«Сочиняем правду»
В Русской драме ищут лжеца-профессионала
«Требуется лжец!» — этот анонс на афише Национального театра им. Леси Украинки накануне выборов выглядит как некое предостережение. Собственно, герой пьесы греческого драматурга Димитриса Псафаса — депутат Ферекис как раз и занимался поиском виртуозно врущего помощника для общения с электоратом. А что из этого вышло — увидим на премьере, на которую театр пригласит зрителей 10 октября.
Лучшее лекарство от раздражения и злости, вызванных несовершенством мира, — комедия на злобу дня. Действительно, разве не смешно: с момента написания пьесы прошло более полувека, а депутаты все так же бесстыдно лгут, а мы все так же наивно верим... Взаимосвязь театра с политикой очевидна потому, что на сцене ведь тоже учатся лгать. Причем так, чтобы зритель-избиратель потерял связь с реальностью, отключил здравый смысл, отдался мечте и... проголосовал. Ногами. Кажется, так принято именовать акт волеизъявления театрального народа?
Вот только здесь задача усложняется: артисты обязаны свято верить в то, что делают и говорят на сцене. Собственно, этим — самообманом, самовнушением — и занимаются на репетициях создатели спектакля.
— Умный артист умеет почерпнуть манки для поступков персонажа из жизни, заразиться ими, сделать их своими и через них заставить поверить зрителя в правду чувств героя, — утверждает руководитель постановки Михаил РЕЗНИКОВИЧ. И несмотря на то, что по тексту пьесы «Требуется лжец!» герои все время обводят друг друга вокруг пальца, артисты учатся врать чистосердечно, по выражению депутата Ферекиса — «сочиняют правду». И дело это вовсе нешуточное, несмотря на жанр комедии. В театре смех появляется лишь там, где играют предельно серьезно.
С такой завидной невозмутимостью — деловито и лихо — лжет на сцене герой Максима Никитина. Его Тудорос, видимо, потомок Великого Комбинатора. По версии Русской драмы это не пошлый и подлый мошенник, а поэт и артист. Он упивается ложью, считает свой промысел даром, особым видом искусства, а себя в нем по меньшей мере — маэстро. Но, как водится, тонкие натуры — ранимы и доверчивы. И лгун-виртуоз столкнется с коварной женской хитростью. Взаимоотношения двух обманщиков — депутатского помощника Тудороса и депутатской жены — Джейн (Наталья Доля) — иначе как поединком не назовешь. Кто кого? — эту дилемму зрителю предстоит решать вплоть до последней сцены.
Ярки, объемны и другие персонажи. Каждый из них подробно «прорисован» режиссерами — Михаилом Резниковичем и Олегом Никитиным. И большой ребенок — депутат Ферекис, поглощенный футболом, тяготящийся службой и неумело отлынивающий от скучных обязательств, и секретарша Пипица (Елена Тополь, Лариса Кадочникова) — заботливая, чуткая, но гиперответственная и не отличающийся храбростью, а также верный как пес — телохранитель Врасидас (Петр Крылов)... Изобретательная хореография Ольги Голдис каждый пластический номер выстраивает драматургически — это маленькие спектакли в спектакле, зажигательная музыка в аранжировке Дмитрия Чубура, лаконичная сценография Елены Корчиной и стильные костюмы Елены Дробной — все вместе работают на то, чтобы постановка вышла зрелищной.
Елена АЛЕКСАНДРОВА
Выпуск газеты №:
№187, (2014)Section
Культура