Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Служанки» — 20 лет спустя

03 октября, 00:00
АКТЕРЫ САМОВЫРАЖАЮТСЯ ВО МНОЖЕСТВЕ ИПОСТАСЕЙ / ФОТО ИЗ АРХИВА МОСКОВСКОГО ТЕАТРА РОМАНА ВИКТЮКА

Туром по семи городам Украины (Львов — Одесса — Севастополь — Запорожье — Донецк — Киев и Харьков) отмечает юбилей спектакль, ставший уже легендой.

И вновь экстравагантный Роман Виктюк кружится в танце вне времени... Спектакль «Служанки» Ж. Жене Московского театра Романа Виктюка можно смотреть без устали. И каждый раз сумеешь ощутить то эстетически-художественное переживание, которое вызывает некогда казавшаяся сумасшедшей идея режиссера предложить мужчинам сыграть женские роли. И пусть идея эта была подсказана самим драматургом Жаном Жене, высказывание которого звучит в начале спектакля на французском языке — Роман Виктюк сумел ее убедительно воплотить в сценическую жизнь и с полным правом повторить в конце спектакля, уже на русском, слова Жене о том, что «В «Служанках» должны играть только мужчины. И только»...

К сюжету «Служанок» неискушенному зрителю приходится «продираться» с трудом. Тут не поймешь, где явь, где игра, где реальность, а где театр. Мужчины в женских платьях, играющие самих себя, изображающие других женщин. Но в этой провокации смысл лишь один: заставить зрителя вообще отказаться от слежения за ходом событий, а предложить просто наслаждаться звуками роскошной музыки, погрузиться в волны созерцания, эмоционального наслаждения изысканным стильным интерьером, ампирными линиями декораций, зеркал, неимоверно красивыми костюмами, вязью вычурных движений актеров, завораживающими ритмами и тембрами их нарочитой, деланной речи.

Главное действующее лицо спектакля «Служанки» — это атмосфера. Она царит над всем происходящим. Актеры (Дмитрий Бозин, Дмитрий Жойдик, Алексей Нестеренко, Иван Никульча) словно «купаются» в предложенных режиссером, вслед за автором, условиях игры. Благодаря их безупречному исполнению, пику соединения внутренней задачи с идеальным внешним исполнением в заданной манере, в спектакле вибрирует особый трагический трепет. Тут удивительным образом происходит смешение поэтического и низменного, возвышенного и порочного. Ж.Жене не стремился в своей пьесе отобразить реальный мир, он создал иллюзию события, свой собственный взгляд на него. Как нельзя лучше эта иллюзия ответила режиссерским представлениям Романа Виктюка. Так из этой причудливой, импульсивной пьесы родился спектакль, в котором игра, лицедейство возведены даже не в третью, а в какую-то не поддающуюся математическому определению степень. Это уже не просто спектакль в спектакле, театр в театре, это своеобразный театральный ритуал, интереснейшая художественная задача — дать актеру самовыразиться во множественности ипостасей, быть одновременно собой, персонажем и еще кем-то.

Сцена, огороженная перилами белых балетных станков, выглядит словно ринг, ждущий соперников в вечном поединке действительности и мечты. Здесь соревнуются персонажи, которые и сами до конца не могут разобраться, что происходит в их душах и сердцах. Живописно двигаясь в лавине музыкальных мелодий, в головокружительных па, в неимоверных изгибах рук и тел, грациозно перебрасывая подолы прекрасных платьев через перила, они словно выбрасывают белый или красный флаг... Победы или поражения... Акт творчества завершен... Победителей и побежденных здесь нет, ибо вся эта игра была сотворена во имя Театра.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать