Стас ЖИРКОВ: «Без глубины суждений любой разговор на «актуальную» тему неизменно скатывается в популизм»
17 сентября киевский муниципальный театр «Золотые Ворота» начинает работу в обновленном виде
Это новые афиши, логотипы, репертуар и... новый художественный руководитель. «Рулевым» коллектива назначен Стас Жирков (до него театр возглавлял Валерий Пацунов). Спектаклем открытия станет «Наташина мечта» Ярославы Пулинович.
Стасу Жиркову еще нет и 30, и в столь молодом возрасте он возглавил театр. Случай для Киева, да, пожалуй, и Украины редкий. Правда, у Жиркова есть опыт руководства театром — его проект «Открытый взгляд» существовал несколько сезонов, был замечен зрителями и критиками за приверженность современной пьесе и теме. В афише, кроме «Наташиной мечты», значились «Гуппи» Василия Сигарева, «Семья. Сцены» Анны Яблонской, «Самый легкий способ бросить курить» Михаила Дурненкова. После «Открытого взгляда» С. Жирков ушел в свободное плавание. «Любовь людей» Дмитрия Богославского, «Требуются обманщики!» Ива Жамиака в Молодом театре, «Щелкунчик» Дэна и Яны Гуменных по мотивам Э. Гофмана — его спектакли последних полутора лет...
— Сегодня для большинства остается тайной, как же все-таки происходит отбор претендентов на должности художественных руководителей муниципальных культурных институций?
— Мне позвонили из Киевского департамента культуры и сообщили, что я в числе претендентов на замещение вакантной должности руководителя театра «Золотые Ворота», и попросили занести свое резюме. Предложение было очень неожиданным. Некоторое время я размышлял о том, стоит ли участвовать в конкурсе, ведь на данный момент меня все устраивало. Хотя я не на ставке в Молодом театре, но за последние годы с этим театром благодаря его худруку Андрею Билоусу у нас сложились хорошие отношения. Кстати, со Станиславом Моисеевым, художественным руководителем Национального театра им. И. Франка, некоторое время я вел переговоры о постановке на малой сцене. Собственно, если говорить о возможности ставить спектакли — точно знал, что у меня она есть. Но в какой-то момент я решился. Что долго думать? Второй раз ведь могут не предложить.
Собеседование проводили чиновники из департамента: Светлана Зорина, начальник департамента, Валерий Пацунов, многолетний руководитель театра «Золотые Ворота»... Меня попросили рассказать о себе, о том плане, который я бы хотел реализовать в театре. Кстати, меня насторожило, что все конкурсанты (их было человек шесть-семь) в этом кабинете проводили по минут 15 — 20, а я как-то очень быстро вышел...
— Можешь рассказать о стратегии, которую будешь воплощать в жизнь?
— Ситуация у театра крайне тяжелая: это касается и репертуара, и финансовой части, и даже состояния репетиционного помещения. К тому же, у «Золотых Ворот» нет стационарной площадки — спектакли показывали на разных сценах. Открою небольшой секрет, но в Департаменте есть идея, как решить эту проблему и дать театру свою сцену. Признаться, я очень надеюсь, что в ближайшем будущем это обещание начнут реализовывать.
Мое видение театра в будущем: это будет не мой авторский театр и не открытая площадка, в смысле доступная буквально всем без разбору. Я собираюсь делать ставку и приглашать к сотрудничеству молодых режиссеров. Но меня попросили оставить все спектакли Валерия Пацунова в репертуаре, он тоже остался в театре в качестве режиссера. Еще театр непременно будет открыты к сотрудничеству в формате мастер-классов, международных школ и проектов, дружбы с разными, в том числе и зарубежными, культурными центрами и институтами.
Мы уже предложили постановку Андрею Попову, ученику Эдуарда Митницкого, который уже выпустил в Театре драмы и комедии «Белые ночи любви» по повести Ф. Достоевского и готовит там же показать — «Двое на качелях» Уильяма Гибсона. Мы уже получили согласие от драматургов Дена и Яны Гуменных на совместную работу над детским спектаклем. Идея такая: драматург, режиссер, актеры и дети пишут все вместе сказку-квест, пишут и сразу же показывают, участвуют в ней.
В конце сезона хочу выпустить спектакль по пьесе Павла Арье «В начале и в конце времен» («Баба Прися»). Материал по жанру и по самой истории — мой. Разумеется, нужна особенная главная героиня, но и остальные герои должны быть под стать ей. А еще мой страх связан с тем, что эту пьесу много обсуждают и очень любят, особенно критики, но с ней еще предстоит работать. Главное, что драматург готов к этой работе. Но многое будет зависеть от того, насколько быстро и честно департамент выполнит свои обещания относительно сцены.
— Как устроен театр «Золотые Ворота»? Есть ли у него своя труппа?
— У театра очень маленькое штатное расписание и, скажем так, скудное финансирование. Исходя из этого, в моей команде, которая сейчас пришла в театр, — четыре человека, включая меня, и мы ищем хорошего администратора. Не хватает также человека, который бы занимался делопроизводством, выполнял функции отдела кадров. Валерий Пацунов работал чуть ли не в одиночку, выполняя роль и завлита, и завтруппой, и главного по постановочной части. Он нас сейчас консультирует, помогает. Но все равно, мне кажется, такое положение, когда все делает только один человек, — неверно. Все-таки в театре должна работать команда — специалистов своего дела. Труппы у театра нет, а ставок, предусмотренных штатным расписанием, если не ошибаюсь, две или три. То есть с актерами мы можем сотрудничать исключительно на условиях разовой оплаты. Но всему свое время — постепенно мы решим все эти вопросы. Мы делаем, все что можем, чтобы открытие действительно стало событием, но я все равно очень из-за этого переживаю — ситуация экстремальная...
— И добавлю, в стране все тоже очень непросто. Считаешь ли ты, что театр должен сегодня говорить о политике?
— Сегодня очень много эмоций и очень мало возможности беспристрастно анализировать, рассуждать. А без глубины суждений любой разговор на «актуальную» тему неизменно скатывается в популизм или агитацию. Возможно, это один из способов продать билеты, поманив зрителя обещанием «рассказать правду». Но вот здесь возникает очень важный вопрос: что конкретно каждый из нас может назвать «правдой»? Что именно готов рассказать и услышать? Я думаю, через какое-то время такая потребность появится.
— Каким ты видишь своего зрителя?
— Наверное, это самая сложная категория — менеджеры среднего звена, это средний возраст. Я уверен, публика будет формироваться. В том смысле, что будут приходить молодые люди, явно ищущие в театре что-то иное, нежели поколение их родителей. Не могу забыть, как на спектакле «Наташина мечта» Ярославы Пулинович сидел выпускной класс, и ребята живо обсуждали историю героинь, будто они реальные девочки и учатся вместе с ними. Для меня приоритетными остаются две эти возрастные группы.
Выпуск газеты №:
№172, (2014)Section
Культура