Перейти к основному содержанию

Скромная американская мечта

Не только его название, но и темы продемонстрированных фильмов, как это и обещали организаторы данного кинофорума из Посольства США, перекликались с тем, что сегодня происходит в центре украинской столицы
24 декабря, 17:30
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «42» КАДР ИЗ ФИЛЬМА «42» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ФЕСТИВАЛЯ

Майдан, через призму которого хочешь не хочешь, а воспринимаешь сейчас любое событие, не способствовал успеху фестиваля. Его потенциальные зрители вот уже второй месяц подряд отстаивают свои убеждения в реальной, а не виртуальной жизни, для чего ежедневно выходят на холодные улицы и площади Киева. Поэтому фестивальные фильмы, которые в других обстоятельствах могли бы пройти с аншлагами, демонстрировались в полупустом зале. И даже бесплатная программа документальных лент (в обеих афишах было показано по 8 фильмов) не привлекла киевских синефилов — с пульсирующей тысячами горячих сердец правдой Майдана, обкуренной дымом многочисленных костров, около которых греются протестующие, не способно конкурировать никакое кино.

Между тем, американцы привезли в Украину действительно хорошие фильмы, авторы которых пытаются сохранить свою независимость от тех коммерческих требований, которые диктует оккупированный Голливудом мировой кинорынок. Большинство картин, которые вышли в свет в этот году, успели не только побывать на многочисленных международных кинофорумах, но и получить там престижные награды. Несмотря на это, в украинский прокат, который за редким исключением развлекает зрителей, а не сеет в его душах умное, доброе, вечное, показанные на «Независимости» фильмы, скорее всего,  не попадут.

Открылся фестиваль картиной Александра Пэйна «Небраска», которая на Каннском кинофестивале получила заслуженную награду, — исполнитель главной роли Брюс Дерн был признан лучшим актером. В черно-белой «Небраске» нам показывают Америку, которую не увидишь в голливудских блокбастерах. Авторы картины переносят нас в маленькие провинциальные городки, жители которых не являются ни супергероями, сражающимися с мировым злом, ни успешными политиками, бизнесменами, артистами или спортсменами, которые демонстрируют миру, как воплощается в жизнь большая американская мечта. Более того, герои «Небраски»,  выражаясь современным языком, являются лузерами, которые проводят все свободное время либо перед телевизором, либо в дешевых барах.

Видно, что Пэйн любит именно такую, непарадную Америку. Вместе с оператором режиссер любуется ее далекими от требований туристической индустрии пейзажами и проницательно рассказывает историю немолодого человека, который поверил в осуществление мечты, если обратиться к лексике Остапа Бендера, любого «идиота» — стать миллионером. Герой Брюса Дерна, несмотря на уговоры родственников, пытается попасть в другой город, где, как ему кажется, сможет получить выигранную в лотерею заповедную сумму. Он не поверит в то, что полученный по почте лист бумаги с цифрой $ 1 000 000 является лишь рекламным трюком, а не сообщением о выигрыше до тех пор, пока благодаря сыну не доберется до скромной лотерейной конторы. Интрига картины строится на том, что нам очень хочется, чтобы все, кто насмехается над наивной верой старика в осуществление своей мечты, ошибаются, и он таки получит злосчастный миллион баксов. И купит злополучный грузовик, который и является скромной американской мечтой героя. Итак, не будем лишать зрителя удовольствия эту интригу пережить, поскольку картина, хочется в это верить, со временем может появиться если не на наших киноэкранах, то в интернете. Остановимся на другом: авторы «Небраски» — и за это им хвала и почет, — поддерживают нашу веру в то, что настоящей ценностью даже этого грешного мира являются не деньги, а отношения. Что реализовать свою человеческую природу и стать счастливым нам помогает способность к жертве ради тех, кого любишь, кому обязан своей жизнью.

Кроме темы человеческой жертвенности, которую украинцы в который раз демонстрируют миру на Майдане, актуальность программы Фестиваля «Независимость» для нашей нынешней социально-политической ситуации раскрылась в картинах «42» Брайана Хелгеленда и  «Станция «Фрутвейл» (режиссерский дебют Райана Куглера). Обе разворачивают свой сюжет на основе реальных событий. Число 42 является номером  известного американского игрока в бейсбол Джеки Робинсона (Чедвик Бозмен), которого Бренч Рики (Харрисон Форд), легендарный главный менеджер команды «Бруклин Доджерс» в 1946 году взял в команду. Сейчас, когда Белый Дом возглавляет Барак Обама, трудно поверить в то, что семьдесят лет назад в США в результате политики сегрегации чернокожие спортсмены не могли играть в одной команде с «белыми» бейсболистами. Общественный скандал, который спровоцировало решение Рики включить в команду чернокожего Робинсона, и двигает сюжетом ленты «42». Что ценного в ней для нас нынешних? В первую очередь, вера в то, что справедливость, человечность всегда победит. Но ради этой победы нужно овладеть терпением и смиренностью. Джеки Робинсон не смог бы играть в одной из самых успешных команд мира и прокладывать путь в большой спорт другим афроамериканцам, если бы на оскорбления, на насилие отвечал бы насилием. «Тебе нужен игрок, который не владеет достаточной силой, чтобы ответить на вызовы?» — спросит он у Бренча Рики. «Мне нужен игрок, который владеет достаточной силой, чтобы не ответить на  вызовы» — ответит знаменитый спортивный менеджер, объяснив и нам, что истинная сила находится в сфере духа, а не бицепсов или милицейских дубинок. Майдан недавно подтвердил справедливость этой истины.

О том, что милицейскими дубинками, как любит говорить об этом Кличко, пытаются закрыть рот гражданам не только Украины, но и «свободной» Америки, рассказывает фильм «Станция «Фрутвейл» (кроме других призов, получил награду «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале). В первые часы 2009 года в нью-йоркском метро полицейский случайно, как об этом он сам заявил, убил двадцатидвухлетнего чернокожего парня. Это событие всколыхнуло США, вызвав многочисленные протесты по всей стране, которые 1 января, в день смерти Оскара Гранта (Майкл Б. Джордан), проводятся до сих пор. Так что несправедливость господствует не только в странах третьего мира, в списки которых при нынешней власти можно включать и Украину, но и в так называемом цивилизованном мире. А это наводит на мысль о том, что настоящей независимости, которую украинский народ теперь завоевывает в борьбе на улицах и площадях страны, нам стоит искать не на Западе, и тем более, не в Евразийском политическом образовании, а на каком-то ином пути. Жизнь Майдана сейчас на этот путь указывает, вот только прислушиваемся ли мы к его урокам?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать