Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Он совмещал в себе силу и доброту»

22 июля исполняется три года, как отошел в Вечность актер-легенда Богдан Ступка...
21 июля, 19:49
КОГДА ФОТОХУДОЖНИЦА ЕКАТЕРИНА РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПРЕДЛОЖИЛА СЕМЬЕ СТУПОК СНЯТЬСЯ ВМЕСТЕ В ОБРАЗАХ, КОТОРЫЕ ИМ ПО ДУШЕ, ТО БОГДАН СИЛЬВЕСТРОВИЧ ПРЕДЛОЖИЛ ЗАПЕЧАТЛЕТЬ ИХ ТВОРЧЕСКУЮ ДИНАСТИЮ В ИНТЕРЬЕРЕ И КОСТЮМАХ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА

Знаковое имя для национального театра, кино и общественной жизни. И не нужно добавлять — народный артист Украины, художественный руководитель Национального театра им. И. Франко, экс-министр культуры... Достаточно лишь сказать — Богдан Ступка — и все знают, даже люди, далекие от искусства, что это легендарный актер. Так было и при жизни Мастера. Это реальное свидетельство того, что Богдан Сильвестрович (по большому счету) был человеком счастливым не потому, что имел популярность на широких географических меридианах всего мира, а потому, что всю жизнь занимался любимым делом и получил за это признание, славу, был талантлив, и ему улыбнулась удача.

Духовное наследие, которое оставил Богдан Ступка, сосредоточено в его театральных работах, продолжающих жить на пленках, в его педагогических инструкциях, которые он успел передать своим ученикам, в творческом сотрудничестве со своими коллегами-побратимами, в том, что на его знаковых ролях можно изучать предмет «актерское мастерство». Не утрачивается с годами актуальность высказываний Тевье-Тевеля, моменты погружения в безграничность любви трагического Николая Задорожнего, искрометность франта Котляревского, который будто здесь и сейчас на сцене создает свою «Энеиду», это и страдания чеховского Дяди Вани, и могущество характера неожиданного и откровенного Льва Толстого... Эти спектакли-легенды навсегда стали сокровищницей украинского национального театра.

Бронзовый отпечаток руки Богдана Сильвестровича (в специально оформленной рамке) находится на почетном месте — у главного входа в Театр им. И.Франко. Здесь возле знака всегда людно, многим хочется приобщиться к созерцанию этого маленького уникального памятника Ступке. Благодаря его руке-отпечатку, он как будто всегда находится в родном театре, как любил при жизни проводить здесь почти целые дни, играя, руководя, общаясь с коллегами, друзьями, журналистами. Незнакомые люди, глядя на отпечаток руки Мастера, действительно приобщаются к эпохе театра, самым ярким выразителем которой стал этот актер-легенда. Многим хотелось бы почувствовать тепло этой руки, пожать ее, ощутить искреннее рукопожатие в ответ... Но есть на свете люди, которые навсегда сохранили сущность Богдана Сильвестровича, потому что прежде всего именно им предназначалось тепло рук, волнение души, любовь сердца. Это родные и близкие — жена, дети, внуки. Именно им в дни памяти актера наиболее грустно и печально, и приходят воспоминания, в который раз появляется благодарность за то, что имели такого выдающегося родного человека.

Три года длились поиски самой удачной идеи памятника, который стал бы достойным и убедительным символом на могиле Богдана Ступки на Байковом кладбище Киева. И вот уже работы по изготовлению памятника приближаются к завершению.

Рассказать о перипетиях возникновения проекта памятника, а также поделиться с «Днем» своими воспоминаниями о не парадном, не официальном, а семейном и любимом Бодике любезно согласилась директор Киевской мастерской театрального искусства «Сузір’я» Ирина БАТЬКО-СТУПКА.

«ДОМА МЫ НАЗЫВАЛИ БОДИКА ЕЩЕ «ДОНОМ КОРЛЕОНЕ»

Уже три года, как нет Богдана Сильвестровича. Вы, кроме того, что были в семейном кругу, имели с ним определенные деловые отношения, были настоящими друзьями, все знают, что он очень хорошо относился к вам. О чем вспоминается сейчас?

— Я никогда его не забываю! Богдан Сильвестрович, Бодик, как мы его называли в семье, всегда со мной. Его фотографии разные, много, у меня везде — и на работе, и дома. Но самое главное, что помню те мудрые, важные вещи, которым он меня учил. А это терпение, умение смолчать там, где нужно, не говорить лишнего. Всю эту мудрость по-настоящему я постигаю только теперь. Раньше была достаточно резкой, могла что-то сказать, не подумав, а вот сейчас, с течением времени, понимаю, какие справедливые, умные вещи он хотел до меня донести.

ДВА БОГДАНА

Интересный сон недавно приснился Устинке (внучка Богдана Ступки. — А.П.). Будто бы стоит вся семья, а Устинка одна, но никто из нас к ней не подходит, а подошел только Бодя. Она говорит ему: « Дедушка, прости меня»! Он спрашивает: «Почему ты извиняешься, ребенок? Ты ведь ни в чем не виновата! Жизнь прекрасна, живи»! Вот такие слова. Он никогда никому не снился из нас, и мне кажется, что это такой знак, что он обратился именно к своей любимой внучке. Кстати, общаясь сейчас со многими людьми, слышу, что все высказывают мысль, насколько то поколение старших актеров, таких, как Богдан Ступка, Кость Степанков, Лесь Сердюк, Ада Роговцева, дай Бог ей здоровья, любили общаться с молодежью и передавали им свои знания и умения, какие-то профессиональные тайны.

Как вы поддерживаете память о Богдане Сильвестровиче в своих детях, Устине и Богдане Ступке-младшем?

— Считаю это своим самым главным заданием, поддерживать в детях мысль о том, что они этого рода, стараюсь, чтобы память о деде была их душевной потребностью. Дома мы называли Бодика еще «Доном Корлеоне». Вот таким он был — сила и доброта. Он долго не на кого не сердился, не обижался. Настолько органично умел сочетать в себе вот такое значительное величие хозяина семьи, своего клана и в то же время умение веселиться с детьми, играть с ними и это было невероятно. Я очень рад тому, что дети это помнят и вспоминают о разных веселых моментах. Для Устины навсегда останется тот особый факт, когда она на одном из юбилейных вечеров Бодика, а ей было где-то два годика, с ним танцевала на сцене. А какие танцы они устраивали дома, на празднование Нового года! Для Устиночки это самые теплые воспоминания. Богданчик не очень хорошо помнит деда, потому что был еще маленьким, но когда он родился, для Боди это было знаменательное событие! И если он Устиночке разрешал резвиться с собой, ездить верхом, лазить по нему, то Богданчику вообще позволялось все: он мог лазить по деду как хотел и сколько хотел! И даже когда бабушка Лариса говорила: «Дайте отдохнуть Боде»! Он всегда отвечал: «Пусть себе ползают, сколько той жизни»!

А кто был инициатором того, чтобы назвать внука Богданом, чтобы появился еще один Богдан Ступка?

— Мама Богдана Сильвестровича, бабушка Марийка. У меня была мысль назвать сына Гордием. Беременной я часто спрашивала у Боди, ну как назвать, он говорил — не знаю... Мне тогда не сказали, что бабушка Мария умерла, я еще тогда просила Бодю, не говори, что я беременна сыном, потому что если узнает бабушка Марийка, то сразу скажет нам всем «до свидания». А перед этим она уже была в больнице, Бодя пришел к ней, не выдержал и сказал, что я ношу под сердцем сына. Бабушке только этого и нужно было — услышать, кто у меня, потому что она уже все чувствовала по себе. И через неделю она умерла, а через три дня я родила сына... И уже вопрос имени не стоял, было понятно, что это будет Богдан. Я перезвонила Ступке и сказала: «Бодя, у тебя Бодя»! Определенным образом назвала в честь бабушки Марии, в память о ней.

«ДУШИ УМЕРШИХ ВСЕ ЗНАЮТ О НАС, ПОЭТОМУ — ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА СВОИ ОШИБКИ»

Иметь известную фамилию — это в чем-то выигрышный момент, но в то же время и определенная ответственность. Уже с детства нацеливаете детей на творческие профессии?

— Не нацеливаю. Я даю им все попробовать, они многим занимаются, чтобы определиться. В 10 лет Устинка начала рисовать модели одежды, предпринимать какие-то дизайнерские шаги, я поддерживала, объясняла, помогала. Потом это хобби прошло. Но я вижу, что с детских лет ее тянет к режиссуре, она любит руководить, организовывать процесс, детей во дворе учит танцевать, играть, все время что-то выдумывает. Потом хотела быть искусствоведом. Не знаю, что она выберет, ищет себя, но думаю, что из этого нашего круга искусства она не выйдет. Маленький Бодик увлекается графикой. Я поражена, как у него хватает терпения прорисовывать наименьшие микродетали, получается прекрасно, фантазия невероятная. В последнее время говорит, что хочет быть архитектором. Посмотрим...

— Навещаете могилу Богдана Сильвестровича часто?

— Да, мы часто приезжаем, убираем, особенно Устинка любит это делать.

— Что вы мысленно говорите ему?

— Прежде всего прошу прощения. Понимаю, что сверху все видно, души умерших все знают о нас, поэтому и прошу прощения за свои ошибки. Даже когда что-то подумаю плохое, мысль о Боде меня остановит. Сейчас он стал для меня тем тормозом, который не позволяет делать глупости. Я знаю, что где-то там есть человек, который очень много сделал для меня, моей семьи и не хочется его подводить, доставлять ему боль. Пытаюсь жить, как жил он. Не делай ничего плохого, и себе, и всем, кто вокруг, делай добро; можешь помочь — помоги и не требуй за это благодарности. Богдан Сильвестрович был для меня всем! Даже своему родному отцу говорила: «Ты должен быть счастлив, ведь я нашла еще одного такого папу, как ты. Бодя был для меня очень близким человеком, мы могли с ним говорить обо всем, могли молчать обо всем. Часами сидели молча, каждый что-то свое делал, он иногда спрашивал: «Ирусечка, тебе что-то нужно или не нужно, хочешь что-то сказать или не хочешь говорить»? И как-то в процессе молчания сама собой вырисовывалась для меня картина, не говоря, приходила к выводу, что этот негатив не важен, этим не нужно его тревожить. Хоть я могла пользоваться его именем в своих гастрольных делах, но никогда этого не делала. Он очень любил беспокойных людей, которые экспериментируют, что-то ищут, выдумывают. Поэтому всегда поддерживал меня во всех моих начинаниях. Верил в меня, давал силы, уверенность в себе, знания, опыт. А это ведь самое важное, когда кто-то в тебя верит. Я Бодю очень любила, мне не хватает его как лучшего друга...

«ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ — НИКТО НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН»

Как вы считаете, сооружение памятника на могиле Богдана Ступки — это дело государства или дело семьи?

— По большому счету никто никому ничего не должен. Но в государстве не так много таких выдающихся людей, которые несли славу Украины по всему миру, достойно представляли своими творческими достижениями нашу страну. Богдан Ступка среди них. На каких бы международных фестивалях он не выступал, первое его слово было об Украине. С его помощью люди на разных континентах узнавали об Украине. И сколько он имел предложений, никогда не возникало мысли покинуть страну. Таких людей государство должно уважать. Когда я вижу могилы наших выдающихся людей на Байковом кладбище, мне становится стыдно за их состояние. Байковое кладбище — это не просто место, где хоронят, это определенный мемориал, куда люди на экскурсии ходят, поэтому, мне кажется, государство должно заботиться об этом.

Сейчас уже готов проект, идет изготовление памятника. Почему возникла кандидатура именно этого скульптора для данной работы?

— С Михаилом Ревой Богдан Сильвестрович познакомился во время круиза в Одессе, они очень подружились. Михаил — гениальный художник, талантливый, чрезвычайно творческий человек, кстати, планируем на день рождения Богдана сделать презентацию работ Михаила Ревы. Богдан Сильвестрович очень любил Мишу, радовался, когда тот приезжал в гости. Когда родился маленький Бодик, не возникло вопроса, кто будет крестным отцом, все дружно сказали: «Миша»! Мне кажется, что скульптором надгробного памятника должен быть тот, кто не просто знал Ступку, а глубинно его понимал. Этот памятник — перевернутое корнями кверху дерево, передает философию жизни и отношения к жизни Богдана. Памятник ему не должен быть банальным — либо фигурой, либо бюстом — здесь нужна глубокая, космическая образность. Дерево — это символ вечной жизни, вечной силы, когда человек умирал, там, на родине Ступки, дерево выкорчевывали и ставили корнем кверху. Корень — это сила духа, непрерывность, энергия, которая никуда не девается, которая дает воодушевление тем, кто остался. Это очень символично. Мне хочется сказать о поддержке людей, которые приобщились к сбору средств на надгробный памятник, это народный депутат Юрий Луценко, Важа Иукуридзе с женой Беллой, Благотворительный фонд «Галичина» при содействии Анастасии Дыминской. Памятник будет вылит из бронзы, он будет стоять на камне, служащим его отражением, мозаикой выложат образы-роли Богдана Сильвестровича из графических портретов Якутовича, будет крест, именно такой, как носил Ступка на груди...

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать