София ЛОРЕН: «...Никаких секретов»

— Для начала поведайте, с какими российскими и, быть может, украинскими продюсерами вы поддерживаете контакты? Планируется ли участие в совместных проектах?
— Понимаете, актеры — это люди, к которым всегда можно обращаться продюсерам, если у них есть какие-то интересные истории. Я с удовольствием принимаю участие в любых проектах, где есть интересная работа для актера. Пока что у меня контактов с украинскими и российскими продюсерами не было после фильма «Подсолнухи» Витторио де Сика, в котором я снималась здесь в 1969 году и который стал знаменитым, успешным фильмом.
— Можете вспомнить ваши тогдашние ощущения?
— Очень яркие. Ведь я впервые приехала в Украину как киноактриса. Со мной снимался мой сын Карло, по фильму он и играл моего сына, и это мои впечатления и эмоции только усиливало. Ему, кстати, уже 34 года, он стал замечательным дирижером, человеком и мужчиной. А другой мой сын стал кинорежиссером.
— Вас приглашает большое количество культурных центров и фестивалей в разных странах. Как вас удалось соблазнить приехать сюда?
— Как только я услышала слово «Киев», у меня сразу забилось сердце, потому что это мне много всего напомнило. Вот когда меня зовут итальянцы, я всегда готова бежать куда угодно, лишь бы прочь.
— Говорят, жизнь — это совокупность случайностей. Были ли у вас случайности, которые сыграли роковую роль в вашей судьбе?
— В профессиональной жизни или в личной?
— И в профессиональной, и в личной.
— Моя жизнь всегда была очень простой, ровной, прямой. Я всегда была как бы образцом для других. Что в профессиональной, что в личной жизни никто не мог меня заставить принять все в том виде, в котором на меня это надвигалось.
— Ваше отношение к феминизму? Ведь вы часто играли агрессивных женщин...
— О, Матерь Божья! Опять феминизм! Нет!!! Хотя я, конечно, всем сердцем за женщин. Женщины чрезвычайно темпераментны, но и очень толерантны, в особенности в семейной жизни — в том, что меня больше всего интересует.
— Если бы вам довелось выбирать между карьерой и семьей, то что бы вы выбрали? И еще: на ваш взгляд, что важнее для женщины — красота или мудрость?
— Понятно, что все-таки в моей жизни самым главным была семья. Может быть, вы знаете, были проблемы с детьми, дети не сразу появились, но мы это не будем здесь обсуждать. Я хотела, чтобы у меня была семья и дети, еще с 16 лет. Но это было не так легко сделать, а потом — немножко везения, нашлись хорошие люди, и в результате — у меня двое замечательных детей, которыми я очень горжусь. По поводу вашего второго вопроса: если бы пришлось выбирать, красота или мудрость, я бы сказала, мудрость; ведь не зря меня зовут София, а по-гречески это значит мудрость.
— Вы очень яркая европейская звезда, однако поехали в Голливуд. В чем причины вашего похода за океан? Быстро ли вы сумели найти себя после возвращения в Европу?
— Я отбыла в Америку совсем молодой, двадцатилетней. И поехала не только для того, чтобы заниматься актерской работой, но и чтобы расширить горизонты в принципе, чтобы увидеть людей, о которых я столько слышала и о встрече с которыми могла только мечтать. Кроме того, хотелось хорошенько подучить английский, потому что я совершенно уверена, что актер должен уметь свободно играть и говорить не только на своем, но и на других языках тоже. Все получилось как нельзя лучше, потому что там я в свои 20—21 год работала с самыми главными актерами того времени, — это очень помогает в профессиональном росте. Когда я вернулась в Италию, я встретилась с выдающимся человеком, прекрасным мужчиной, которого уже, к сожалению, с нами нет, — Витторио де Сика. С ним я сделала, пожалуй, самые хорошие фильмы во всей моей карьере. Хотя надо признаться, что все-таки самые главные премии я получила в Америке. Это два «Оскара» — один за свои артистические и профессиональные заслуги, а второй — за фильм «Дорога» что, наверное, является уникальным эпизодом во всей истории кино, потому что это, кажется единственный раз, когда «Оскар» дали за фильм, снятый не по-английски.
— Несколько слов по поводу ваших партнеров. Не могли бы вы рассказать немного о работе с Марчелло Мастроянни — вы с ним заключали и «Брак по-итальянски», и искали его в украинских «Подсолнухах» и успешно нашли. Для многих, здесь находящихся, «Подсолнухи» являются вашим лучшим фильмом...
— Истории, по которым мы делали фильмы с Витторио де Сика, были замечательными, и «Подсолнухи» — одна из таких замечательных историй. С Мастроянни мы познакомились ну очень давно. Я только начинала заниматься кино, а он уже работал и на сцене, и на съемочных площадках. Мне было 17 лет, и Марчелло для меня тогда был другом, который живет по-соседству. У нас много совместных картин. Я помню фильм за фильмом, кадр за кадром. Не думаю, что где-то еще в истории кино была такая гармония между двумя актерами, как между Марчелло и мной.
— В фильме «Моя история» вы играли саму себя. Это легко или трудно?
— Легче не было, даже сложнее. Но, когда рассказываешь свою собственную историю, хотя бы знаешь, о чем говоришь. Сначала была написана автобиография. И она стала настолько популярной, что через год мы решили по ней сделать фильм.
— Был ли у вас в детстве кумир и есть ли сейчас кто-нибудь в этом роде?
— Когда мне было 18 лет, я жила в маленьком итальянском городке. Были ли у меня кумиры? Я очень любила всех известных актеров того времени... Сейчас многое изменилось, и поменялся круг людей, мне симпатичных. Например, как режиссер мне очень нравится Клинт Иствуд. Но имя, которое сразу приходит в голову, — это Шон Коннери. С ним вместе я бы играла с удовольствием. Остальные актеры для меня слишком мальчишки.
— Была ли в вашей жизни роль, о которой вы мечтали, но не сыграли? И какова главная роль в вашей жизни?
— У каждого актера есть свои мечты. Моя мама была очень красивой женщиной, она даже выиграла конкурс на лучшего двойника Греты Гарбо. Конкурс был труднейший — сотни претенденток, и все похожи на Грету Гарбо, все хотели завоевать 1-е место — но победила мама... А у меня была такая мечта: всю жизнь мне хотелось сыграть Анну Каренину. Другие актрисы играли, а у меня никак не получалось, в последние минуты что-то всегда ломалось. Хотя мы с мужем пробовали, и не раз. Во-первых, очень было трудно найти идеального актера на Вронского. Так я в этом фильме и не снялась, так эта идея и продолжает у меня оставаться очень близко к сердцу...
— А какая из ролей оставила у вас наиболее сильное эмоциональное впечатление?
— Не так уж много было таких случаев, когда получаешь сценарий, начинаешь его читать — и мурашки по телу идут. Очень важно сразу же, с первого момента понять, что это может стать шоком, чем-то очень важным для тебя. Могу сказать, что почти всегда такие ощущения я переживала в фильмах, которые мы делали с де Сика. Потому что он знал меня и умел сделать так, чтобы я всегда играла на пределе своих возможностей. Другой такой фильм, который я помню всегда, один из важнейших — «Особый день», его снял Этторе Скола. Как раз та история, от которой мурашки.
— Г-жа, Лорен, что для вас — идеальный мужчина, какими чертами он должен обладать?
— Идеальные мужчины — это мои сыновья.
— Часто известные актеры идут в политику. Шварценеггер недавно стал губернатором, Рейган был президентом. Вы не хотите себя попробовать на этом поприще?
— Я не из таких, я мало люблю политику. Я — мама, и хочу заниматься семьей, детьми; времени у меня на это нет.
— Но в 93-м году у вас была большая поездка по миру, вплоть до Сомали. Но вам ведь не нужна раскрутка, пиар, как другим артистам. Зачем вы это делали?
— Если у тебя есть имя и благодаря этому имени ты можешь что-то сделать для других людей, как, например, для умирающих от голода в Сомали, то надо это делать. Это обязанность. Но несмотря на все усилия, видишь, что, к сожалению, ничего не меняется...
— Все знают о ваших рецептах красоты. Правда ли, что вы всегда ложитесь спать в 9 часов вечера?
— Я ложусь в 9 часов вечера, но к этому рецепты красоты не имеют никакого отношения. Просто я так привыкла с детства, всегда вставала в 7 утра, чтобы учиться. И потом решила: зачем менять образ жизни?
— Что вы любите еще, кроме своей работы?
— Люблю гулять, смотреть на закаты солнца, читать. Только времени для всего этого совершенно нет, потому что я продолжаю работать в кино, на телевидении и т. д.
— Вы за свою жизнь сыграли массу самых разных ролей. Скажите, какую роль вы играете в жизни, а не в кино?
— Вся моя роль перед вами. Посмотрите на меня — никаких секретов. Все на самом деле очень просто: хотела выйти замуж, родить детей — вышла замуж, родила детей. Хотела стать актрисой — стала актрисой. Хотела утвердиться в роли актрисы, работала для этого, и стала хорошей актрисой. То есть на самом деле, секретов в общем нет. Какой вы меня видите — такая я и есть.
Выпуск газеты №:
№18, (2004)Section
Культура