Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

Слышать время

«Сичеславна» определила победителей
2 апреля, 2018 - 19:16
Спектакль «С любовью не шутят» Запорожского муниципального театра танца

Старейший в Украине Фестиваль-конкурс на соискание Высшей театральной награды Приднепровья «Сичеславна» проводит Днепропетровское межобластное отделение Национального Союза театральных деятелей Украины. В этом году это важное для региона культурное событие происходило в двадцать шестой раз.

В фестивальный круг привлечены все театральные коллективы городов Приднепровья. Обзор того, что сделано театрами Запорожья, Кривого Рога, Павлограда, Каменского, Днепра за год, определяет лучших в традиционных номинациях, которые обычно представляют работу сценического искусства: спектакли для взрослой и детской аудитории, исполнители главных и второстепенных ролей, режиссерское, сценографическое, композиторское, хореографическое мастерство, дебютные работы, которые в этом конкурсе называются «Надежда Сичеславны».

Кроме того, что афиша «Сичеславны» - это способ сделать яркий художественный праздник для поклонников театра и возможность поставить под знамена Мельпомены новых горячих «бойцов», для профессионального жюри, задача которого определить победителей, - это возможность посмотреть на театральный процесс в целом, сравнить и увидеть сегодняшнее движение театров, узнать о направлении их творческих поисков, сравнить с прошлым годом, отметить изменение, улучшение или ухудшение художественного состояния и соответствие современным актуальным веяниям искусства. Словом, понять способность театров слышать время и их умение эстетически реагировать на его вызовы и потребности.

«АВАНГАРДНОЙ ПОИСК РЕФОРМАТОРОВ»

В перечне представленных спектаклей, а их было 24, при многообразии обращений к драматургии, преобладает, как ни странно, комедийный жанр. Зритель, несмотря на время, обстоятельства и общественную ситуацию, продолжает предпочитать развлекаться. Оказывается, мало что меняется с тех времен, когда корифей украинского театра Иван Карпенко-Карый вложил в уста своего персонажа возглас: «Комедию нам дайте, комедию...» И что же, публика требует - театр предлагает! И появляется ряд вымышленных жанров: абсурдная комедия, комедия страсти, трагикомедия, комическая опера, детективная комедия, почти комедия, музыкальная комедия, и даже «узвар малосольных водевилей»! Тенденция, на мой взгляд, несколько угрожающая. Конечно, развлекательную функцию театра не отменить, и этого не надо делать. Но театр даже в развлечении зрителя должен не забывать о своем высоком предназначении. Почему смеемся, для чего, над чем? Только при четком понимании творческих задач есть возможность избежать стереотипной низкопробности конечного сценического результата. На «Сичеславне-2018» были примеры того, что режиссеры выглядели не слишком требовательными к себе, к актерам, не слишком ответственными перед зрительской аудиторией и как-то вовсе не чувствительны к тому, как меняется время и реальность вокруг нас. О таком можно отметить в спектаклях: «Емелины фантазии» Криворожского театра кукол, «Фараоны» А. Коломийца Криворожского театра драмы и музыкальной комедии им. Т. Шевченко, «Три идеальные пары» А. Касоны Днепровского молодежного театра, «Ради семейного очага» И. Франко в Днепровском театре драмы и комедии. Здесь общение со зрителем происходит сценическими средствами и художественным языком позавчерашнего дня. И не стоит театрам тешиться тем, что звучат аплодисменты. Это обманчивое утешение для тех, кто продолжает существовать на штампах, не хочет двигаться вперед, не может откликаться на вызовы времени, искать идеи нового театра, быть серьезным в разговоре со зрителем, который живет в XXI веке, а не в дебрях бывшего соцреализма.

Признаком последних лет становится тенденция смены творческих поколений. Циклы таких трансформаций наблюдаются в истории театрального искусства, это нормальный эволюционный процесс. Сегодня в театральное пространство Украины «врываются» новые творческие силы актеров, режиссеров, сценографов, драматургов. Молодые, активные, амбициозные, как правило, бескомпромиссные. Как они изменят театр, куда его заведут и не станут ли, преодолев старых «драконов», новыми, прояснится чуть позже, но на этом рубеже четко видно противостояние поколений, борьбу грядущего и настоящего, отрицание архаичности прошлого конструктивизмом нового. В споре поколений должна рождаться истина. Желаемого баланса сил, настоящих и последующих, наверняка не достичь, пожилому зрителю не будет понятен авангардной поиск реформаторов, а молодой человек вряд ли заинтересуется традиционным украинским театром, и все же разговор со зрителем в любом театре должен базироваться на критериях настоящего искусства.

Смены поколений, не то чтобы тотальной, но и одиночной, в театральном пространстве Приднепровья не наблюдается. Почти во всех театрах остается многолетнее художественное руководство и ростки прогрессивного ощущаются разве что в Запорожском театре танца, Днепровском телетеатре, Запорожском театре-лаборатории «VIE», Днепровском театре кукол. Традиционно высокую планку искусства держит уникальный в своей жанровой принадлежности Криворожский театр музыкально-пластических искусств «Академия Движения» и Днепровский молодежный театр «Верим!». Эти коллективы, возможно, в силу того, что они из разряда так называемых авторских театров и имеют постоянную общность единомышленников, хорошо слышат время. Их представления, образные, современные и зрелищные, мудрые и философские обозримые, заставляют «работать» душу зрителя, ставя перед ним непростые и важные вопросы бытия.

«Академия Движения» работает в зоне пластического молчания. Но как красноречивы их мощные по мысли и эмоции прорывы в неизведанное. В трагифарсе «Искушенные жаждой» А. Бельского приводится образ бывшей советской эпохи, которая бременем сдерживает продвижение вперед, к будущему. Процесс переосмысления происходящего в ряде визуальных новелл, болезненный и трагический. Только четыре исполнителя демонстрируют олицетворение известных героев времени: ветеран войны, боец революции, мажор, топ-модель, жертва любви, обреченный. Выразительным пластическим рисунком в образных мизансценах на фоне кирпичной стены постановщик предполагает - выход из тупика возможен только через перерождение, моральное постижение того, что произошло с целым народом.

Не менее серьезный разговор в «Академии Движения» и с детьми. В невероятный мир фантазии они попадают в спектакле «Алиса в Зазеркалье» по Л. Кэрроллу (инсценировка и режиссура Сергея Бельского). Природа сказки раскрывается ярко, здесь поле для всевозможных чудес. Как в кроссворде - множество визуальных выдумок, интересных пластических композиций, которые виртуозно творят призрачный мир зазеркалья, избегая примитивности и однообразия, взамен предлагая оригинальную небанальность в изображении сказочных персонажей.


Спектакль «Фарфоровый кролик»  в Днепровском Театре «Верим!»

Глубокой философской притчей выглядит спектакль «Фарфоровый кролик» (инсценировка и режиссура Варвары Ворониной) в Днепровском Театре «Верим!». Он охватывает все слои зрительской аудитории, достучится до эмоций и взрослых, и детей. Здесь большие часы становятся образом действия. По их стрелкам вращается жизнь фарфоровой игрушки, история которой красноречивой интонацией подтекстов и смыслов рассказывает о любви, ее высоком предназначении, об отношениях между людьми, о необходимости сострадания, о непредсказуемости круговорота жизни. Честно, искренне, оперируя чрезвычайно выразительными театральными метафорами, актеры доказывают, что театр, как настоящий демиург, способен творить новые вселенные.


«Бешеная голубка»

В режиссуре Людмилы Колосович Днепровский телетеатр представил две работы - «Хочешь, анекдот расскажу?» Л. Бугадзе и «Бешеная голубка» Т. Иващенко. Сборником анекдотических миниатюр грузинского драматурга режиссер проводит параллели в общественной ситуации Грузии и Украины. Ненавязчиво и тактично показано сходство черт характеров двух народов. Ироническая стилизация образов грузин, их склонность к юмору в любых обстоятельствах, придает оптимистичности этому рассказу, а вымышленная форма представления, где каждый анекдот неожиданно «отражается» звуком выстрелов, отмечает хрупкости границы между жизнью и смертью, переводит действие в плоскость строгой современной реальности.


«Бешеная голубка»

Биографическая история жизни и творчества художницы Фриды Кало в спектакле «Бешеная голубка» выведена на уровень притчи о трагедии таланта. Актриса Светлана Сушко в роли Фриды со своим сценическим двойником (Ольга Тихоненко) - душой, судьбой, роком, создает объемный образ распятия художника на кресте собственного таланта. Динамичное, визуально изысканное, эмоциональное действо, в котором актрисы, доведенные до портретного сходства с Фридой Кало, играют просто-таки сумасшедшую историю любви, невероятную трагедию ощущения высокой несправедливости от разрушенного здоровья. Силой духа, победой над болью, высотой и мощностью таланта Фрида подобна Лесе Украинке. Параллель обоих грандиозных фигур искусства эмоционально прослеживается в спектакле, хотя мир, созданный здесь, латиноамериканский - горячий страстями и колоритом красок фантастических полотен художницы. Привязанная и забинтованная Фрида на платформе, которая служит ей стилизованной коляской, воспринимается образом таланта, который погибает на эшафоте своего назначения.

«МОДЕЛЬ РАЗГОВОРА СО ЗРИТЕЛЕМ - ПОДНЯТЬСЯ К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ И ЭСТЕТИЧЕСКОМУ УРОВНЮ ТЕАТРА»

Каждый спектакль Владимира Петренко в Театре «Верим!» становится в художественном смысле событием. Он всегда находит глубинность мысли в литературном материале и адекватно переводит его в сценическую форму. Режиссер чувствует, как создать образ спектакля, выделить нужные ассоциации, как заставить «зазвучать» все скрытые смыслы. Пример Театра «Верим!» - это модель разговора со зрителем, когда ему предлагают подняться к интеллектуальному и эстетическому уровню театра. Бесспорно, в Днепре этот коллектив - лидер художественного поиска новых театральных путей, ведения неординарного, искреннего диалога со зрителем, честного творческого общения. Обратившись к повести российского писателя Н. Лескова «На краю света», режиссер находит в ней болевые точки моментов сосуществования людей, народов, несмотря на временные рамки. В лаконичной форме представления, согласно сентенции - «днем с огнем ищу человека», постановщик закладывает глубинные смыслы, которые точно проектируются с проблем далеких сибирских народов на проблемы общечеловеческие, в том числе и украинские. На почве литературы другой страны, другой эпохи вдруг прорастает история о нас, сегодняшних жителях Украины, наших бедах и недоразумениях. Метафоры, как говорится, толпятся - в тексте, в визуальном ряду, в звуковедении. Человек и власть, народы-соседи, навязывание своего мнения и нетерпимость к другим, верующий и церковь, противостояние конфессий. Чужие далекие стихии, чужие выяснения, но языком театра Петренко ассоциативно приближает к зрителю эти темы и предлагает в интеллектуальном поле постижений вместе искать ответы. Театр приходит к выводу - в безумном, безжалостном мире, хоть на его краю, хоть рядом, единственный путь спасения для человека - в согласии. Театр «Верим!» из числа таких театров, которые предоставляют возможность для уважительного, честного общения со зрителем. Как важно, чтобы театры не просто бездумно развлекали и отупляли зрителя, а предлагали совместное преодоление сложного пути к истине.

«Сичеславна-2018» позволила еще раз убедиться, насколько важно быть современным, как необходимо улавливать мотивы нового. И как бы ни хотелось отдельным театрам спорить с этим, не соглашаться и существовать в парадигме прошлых эстетик, принимать это придется. Путь только один. Слушать время и соответствовать ему. Кто не может или не согласится с необходимостью изменений и остается устаревшим неповоротливым театральным монстром, обречен на проигрыш.

