София РОТАРУ: «За свое становление как певицы благодарна тем женщинам, с которыми работала в родном селе Маршинцы»
7 августа у легенды украинской эстрады — двойной юбилейМне посчастливилось познакомиться с Софией Михайловной Ротару еще тогда, когда она предпринимала первые шаги на профессиональной сцене, а именно после ее триумфального выступления на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии. Следовательно, были первые выступления в передачах Черновицкого телевидения, где я работала тогда помощником звукорежиссера, звукозаписи песен к развлекательным музыкальным передачам «Камертон хорошего настроения» и к музыкальному фильму Романа Олексива «Червона рута», которые делал один из лучших в то время звукорежиссеров Василий Стрихович. Могу сказать, что София Михайловна — человек замкнутый. Услышать ее откровения о личной жизни, семье или оценке работы коллег — большая редкость. За более 40 лет сценической деятельности вокруг нее не было шокирующих сплетен или скандалов. Ее личная жизнь никогда не была темой для публичных обсуждений на страницах газет или в светской хронике. Не использовала артистка личную жизнь и в качестве рекламы, для постоянного подогрева внимания к своему творчеству или популярности. Однако, несмотря на отсутствие этих современных рекламных пиар-технологий, о Софии Ротару говорят и пишут постоянно, на ее концертах всегда аншлаги.
«ОНА ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ АРТИСТКОЙ»
София Ротару начала петь в школьном хоре. Ее первым учителем был отец Михаил Федорович Ротарь. Одновременно пела и в церковном хоре, но это не приветствовали в школе. А однажды даже пригрозили исключением из пионеров. В то время это было серьезно, ведь отец был едва ли не первым среди односельчан, кто вступил в ряды КПСС. Первый успех пришел к юной Софии в 1962 году, когда после победы в районном конкурсе художественной самодеятельности она приняла участие в областном смотре. Однако говорить, что со школьной парты она мечтала стать певицей, артистка не осмеливается и сегодня. Потому что в юности, кроме пения, она увлекалась театром и посещала драмкружок. Серьезно занималась спортом, особенно легкой атлетикой. «Это уже когда стала старше и пела с нашим сельским оркестром народных инструментов, начали появляться такие первые мысли, — признается София Михайловна. — А вот отец... Вспоминаю, как однажды, еще в детстве, когда к нам в село приехали профессиональные артисты, он привел меня к ним и с гордостью сказал: «Это моя дочь. Она обязательно будет артисткой». Он всегда верил в нас, своих детей. К сожалению, нашего отца уже нет с нами».
«У нас в семье все хорошо пели, но так, как она — никто, — рассказывал мне позже, ныне уже покойный, Михаил Федорович Ротарь. — Помню, как Соня, еще совсем крошкой, впервые вышла на сцену Новоселицкого районного Дома культуры. Наши односельчане долго ей аплодировали и не могли наслушаться, какой у нее красивый голос. А когда София подросла и уже училась в школе, то нас впервые пригласили в Черновцы. Смешно, но когда нас с женой вызвали, то мы ехали, сдерживая в душе страх. Но, как выяснилось, нас пригласили, чтобы поздравить с первой победой дочери. Она стала лауреатом республиканского фестиваля народных талантов, а земляки тогда за волшебный голос одарили ее званиям «Буковинский соловей».
И это было первое признание ее как певицы, которое пришло к ней в 1964-ом году.
— Помню, как после моего первого выступления на республиканском фестивале народных талантов народный артист СССР, наш земляк Дмитрий Гнатюк сказал: «Это будущая знаменитость. Запомните мои слова». Отец тогда просто сиял от радости, мол, «а что я вам говорил!», — смеется София Михайловна.
«СОФИЯ ЗАВОЕВАЛА СОФИЮ!»
Именно тогда школьницу Софию Ротарь подметил композитор Степан Сабадаш. В своих воспоминаниях он рассказывал: «Мы с ней из одного района — Новоселицкого, она — из Маршинец, я — из Ванчинца. Помог ей поступить в Черновицкое музучилище без вступительных экзаменов. Она была очень способная девушка. Настоящий самородок, талант от Бога».
Первые профессиональные шаги на сцене юная Ротару предпринимала с народным оркестром под дирижированием Евгения Журбы. «Она, — вспоминает преподаватель Черновицкой детской музыкальной школы №1 Иван Харчан, — напела молдавскую народную песню «Чобенаш», которую с ее голоса Евгений Трофимович записал, аранжировал для оркестра и ввел в программу концерта музучилища, где София Ротару получала тогда образование».
Новый большой успех принесло ей участие в международном фестивале молодежи и студентов в Софии в 1968 году, где за исполнение украинской песни «На камені стою» и молдавской «Чобенаш» получила золотую медаль и звание лауреата. А болгарская пресса, благосклонно отзываясь о ее выступлении, даже пустила в обращение крылатое выражение — «София завоевала Софию!». После успеха музыкального фильма «Червона рута» Ротару стала профессиональной певицей и перешла на работу в Черновицкую филармонию, где ее муж Анатолий Евдокименко создал ВИА «Червона рута». А уже в 1973 и 74 годах Ротару получает международное признание — первые места на фестивалях «Золотой Орфей» в Бургасе и «Янтарный соловей» в Сопоте, на котором выступала с песней «Водограй» В. Ивасюка. В 1974 году окончательно определяются и тогдашние приоритеты ее творчества — лирика Владимира Ивасюка и драматические песни Евгения Мартынова.
«ВО ВСЕХ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ ЧЕРНОВЦОВ БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ КОМСОМОЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ, НА КОТОРЫХ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ОСУДИТЬ НЕДОСТОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КОМСОМОЛКИ СОФИИ РОТАРУ»
Стремительный взлет на эстрадный олимп не был таким безоблачным для юной буковинки, как может показаться на первый взгляд. Безумная популярность песен в ее исполнении, присвоение звания заслуженной артистки УССР и международное признание — все производит впечатление удачной творческой судьбы. Тогда немногие знали, сколько нервов, духовных, творческих и физических сил ушло у Софии Ротару как у человека и певицы, сквозь какие тернии она прошла, чтобы остаться «звездой»!
Вот как вспоминает о том периоде в жизни семьи сестра Лидия: «Помню, как из армии вернулся брат Толя. Это было в канун Нового года. Он принес домой огромную елку, которая осталась дома до Старого Нового года. Об этом стало известно начальству, и за соблюдение старинных обрядов нашего отца исключили из партии, а брата Анатолия — из комсомола. Это было не только тяжелым ударом по репутации отца, но и шоком для всей семьи. Кто не жил в селе, тот не поймет, что означало в те годы исключение из партии. Какой это имело тогда резонанс не только в селе, думаю, не надо объяснять. Не помогли ни медали и ордена, которыми наш отец был награжден за Великую Отечественную и за тяжелый труд бригадира в колхозе, не повлияли и просьбы Сони на решение партийных функционеров. Ничем не смог помочь в этой ситуации и брат мужа Софии — Валерий Евдокименко, который работал тогда в партийных структурах Черновцов. Родители тяжело пережили это унижение, но родителей больше волновала последующее наша судьба. И небезосновательно. На фоне всенародной любви и популярности у слушателей, признания далеко за пределами Украины сестру стали обвинять едва ли не в национализме, потому что, по совету народной артистки РСФСР Эдиты Пьехи, Соня к своей фамилии добавила букву «у».
«Кстати, Ротару — наша настоящая фамилия, — говорит младшая сестра Софии Аурика. — Наше село, которое принадлежало прежней Бессарабии, присоединили к Советскому Союзу. Наш род по отцу еще с давних румынских времен имел свойственное окончание на «у». В 1944 году отец вместе со всеми молодыми буковинцам шел на фронт уже не как Ротару, а как Ротарь, потому что военный писарь во всех документах записал его фамилию на свое усмотрение: Ротарь — по-русски и Ротар — по-украински. Тогда на ошибку писаря не обратили особого внимания, даже больше, не могли даже допустить, что в будущем именно она может болью отразиться на судьбах его еще нерожденных детей. Соня сумела оставить за собой нашу настоящую фамилию: сначала как сценическую, а позже в паспорте и других документах сделала необходимые изменения. Подобное при советской власти сделать было очень сложно. Я же так и осталась Ротарь, как и наши родители».
«К этим проблемам добавились новые. Гастролируя три месяца в Германии, Венгрии и Чехословакии, Соня не оплатила вовремя комсомольские взносы. И сразу новые обвинения посыпались на ее голову. А в украинской прессе появились негативные публикации, — вспоминает Лидия, — чиновники местной власти пытались уничтожить ее морально. По распоряжению местной партийной власти во всех творческих коллективах нашего города были проведены комсомольские собрания, на которых люди должны были осудить недостойное поведение комсомолки, засл. арт. УССР Софии Ротару. Правда, далеко не все комсомольцы-работники культуры выполнили это указание областного партийного руководства. А сколько запланированных гастролей за рубежом не состоялось из-за амбиций местных чиновников и партийных боссов. Отношение буковинских чиновников к людям творческих профессий вообще и конкретно к ней было определяющим в принятии решения переехать.
А чего стоила волокита с переездом Сони в Крым?! Как грубо и грязно препятствовали чиновники и тогдашнее руководство филармонии передаче костюмов! Делали все, чтобы название коллектива «Червона рута» осталось за Черновицкой филармонией
В прессе тогда также бурно обсуждался ее переезд. Почти во всех публикациях власть мотивировала его тем, что Софии не подходит здешний буковинский климат. О настоящей же причине предпочитали молчать. Не является тайной, что певцам не всегда легко выступать в Черновцах. Это правда, поскольку у нас чрезмерная влажность. А с голосовыми связками имеют проблемы все исполнители, не только буковинские. И они почти всегда связаны с большими нагрузками, чем с климатическими условиями. А вот от чего Соня страдала, так это от бронхиальных и легочных болезней. Но причиной того, что она выехала из Буковины, действительно была эта конфликтная ситуация.
«НЕ ЗНАЮ, КАК БЫ СЛОЖИЛАСЬ МОЯ ТВОРЧЕСКАЯ СУДЬБА, ЕСЛИ БЫ МЫ РАЗМИНУЛИСЬ С ИВАСЮКОМ»
— София Михайловна, ваши поклонники помнят, как вы всегда шли своим собственным путем — в советское время пели украинские и молдавские песни, которые тогда были не в почете, а сегодня пресса, особенно буковинская, вас иногда упрекает, что вы много поете русских и молдавских песен и работаете в России, а это, дескать, не подобает украинской звезде...
— Я подхожу к каждой песне только с позиции талантливости. Если мне принесут песню на украинском языке и произведение будет мне по душе, станет «моим», я буду исполнять его так же, как и песни Владимира Ивасюка, который был моим композитором. Не знаю, как бы сложилась моя творческая судьба, да и не только моя, если бы мы разминулись с ним как с композитором. Мне кажется, некоторые авторы также ошибаются, считая, что якобы песня становится популярной только тогда, когда ее исполняет известный певец. Достаточно вспомнить яркий пример — песни Владимира Ивасюка. Их пели все, благодаря этим песням получили известность В. Зинкевич, Н. Яремчук и я, а также ансамбли «Смерічка», «Червона рута». Мне досадно, но я понимаю, что такие песни, которые создавал Владимир Ивасюк, не рождаются ежедневно. Возможно, это и является одной из основных причин, что в моем репертуаре ограниченное количество песен украинских авторов.
Хотя... Благодаря моему сыну Руслану, который сегодня заменил в работе моего мужа, народного артиста Украины Анатолия Евдокименко, я познакомилась с молодыми украинскими авторами. И могу сказать, что сегодня в Украине есть много талантливых композиторов, которые могут и должны сделать популярной современную украинскую эстрадную песню.
«Я МОГЛА БЫ ПОЗАВИДОВАТЬ ТАЛАНТУ!»
— Сегодня у вас за плечами 40 лет творческой деятельности, вы — лауреат многочисленных престижных фестивалей и премий, народная артистка Украины, Молдовы и СССР, Герой Украины, а кому вы обязаны своим становлением?
— За свое становление как певицы благодарна в первую очередь тем женщинам, с которыми работала в родном селе Маршинцы. Как старшей в семье мне зачастую приходилось подменять маму и работать в поле. Именно у этих женщин я научилась понимать смысл жизни. В тяжелые минуты от них — простых и великодушных — я получала помощь. В этой среде я нашла для своих будущих песен самые человечные, самые глубокие и искренние ноты. Именно в эти годы и сформировался мой характер. И, конечно, большое влияние на этот процесс оказали наши родители. Именно они служили нам примером в жизни. Они научили нас владеть сельскими ремеслами. И когда, например, мой брат Евгений покинул эстраду (он был солистом ВИА «Оризонт»), благодаря родительским урокам труда он не остался за кулисами жизни. Поскольку умеет делать все, ведь с детства приучен к сельскому труду.
У Лидии в Черновцах есть свой ресторанный бизнес, дача и приусадебный участок, на котором у нее растут не только цветы, но и всякая огородина, которую выращивали родители. Аурика на своем подоконнике киевской квартиры выращивает прекрасные помидоры. Родители привили нам уважение к сельскому труду. Любовь к родной земле мы унаследовали от них.
— В среде шоу-бизнеса царят интриги и зависть?..
— Единственное, чему бы я могла позавидовать, это таланту. Но он — от Бога, кому-то дано больше, кому-то меньше. А вообще я считаю, что зависть в себе нужно усмирять, она разъедает и опустошает душу.
— Хотели бы что-то изменить в своей жизни и что вкладываете в понятие «счастье»?
— Нет! Несмотря на все трудности, выпавшие на мою долю, я — счастлива. Потому что все, о чем я в юности только мечтала, — сбылось. Если бы мне выпал шанс прожить жизнь сначала, то прожила бы ее так же. Для меня счастье — это гармония. Я не представляю себя без работы, сына, внуков, моей большой семьи, моих слушателей. Единственное, что я бы вернула, то это всех своих родных и близких, которых, к сожалению, нет со мной. Но я знаю, что это не в моих силах...
Выпуск газеты №:
№137, (2012)Section
Культура