Скрипка и свеча
Дирижер Саулюс Сондецкис о Богодаре Которовиче, киевском каштане и... сверчке
На экране, установленном на сцене Национальной филармонии, зрители увидели документальный фильм, где запечатлены фрагменты выступлений выдающегося музыканта, одного из основателей украинской скрипичной школы Богодара Которовича (1941—2009 гг..), а потом вышли музыканты камерного ансамбля «Контрасты Киев-Классик» (художественный руководитель, пианистка Евгения Басалаева). Творческий проект «Элитные вечера камерной музыки» состоялся при содействии Президентского фонда Леонида Кучмы «Украина», Фонда Евгении Басалаевой «Киев-Классик» и поддержке Посольства Литвы в Украине — это дань памяти скрипачу, дирижеру, педагогу, единомышленнику.
Программа «Посвящение» (укр. «Присвята») стала путешествием по страницам концертных программ мастера. Это позволило вспомнить Богодара Антоновича и как фантастического исполнителя, и как создателя прекрасного коллектива «Киевские солисты», и как учителя, воспитавшего несколько поколений музыкантов. Прозвучали любимые произведения маэстро в исполнении его учеников, признанных в музыкальном мире скрипачей — Богдана Пивненко, Владимира Астраханцева (Германия) и Святославы Семчук. Выступили и юные музыканты — студенты НМАУ Марина Деметкова, Анастасия Микусевич, Оксана Пинчук, Диана Тищенко, Александр Пушкаренко, ученики КССМШ им. М. Лысенко Антон Которович и Олег Дудниченко. А из Литвы, специально для участия в концерте, прилетел легендарный маэстро Саулюс Сондецкис, друг Богодара Которовича.
Вечер открыл «Грустный вальс» Сибелиуса, о котором сам скрипач говорил: «Этот вальс трогает самые глубокие и самые тайные струны моей души...». Прозвучали Прелюд и Аллегро Крейслера из цикла скрипичных миниатюр «Классические рукописи» в обработке Саулюса Сондецкиса для фортепиано и струнных. Эмоционально, возвышенно исполнили музыканты Концерт для фортепиано, скрипки и струнного квартета Эрнеста Шоссона, и чудным голосом пела солирующая скрипка Богданы Пивненко. Интересно, что ноты сочинения маэстро Сондецкис подарил своим друзьям Богодару Которовичу и Евгении Басалаевой, и они стали первыми исполнителями концерта в Украине. Завершила первое отделение нежная «Колыбельная» Евгения Станковича, написанная композитором для дуэта Которович —Басалаева.
Второе отделение своей атмосферой напомнило цикл концертов «Ночные серенады», которые проводил Богодар Антонович в 1980-е годы в Мариинском парке Киева. Прозвучали два концерта Вивальди для четырех и двух скрипок, исполненные с гармоническим вдохновением студентами и ансамблем «Контрасты Киев-Классик». Символично, что среди молодых скрипачей был продолжатель музыкальной династии — Которович-младший (Антон — ученик 10 класса КССМШ им. М. Лысенко, впервые выступал в филармонии как солист). А одна из солисток — студентка 1 курса НМАУ Марина Деметкова, вспоминая своего учителя, сказала: «Мы его очень любили. Он был потрясающий педагог и великий человек».
Звучал Паганини — Каприс ля минор для скрипки соло, и исполнение Александра Пушкаренко покоряло слушателей искренностью и виртуозностью. А Владимир Астраханцев блестяще солировал в пьесе «Венецианский карнавал» Паганини — Эрнста для скрипки и струнных. Напомним, что в 1999 году Богодар Которович единственный среди украинских исполнителей был удостоен права сыграть на уникальной скрипке Паганини работы Гварнери. Легендарный инструмент на два вечера доставили из Генуи в Киев специальным рейсом, и в Национальной филармонии и Национальной опере состоялись два аншлаговых бенефиса в дуэте с Евгенией Басалаевой в сопровождении ансамбля «Киевские солисты».
В Концерте Баха для двух скрипок и струнных солировали Святослава Семчук и Владимир Астраханцев, и исполнителям удалось передать в звуках космическую мудрость сочинения, которая утверждает, что назначение музыки — дарить людям радость.
Все время, пока длился концерт, на экране светился кадр — скрипка и горящая свеча. А в финале вновь демонстрировалась запись, где Богодар Антонович исполнял «Мелодию» Мирослава Скорика. Все музыканты вышли на сцену, а в зале люди поднялись и слушали стоя. Вечер завершился на светлой ноте, напомнив слова Евгении Басалаевой: «Богодар не признавал грусти, он был большим оптимистом. И говорил: «Когда человек уходит, не нужно грустить. Может быть, там лучше, там радость, там птицы поют». Поэтому пусть это будет не вечер памяти, а просто посвящение Богодару, как будто он с нами играет на сцене. Будем с ним вместе»...
Я благодарен, что меня пригласили на концерт памяти моего большого друга Богодара Антоновича Которовича, — рассказал «Дню» знаменитый литовский дирижер Саулюс СОНДЕЦКИС. — Всегда я чувствовал его искреннюю поддержку и отношение, которого ждешь от настоящего друга. Котрович был очень надежный человек, никогда не подводил, не предавал, ему можно было доверять — а я это больше всего ценю в людях. И был музыкантом высокого таланта. Трудно представить весь огромный масштаб его деятельности, а он, за что ни брался, всегда был на высоте и блестяще держал эту планку. Уникальный скрипач, талантливый педагог. А какой ансамбль создал, как работал с ним — да он жил этим ансамблем!
Начиная с 1880-х годов наши встречи и творческие связи были очень активны. Мы вместе выступали с концертами в Вильнюсе, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, в других городах — с Литовским и Львовским камерными оркестрами (в ту пору у Богодара еще не было своего ансамбля «Киевские солисты»). Сделали много записей на радио с Львовским камерным оркестром. А когда выступали во Львове — на родине Которовича, — я узнал его отца. Помню концерты, когда играли Богодар с братом Олегом и Олег Крыса с братом Богданом, все — прекрасные скрипачи... В программу вечера памяти Богодара Которовича включили два концерта из «Гармонического вдохновения» Антонио Вивальди (цикл из 12-ти концертов, в котором четыре концерта для одной скрипки, четыре для двух скрипок и четыре — для четырех), играли в Киеве, а солировали братья Которовичи и братья Крысы. Мы выступали во Дворце «Украина», и зал был полный, публика прекрасно принимала. Концерты Вивальди — очень красивые, шлягерно-заводные, я даже говорю, что Вивальди писал что-то вроде рок-музыки — только с хорошим вкусом и нужным благородством, а это то, чего часто рок-музыке очень не хватает.
Запомнились и выступления в Мариинском парке, которые проводили с Богодаром Которовичем в Киеве. Вначале «Ночные серенады» мы вместе исполняли на курорте Паланга, но у нас в Литве погода капризная и концертам часто мешает дождь, а у вас в Киеве климат более благоприятный, летние вечера были теплыми... Знаете, я не люблю слушать свои записи, но есть одна с Богодаром Которовичем — образцовая. Это концерт Л. Шпора, написанный в стиле итальянской оперы. Когда мы ее делали в одном киевском клубе, то произошел необычный случай. Играем — и вдруг слышим какой-то звук, похожий на «тири-тири». Наш звукорежиссер спрашивает сердито: «Что там у вас в оркестре?!». Ничего. Снова начинаем играть — и опять этот звук. Наконец, мы поняли, что это сверчок. Когда мы не играли, он молчал, но как только начинали играть, он тоже добавлял свой голос! Пришлось нам искать новый зал и делать перезапись... Та запись доя меня очень дорога — Богодар Которович играет потрясающе, необыкновенно красиво: виртуозные речитативы, потом фейерверк в финале, и все так вдохновенно, как это игралось во времена великих романтических скрипачей! Меня трогает, что о Богодаре Антоновиче помнят, что не нарушена связь поколений, и ныне украинскую скрипичную школу достойно представляют его ученики.
Выпуск газеты №:
№60, (1996)Section
Культура