ПОБЕДИТЕЛИ «Сичеславны-2018»:

«Надежда Сичеславны-2018»:

- номинация «Лучшая женская роль» - ЮЛИЯ ПАХАЯН, актриса Криворожского академического театра музыкально-пластических искусств «Академия Движения» - за роль Алисы в спектакле «Алиса в Зазеркалье» по мотивам произведения Л. Керролла (автор инсценировки и режиссер С. Бельский) и за роль Молодого человека в спектакле «Искушенные жаждой» (автор идеи и режиссер А. Бельский)

- номинация «Лучшая мужская роль» - МАКСИМ МОНАСТЫРСКИЙ, актер Академического музыкально-драматического театра им. Леси Украинки, г. Каменское, - за роль Мыколы в спектакле «Наталка-Полтавка» И. Котляревского (режиссер С. Чулков)

- номинация «Лучшая хореография» - ОЛЬГА ТИХОНЕНКО, за пластическое решение спектаклей Днепровского телетеатра «Хочешь, анекдот расскажу?» Л. Бугадзе и «Бешеная голубка» Т. Иващенко (режиссер Л. Колосович)

«Сичеслвна-2018»:

- номинация «Лучшая женская роль 2-го плана» - НАТАЛЬЯ ФЕТИСОВА, актриса Днепровского театра кукол - за роли Жительницы сказочного села, Козы и Лисы в спектакле «Коза-Дереза» по мотивам украинской народной сказки (режиссер Р. Гребенюк)

- номинация «Лучшая мужская роль 2-го плана» - СЕРГЕЙ ЦЕВЕЛЕВ, актер Запорожского академического театра юного зрителя, - за роль Евгения в спектакле «Танго» С. Мрожека (режиссер Г. Фортус)

- номинация «Лучшая женская роль» - МАРИЯ ФИШЕЛЕВИЧ, актриса Криворожского академического театра драмы и музыкальной комедии им. Т. Шевченко, - за роль Эли в спектакле «Безумная Элли и Большой обманщик» А. Ивасиха (режиссер и сценограф А. Ивасих)

- номинация «Лучшая мужская роль» - ИГОРЬ ТОМИЛОВ, за роль Тевье в спектакле «Скрипач на крыше» по пьесе Г. Горина «Поминальная молитва» Днепровского академического украинского музыкально-драматического театра им. Т. Шевченко (режиссер В. Назарова, дирижер Ю. Бедник)

- номинация «Лучшая сценография» - НАТАЛЬЯ ПЕТЕН-СТУПАКОВА, за сценографию спектакля «С любовью не шутят» по мотивам Шекспира «Сон в летнюю ночь» Запорожского муниципального театра танца (режиссер А. Романов)

- номинация «Лучшая режиссерская работа» - ВАРВАРА ВОРОНИНА, по режиссуру спектакля «Фарфоровый кролик» Днепровского драматического молодежного театра «Верим!» (Сценография и костюмы М. Ткаченко, хореография Е. Ряпулова)

- номинация «Лучшая режиссерская работа» - ЛЮДМИЛА КОЛОСОВИЧ за режиссуру спектаклей «Хочешь, анекдот расскажу?» Л. Бугадзе (музыкальное оформление О. Блажко, хореограф О. Тихоненко) и «Бешеная голубка» Т. Иващенко (хореограф О. Тихоненко) Днепровского телетеатра

Обладатель ГРАН-ПРИ «Сичеславны-2018» за лучший спектакль для детей - спектакль «Алиса в Зазеркалье» по мотивам произведения Л. Керролла Криворожского академического театра музыкально-пластических искусств «Академия Движения» (автор инсценировки и режиссер С. Бельский, балетмейстер Н. Бельская, сценография и костюмы О. Вернеева, композитор А. Тарасюк)

Обладатель ГРАН-ПРИ «Сичеславны-2018» за лучший спектакль для взрослых - спектакль Днепровского драматического молодежного театра «Верим!» «На краю света» по Н. Лескову (режиссер В. Петренко, музыкальное оформление, сценография и костюмы М. Пашкурова)

 

Алла ПОДЛУЖНАЯ, театровед. Фото предоставлены организаторами фестиваля


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