UA Heritage «ДНК украинской вышивки авангарда».
СУПРЕМАТИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ МАЛЕВИЧА ДЛЯ ... ПОДУШКИ И ДВУХ ШАРФОВ
С чего все началось? Узнать об этом можно из информационных материалов музея (научный руководитель проекта — Татьяна Кара-Васильева, доктор искусствоведения, академик Национальной академии искусств Украины). «В конце ХIХ — начале ХХ века образованные представительницы украинской интеллигенции Наталья Яшвиль, Юлия Гудим-Левкович, Варвара Ханенко, Наталья Шабельская, Екатерина Скаржинская, Елена Пчилка считали своим долгом всячески развивать и способствовать возрождению народного искусства, говорится в музейном материале «Краткая история вышивки авангарда». — В их домах и усадьбах собирались предметы старины, создавались артели и школы кустарных ремесел, они субсидировали археологические раскопки, обустраивали выставки и музеи. В Украине возникают центры возрождения народной вышивки, где работают художники-авангардисты, создавая эскизы для последующего воплощения народными мастерами».
ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ ДАВЫДОВОЙ, ВЫШИТЫЙ ТАТЬЯНОЙ ИВАНОВОЙ
Один из самых известных центров организовала Наталья Давыдова в селе Вербовка на Черкасщине (да, именно этой даме известный польский композитор К. Шимановский посвятил Вторую сонату для фортепиано). Также известной была артель в с. Скопцы (Киевская область), которую основала помещица Анастасия Семиградова. Именно в таких центрах известные художники, такие как Казимир Малевич, Александра Экстер, Нина Генке-Меллер и другие, создавали эскизы для украинских вышивок. Впоследствии к этому присоединились и самобытные народные мастера этих артелей — Василий Довгошия, Евмен Пшеченко, Анна Собачко-Шостак, Параска Власенко. Таким образом эти центры превратились в лабораторию по художественным экспериментам.
Более того, речь шла не только о вышивке. В частности, как указано в «Краткой истории вышивки авангарда», в 1915 году изготовленные работы были представлены в московской галерее Лемерсье («Выставка современного декоративного искусства. Вышивки и ковры по эскизам художников»). И как сообщает газета «Русское слово» (№ 6 (19), 1915 гг.): «Яркое солнце Украины заиграло в Галерее Лемерсье... Эти подушки, скатерти, шарфы, халаты, ширмы, ковры, набойки создавались в мастерских руками простых женщин под руководством их интеллигентных руководителей». К слову, на этой выставке были представлены и три супрематические эскиза К.Малевича для подушки и двух шарфов. Также сохранилась фотография американского публициста Оливера Сейлера, на которой зафиксирована подушка с вышитой шелком супрематической композицией (и, как считают видные ученые, вышивка была создана именно по эскизу Малевича). Также найден каталог этой выставки, что является еще одним свидетельством сотрудничества известных художников и народных мастеров.
ФОТОГРАФИЯ С ВЫСТАВКИ 1915 ГОДА, ГДЕ ЗАФИКСИРОВАНО ПОДУШКУ С ВЫШИТОЙ ШЕЛКОМ СУПРЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ
Это не единственная выставка, на которой были признаны результаты этого художественного эксперимента. «В декабре 1917 года А.Экстер и Н.Давыдова устраивают в Художественном салоне К.И. Михайловой «Вторую выставку современного декоративного искусства «Вербовка», на которой представлено более 400 образцов вышивки, выполненной жителями села Вербовка по эскизам многих художников, которые исповедовали идеи супрематизма», — говорится в «Краткой истории вышивки авангарда».
В общем, отмечают организаторы музея, идея сочетания супрематизма с народным творчеством не имеет аналогов в мировой практике.
ДОСТУПНОСТЬ МУЗЕЯ ДЛЯ ВСЕХ
Непростая история ХХ века на долгие годы заставила забыть об этом уникальном украинском наследии. Работы (вышивки, ковры, шарфы...) в водовороте революций и войн были уничтожены, а эскизы попали в частные коллекции. Сейчас эта тема все больше и больше актуализируется. Как рассказала координатор, соорганизатор инициативы музея Светлана Махонько во время презентации музея в Библиотеке им. Д.И. Чижевского, многие российские источники указывают, что вышивка авангарда — это российское достояние (хотя есть и ученые, которые признают, что это украинское наследие). Именно поэтому проекты, посвященные этой теме, играют важную роль и с точки зрения идентичности, чтобы эти эскизы и этот художественный феномен воспринимался в мире как украинский.
Первым шагом к осуществлению этой цели был проект «Возрожденные шедевры» (еще в 2000-х), в рамках которого благодаря длительной исследовательской работе по восстановлению эскизов преподаватели и студенты Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М.Бойчука воплотили эскизы художников-авангардистов в реальность (использовали раритетные нити и полотна прошлого века). Большинство работ сшила кандидат искусствоведения, доцент Валентина Костюкова. Эти работы стали частью экспозиции онлайн-музея UA Heritage «ДНК украинской вышивки авангарда» — вместе с эскизами художников и народных мастеров.
Важна не только визуальная, но и информационная составляющая музея, поскольку найти достоверные данные на эту тему иногда может быть еще тем вызовом. Например, в онлайн-музее можно прочитать дневник Натальи Давыдовой и увидеть ее настоящее фото (в интернете часто иллюстрируют статьи на эту тему фотографией женщины в шляпе — но на самом деле это не Наталия Давыдова).
Как рассказала Светлана Махонько, планируется, что онлайн-музей будет постоянно пополняться, в частности статьями на тему вышивки авангарда. Кроме того, есть намерение напечатать эскизы супрематистов в объеме, а шрифтом Брайля создать описательную информацию, чтобы сделать художественное наследие доступным для всех.