Стецько в... смокинге
В Молодом театре представили фантасмагорию «Милый друг»
Инсценизация и постановка Юрия Лизенгевича по одноименному роману Ги де Мопассана. Режиссер начинал свой путь лет сорок с лишним тому и, насколько известно, никогда не ставил спектакли к советским красным датам, избегал этой чести как черт ладана. И смеялся бы, если бы где-то в семидесятых ему сказали, что он когда-то приурочит спектакль «к столетию Октября». А между тем фактически так оно и получилось: премьера «Милого друга» выпущена как раз к этой дате... И идет речь здесь ни о чем другом, как о торжестве пролетария, такого себе всепобеждающего Хама.
В центре спектакля — Жорж Дюруа (актер Олег Коркушко), плебей, который делает сногсшибательную карьеру журналиста, используя влюбленных в него женщин. С первого появления на сцене у него на лбу написано: это капризный жлоб, который считает, что все ему что-то должны. Такая себе дьявольская смесь булгаковского Шарикова и Стецька из «Сватання на Гончарівці». Стецьковы интонации временами звучат до смешного буквально, например, во фразе «Я твій законний чоловік, і ти мусиш мене слухатися».
Дюруа (О. Коркушко) настолько одномерный, что где-то посреди спектакля от него уже ничего нового не ждешь, он будто перестает быть главным героем и на время отступает в тень Мадлен Форестье (Иванна Бжезинская) — потому что у Мадлен таки до конца есть определенная интрига. А в нем — нет! Режиссер сознательно лишает его любой тайны или харизматичности. Он банален, как само зло. Это отталкивает определенную часть публики, которая считает, что Дюруа должен быть «обаяшечкой». А впрочем, этот спектакль — для другой публики, для той, которая требует показывать на сцене «всю правду о тех, кто пролез наверх, воспользовавшись нашим доверием». Эта публика найдет здесь свою «правду»: Жорж Дюруа напоминает одного современного радикального политика, настолько узнаваемого, что зал восторженно аплодирует.
Спектакль кажется черно-белым, со скупыми вкраплениями других красок. Действие происходит в парижских салонах, но перед нами — ободранная сцена, похожая на убогий спортзал (сценография Юлии Зауличной). В этом зале персонажи кружат вокруг друг друга, как в бесконтактном бою, не сближаясь. А когда сходятся, скажем, для поцелуя (Мопассан все-таки!), то это показано как объятия хищника и жертвы (пластичное решение Лиды Соклаковой). Время от времени по сцене прохаживается поэт-пессимист Норбер де Варен (Валерий Шептекита) и читает стихотворения. Он и ставит точку в конце: «Проза зла победила. Реальность принадлежит проходимцам!» И никаких иллюзий. Кому эта сухая истина безразлична, тот найдет себе пищу сугубо эстетичную, потому что здесь, кроме уже названных, есть еще несколько очень достойно сыгранных ролей, например, Ларош Матье (Ярослав Черненький), Виржини Вальтер (Виктория Авдеенко), Гибер де Лорм (Юрий Потапенко).
Следующий показ спектакля «Милый друг» состоится 25 ноября.
Выпуск газеты №:
№210, (2017)Section
Культура