Слово Стефаныка «зазвучало»... в пластике артистов «Академии движения»

Кривой Рог отметил юбилей любимого театра. Нет в городе человека, который бы не знал о «Театре Бельских», как здесь называют детище Александра и Антонины Бельских, которые 40 лет тому назад начали путь детской студии пантомимы, а ныне создали высокопрофессиональный театр. Годы работы сформировали самобытность и оригинальность коллектива, выкристаллизовали в смене поколений уникальный авторский стиль, определяемый наличием высокой художественной эмоциональности, обязательного философского умозаключения, оглушительных по силе воздействия визуально-пластически-зримых образов.
За 20 лет профессиональной деятельности, когда Театр музыкально-пластических искусств «Академия движения» стал городским и академическим, его почитатели привыкли к тому, что тут спектакли — не просто отдых или развлечение, а здесь надо включать работу ума, чтобы уметь считывать эстетические и интеллектуальные коды, быть готовым восхититься изысканным пластическим действом этого безмолвного театра.
Юбилейная афиша «Академии движения» пополнилась новым спектаклем — пластической драмой «Дидух» по мотивам новелл «Камінний хрест», «Похорон», «Катруся», «Злодій» Васыля Стефаныка. Автор, сценограф, художник по свету и режиссер А.Бельский не случайно выносит в название спектакля фамилию главного героя одной из новелл. Без имени она становится словом из украинского фольклора. В давних традициях соломенный дидух был оберегом рода, символом урожая, благополучия, богатства и бессмертия. Многозначительность этого образа рождает масштаб сценического рассказа. Тема вынужденной эмиграции украинцев, их насильственной оторванности от родной земли, бедствования, голода и неизбежности, мощно поднятая Стефаныком в своей прозе, неожиданно актуально звучит сегодня.
Спектакль начинается с песнопения-молитвы. В таком своеобразном музыкальном исполнении (автор музыкального образа спектакля А. Бельская), она звучит величественно и возвышенно. В ней вечная надежда на милосердие Всевышнего. К нему безмолвно будут обращаться все герои, борясь с обстоятельствами своей бесправной жизни.
Знаком отъезда за океан становится поезд. Условность этого образа благодаря режиссерской фантазии до гениальности проста. Три красных огня в глубине сцены, в клубах дыма звук набирающего ход состава и полная иллюзия движения этой махины, надвигающейся на зрителей. Тема вокзала выступает в спектакле метафорой пограничья между жизнью и смертью, между бытием и неизбежностью.
Еще одна выразительная сценографическая деталь, становящаяся многофункциональным образом, — круг на авансцене. Это основное место действия. Круг жизни, общей и индивидуальной, коловорот происходящего, он превратится в плуг, в который впрягается Дидух (Сергей Бельский) и потянет, чтобы засеять свою землю. В жернова, перемалывающие не зерно, а... людей, они в замедленном рапиде соскальзывают с подиума и падают словно в землю... В бричку, на которой они с Женой (Виктория Ивасих) повезут свою умирающую Катрусю (Наталия Корчак). Как пронзителен танец ее освободившейся души. А похоронная процессия односельчан с маленьким, словно игрушечным, гробиком. Сорванные с голов платки женщин отчаянно взлетают вверх и опускаются, как комья земли, погребая детское тельце.
Напряженность действия передается чрезвычайно насыщенной палитрой пластического рисунка. Исполнители с выразительной мимикой, удивительной пластикой, техникой движения создают колоритные композиционные картины, составляющие сюжетную цепь... Даже тем, кто не знаком с творчеством Стефаныка, понятен сюжет о трагедии жителей одного села, семьи Ивана Дидуха в тот момент, когда им нужно покинуть Родину, когда они вынуждены сделать это против своей воли. Но отъезд этот означает не просто расставание с Родиной, он равнозначен смерти.
Кульминацией становится сцена, в которой Дидух-Бельский в платок, где когда-то у него был завернут хлеб, набирает пригоршнями воображаемую землю, родную...
В новелле Иван Дидух ставит по себе на Родине каменный крест, тем самым говоря, что здесь остается его могила, жизнь закончилась. Эту финальную точку в спектакле С.Бельский ставит на наивысшем градусе сопереживания героям. Деревянный брус, что становится основанием креста, Дидух-Бельский и Жена-Ивасих в выразительной мизансцене несут вверх, совершают свой путь на Голгофу. И замрут на вершине подиума, образовав своими фигурами крест. Таким двойным распятием усиливается образная метафора распятия всего народа.
После «Дидуха» театра «Академии движения» понятным становится ответ на вопрос: «По ком крест?» Без родной земли этот крест — по нам!
Выпуск газеты №:
№243, (2014)Section
Культура