Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Стеклянные гости со всего мира

Более 50 мастеров из 30 стран мира представляют свои работы
19 сентября, 15:42

В Национальном музее украинского народного декоративного искусства начался XI юбилейный Международный симпозиум гутного стекла во Львове. В этом году в нем принимают участие более 50 мастеров из 30 стран мира. Акция началась в столице открытием двух выставок: «Мировое стекло в Украине: 1989—2016» и «Балтийское стекло: диалог ветра с дождем».

ИМПРОВИЗАЦИЯ

Настоящее царство стекла начинают произведения украинских авторов из коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства. Фантастической красоты и грации «Павлин», «Петух», «Птица» и трогательные «Носорог», «Семья бегемотов», «Яки» и «Мамонт» Альберта Балабина, изысканные и содержательные композиции «Берегите планету Земля» Олега Гущина, «Флора» Виталия Гинзбурга и «На родных лугах» Ивана Аполлонова встречают гостей в начале выставочной экспозиции.

Еще одно произведение из музейного собрания — композиция «Утро. Пробуждение» киевских супругов художников Станислава Кадочникова и Татьяны Зайцевой. Эта утонченная и ценная работа с изображением молодой красивой девушки недавно была подарена музею и посвящена памяти художника стекольного дела Вячеслава Дудина, с которым мастера работали вместе сначала на Киевском заводе художественного стекла, а затем в мастерской.

— Скульптуру лепила моя жена, а я отлил ее из двух видов хрусталя, — рассказывает художник. — Технологию использовал такую, которая берет начало еще с 1900-х, со времен стиля модерн, в которой работали художники Рене Лалик, Эмиль Галле. Меня предупреждали, что я не смогу справиться. А теперь многие художники мира работают так же, имея мини-электрическую печь. В ней можно плавить стекло и хрусталь и делать любую скульптуру...

Но подавляющее большинство выставочных произведений сделано гутным способом. Это самая старая технология изготовления стеклянных авторских изделий вручную возле гутной печи, которая имеет в Украине тысячелетнюю историю.

Корифеи международных симпозиумов виртуозно владеют этим искусством. Это основатель международных симпозиумов Андрей Бокотей, постоянные участники форумов — чешский мастер Иржи Шукаек, Янош Егенейш из Венгрии, Любовь Савельева и Фидаиль Ибрагимов из России, Майкл Роджерс из США и многие другие мастера.

— Работа возле стекловарной печи требует от участников симпозиумов быстрого мышления. Экспромт — это задача номер один при выполнении работ в таких условиях. Художник имеет ограниченное время, совсем другую среду, в которой он привык работать. Ведь стекломасса везде разная, как и технологические условия. Поэтому многие художники акцентируют внимание на том, что их работы — это импровизация или случай. Ведь сама технология гутного производства — непредсказуема. Нужно быстро ориентироваться и иметь способность изменить композицию», — раскрывает секреты гутного мастерства Михаил БОКОТЕЙ, руководитель проекта, директор Музея стекла во Львове.

Но невзирая на такой «экстрим», все экспозиции наполнены глубокими и интересными идеями, не говоря о виртуозности выполнения.

Заставляет задуматься композиция Катрин Синтес из Франции «Под мостовой есть жизнь». К прозрачным, выдутым формам, которые символизируют львовскую мостовую, французская мастерица добавила небольшие веточки деревьев, обрамленные в одежду из нитей и ткани. Они будто выглядывают из-под кирпичиков и в самом деле напоминают живые создания.

Стеклянный игрушечный мишка японского художника Такеши Ито тоже привлекает внимание. В его середине — особый механизм, над которым, по-видимому, следует поразмышлять взрослым, ведь печальный белый мишка с глазами-пуговицами разного цвета вовсе не похож на детскую игрушку.

ИГРА СВЕТА И ВООБРАЖЕНИЯ

Композиции выставки «Балтийское стекло: диалог ветра с дождем» наполнены шармом, более декоративные и подчеркивают в первую очередь оптические качества стекла. Это произведения художников из Прибалтики: Анды Мункевици (Латвия), Иво Лилля (Эстония) и супругов Ремигиюса Крюкаса и Индре Стульгайте (Литва).

Выставка посвящена Иво Лиллю — талантливому художнику и интересной личности, одному из основателей международного движения студийного стекла на территории бывшего СССР, который накануне открытия выставки внезапно ушел из жизни.

— Он не хотел славы и не ездил по всему миру, а просто сидел в мастерской и работал. Его работы очень трудоемкие, каждая из композиций совмещает несколько сложных технологий. В одной из них даже есть фотография. Это печать керамическими красками на стекле, — рассказывает Михаил Бокотей.

Игра света делает сказочными и произведения Ремигиюса Крюкаса — «Янтарный корабль», «Под ветром», «Двое», «Парусник», которые становятся живыми и подвижными, если рассматривать их с разных сторон. А произведения Индре Стульгайте излучают нежность и имеют характерный образ домашнего уюта, покоя, уравновешенности.

КАРДИОГРАММА ЖИЗНИ

Первой балтийское стекло презентовала в Национальном музее украинского народного декоративного искусства самая известная в мире латвийская художница Анда МУНКЕВИЦА еще в конце июля. «Черные кони» — серия монументальных масштабных скульптур из стекла и графические работы, которые органично дополнили выставочную экспозицию.

«Черные кони» символизируют графическую линию человеческой жизни, это своеобразная кардиограмма человека, которая проходит определенные этапы своего становления. Конь несет позитивную энергию, радость бытия», — объясняет автор.

По ее словам, на создание стеклянных скульптур ее вдохновило «общение» с лошадьми в поле, которых она приходила рисовать каждый день после работы, фиксируя каждое мгновение движений этих благородных и красивых животных.

«Стекло — очень сложный материал. Он физически тяжелый. Например, одна скульптура из серии «Черные» кони» весит 70 килограммов. Стекло твердое и очень хрупкое. Поэтому отношение к нему должно быть, как к младенцу», — замечает художница.

ВОЗЛЕ ПЕЧИ

В целом, стекольщиков в мире не так много, а тех, кто работает с гутой, еще меньше, утверждают специалисты. У них не такой большой выбор базы, где можно было бы реализовать свое творчество. Кроме того, это очень дорогое удовольствие.

Тем более поражает история международных симпозиумов гутников в Украине, которая заслуживает отдельного рассказа и является еще одним беспрекословным поводом гордиться украинской культурой и ее мастерами. Ведь, не учитывая экономических неурядиц, форумы стекольщиков непрерывно проводятся в Украине уже тридцать лет подряд и не имеют аналогов во всем мире.

В отличие от американских коллег, которые проводят «теоретические» собрания специалистов, украинские гутники собирают мастеров всего мира около стекловарной печи. Такую практику основала чешская фабрика «Кристалекс». Именно оттуда и берет начало идея создать что-то подобное в Украине, возникшая у Андрея Бокотея, — известного украинского художника, который стал одним из пионеров международного студийного движения на постсоциалистическом пространстве, начиная с 1989 года.

По утверждению Андрея Андреевича, в то время когда закрывались отечественные и зарубежные предприятия художественного стекла, львовские мастера «держали удар», благодаря своей силе духа и непобедимости «человеческого фактора».

Форумы гутников происходили во Львове каждые три года. Художники имели возможность работать возле гутных печей с бригадой высококвалифицированных мастеров-гутников. По результатам работы проходила выставка, а экспонируемые произведения оставались в подарок городу.

Дело отца продолжил его сын — Михаил Бокотей, руководитель XI симпозиума, который в настоящее время возглавляет кафедру художественного стекла Львовской национальной академии искусств.

За тридцать лет участие в международных симпозиумах гутного стекла приняло 250 художников из 32 стран мира. Уникальная коллекция собранных композиций в настоящее время насчитывает 350 единиц и хранится в Национальном музее во Львове им. Андрея Шептицкого, Музее стекла во Львове, здесь отражены тенденции мирового стекольного дела.

Приятной особенностью нынешнего мероприятия является то, что оно проводится на средства гранта от Украинского культурного фонда, который составляет свыше 1,75 млн грн. Как отмечают организаторы, это дало возможность напечатать каталоги всех выставок в программе симпозиума, специальный выпуск художественного журнала «7UA» и мощный альбом коллекции Музея стекла.

ВОЛШЕБНЫЕ «ФЛЮИДЫ»

Интересно, что свои волшебные «флюиды» львовские симпозиумы распространяют далеко за пределы Украины. Побывав на одном из мероприятий, китайский бизнесмен и коллекционер украинского искусства Ю. Яоминь настолько был восхищен, что решил открыть музей современного художественного стекла в городе Циши, что и сделал в 1918 году.

«Появление в Китае музея художественного стекла — дело кафедры художественного стекла Львовской национальной академии искусства, ее руководителя Михаила Бокотея и авторитет его отца — Андрея Андреевича, дело студенчества этого вуза и Западного научно-художественного центра Национальной академии искусств Украины», — отметил Президент НАМУ Андрей ЧЕБЫКИН.

По мнению руководителя симпозиума, через пятьдесят лет произведения, которые сегодня можно увидеть на выставке, станут очень дорогими и будут цениться на уровне шедевров Пикассо и других гениев искусства. Поэтому спешите увидеть их в Национальном музее украинского народного декоративного искусства до 5 октября.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать