Перейти к основному содержанию

«Степи мечтателей»

Украинское искусство, представленное на 53-м Венецианском биеннале: глобализованное и непостколониальное
19 июня, 00:00
АВТОРЫ ПРОЕКТА УКРАИНСКОГО ПАВИЛЬОНА — «СТЕПИ МЕЧТАТЕЛЕЙ»: ХУДОЖНИК ИЛЬЯ ЧИЧКАН (НА ФОТО В ЦЕНТРЕ), FASHION-ДИЗАЙНЕР МИХАРА ЯСУХИРО (ЯПОНИЯ) И ПАРТНЕР МИХАРЫ — ХУДОЖНИК ОГАТА КИНИШИ / ФОТО С САЙТА PINCHUKARTCENTRE

В то время как на аукционе Sotheby’s в Лондоне с молотка шли произведения украинского современного искусства, в Венеции, также не без участия украинцев, открылось 53-е Венецианское биеннале. Напомним, Украина, принимающая участие в «плавучем» художественном форуме с 2001 года, была представлена Центром современного искусства PinchukArtCentre, а именно совместным украинско-японским проектом «Степи мечтателей». Художники, его создавшие — известный в Украине своими «обезьянними» полотнами Илья Чичкан и также известный, но в Японии, дизайнер Михара Ясухиро. Оригинальную музыку для проекта создал токиец Фуюки Ямакава. Инсталляция украинско-японского авторства, которая состоит из четырех блоков, расположена в Палаццо Пападополи — дворце XVI века, который находится на Гранд-канале в центре Венеции.

Наиболее обсуждаемым и наиболее противоречивым стало участие в проекте Владимира Кличко в новой для него роли творческого куратора. По словам очевидцев, о причастности боксера к украинскому павильону свидетельствует огромный плакат у Палаццо на Академическом мосту, который изображает боксера с золотыми роликами в руках. Конечно, не все были в восторге от новой ипостаси Кличко-куратора, но если целью такого экстравагантного хода было привлечение внимания к украинскому павильону, то это стопроцентно сработало. Именно на «уникального» куратора обратила внимание всемирно известная новостийная корпорация CNN в своем сюжете о биеннале, намекнув, что появлению на открытии своего павильона супермодели Наоми Кемпбелл, авторитетных художников Джефа Кунса и Энтони Гормли, а также влиятельного британского галериста Джея Джоплина мы должны быть обязаны именно бренду «Кличко».

«Тематика инсталляций в Палаццо Пападополи, а также большого биг-борда на Академическом мосту, базируется на рассказе, вымышленном самими художниками под влиянием сюрреалистического кино Киры Муратовой. По их легенде, Николо Пападополи, который был собственником палаццо в середине XIX века, путешествует по Украине, Монголии и Китае и далее, вплоть до вод Японского моря, по следам великого путешественника Марко Поло. Их выставка — это, по существу, киноплощадка со всеми необходимыми атрибутами фильма: сценарием, декорациями, светом и музыкой. Но самого фильма не будет», — так описывает концепцию проекта официальный сайт PinchukArtCentre. Чтобы не прибегать больше к сухому описательному языку официальных сайтов, за впечатлениями от 53-го Венецианского биеннале мы обратились к куратору арт-центра «Я Галерея» Павлу Гудимову, а также искусствоведу и директору арт-центра «Я Галерея» Елене Мартынюк, которые видели Венецию в эти дни собственными глазами. Как мы убедимся, увидели они ее разной.

Павел ГУДИМОВ, куратор арт-центра «Я Галерея»:

— К сожалению, составлять свое впечатление о биеннале мне пришлось всего-навсего в течение одного дня. Каждое биеналле имеет свою тему, например, тема нынешнего звучала так: «Создавая миры». Каждый художник раскрывает эту тему по-своему. Это не «Евровидение», где все должно быть по четким правилам. Это современное искусство. Венеция — это город-музей, город-лабиринт, история которого в действительности давно закончилась. Биеннале, которое проходит уже 53-й раз (а проходит оно раз в два года) — это хороший повод обновить город, где уже нельзя строить современную архитектуру, потому что просто негде. Под одним брендом «Венецианское биеннале» объединили современное искусство, театр, архитектуру, кинофестиваль и рекламный фестиваль. Именно город и является самым эксцентричным выставочным павильоном. Я удивился, что там живет всего-навсего 60 тысяч человек. Это мизер. Даже недостаточно для обслуживания приезжих туристов. Кроме того, идея показывать современное искусство в старых палаццо, работать на контрасте — стопроцентно выигрышная. И я так понимаю, что основная идея украинского павильона была именно в игре с пространством, с атракционностью современного искусства. Знаете, по-моему, есть несколько взглядов на искусство. Традиционный, но, по-моему, более тенденциозный, взгляд заключается в том, что искусство возвращается к искусству, оно не конкурирует с жизнью. Момент концептуальности остается, но опять появляются проекты, основанные не просто на идеях, а на живописном мастерстве художника. До этого были 80-90-е годы, когда заниматься живописью было просто стыдно. Сейчас живопись возвращается. Лично мне очень понравился проект итальянца Алессандро Верди. На мой взгляд, это самый мощный проект этого биеннале, связанный с живописью. Это были огромные полотна без подрамников в небольшом помещении, они практически занимали все площади стен. В то время как некоторые страны делали инсталляции, которые по существу уже жеваные-пережеваные, даже конъюнктурные. Концептуальное искусство на самом деле очень бородатое. Перед поездкой в Венецию я был в Вене и смотрел очень интересную выставку, которая проходила в Музее современного искусства Mumok. Это была выставка концептуального искусства — 70—80-е годы, до разрушения Берлинской стены. Очень интересное исследование, изучение, подача этого творческого среза. Художники уже тогда своим искусством сказали: это уже сделано. Все другое — это пережевывание, вариации, поэтому они уже никого особенно не удивляют. На мой взгляд, концептуальное искусство растворяется во всем другом. Тема и концепция никуда не исчезают. Если речь идет о живописи, графике, скульптуре, то концепция присутствует везде, если нет идеи, мысли, то это просто декоративные штучки. Еще один важный момент. Как раз во время биеналле проходил аукцион современного русского и украинского искусства в Лондоне. По-моему, это также была очень нужная заявка. На уровне одного из лучших коммерческих аукционов было сформулировано понятие «украинское современное искусство». Мне будет очень приятно, когда я буду ходить, например, по музею Людвига в Будапеште или по Mumok, по американским, британским музеям и буду видеть там украинское современное искусство. Это будет декларация того, что оно остается в истории.

Елена МАРТЫНЮК, искусствовед, директор арт-центра «Я Галерея»:

— Украинская команда, на мой взгляд, пыталась сделать очень венецианский проект, этого требовала сама атмосфера дворца. Оценку нашему павильону нужно давать после осмотра всего биеннале. Творческий союз, который работал над проектом «Степи мечтателей» имел тройственную структуру: Кличко как куратор (или пиар-менеджер) проекта, Чичкан и японский художник Михара Ясухиро. Эта структура уже задавала наполнение проекта больше, чем был наполнен сам дворец... Концептуальный проект «Степи мечтателей» выглядел скорее как пустыня. На первый этаже был завезен песок и через этот песок, а также звуковые преграды и дым нужно было как будто пробираться на следующий этаж роскошного дворца. Возможно, это была аллегория того как дикий, не совсем образованный Восток должен достигать вершин, понимания классического высокого искусства. Украинского в этом проекте мало. Украинский проект был проектом международного уровня, глобализованным, но не стал открытием или сенсацией. Так же очевидно, что «Степи мечтателей» не являются спекуляцией на национальных чертах или ценностях, как это популярно в тех искусствах, которые только сейчас переживают становление, например, китайском и индийском. Украина не выглядит как постколониальная страна. Наши не были откровенно худшими или лучшими. Если говорить о Кличко, то он стал частью этого проекта, огромный банер с его изображением висел на мосту Академии. Так же, как Верка Сердючка во время презентации нашего павильона, образ Кличко был использован как знакомая иностранцу фигура, которая может привлечь внимание. По-моему, среди самых интересных был павильон, который объединил скандинавских художников. Интересным был также японский павильон — на грани с поп-культурой, но продуманный до малейших деталей персональный проект японской художницы. Прекрасный проект был у итальянцев. Интересно, что концептуальное искусство снова обретает значимость. Это искусство новой актуальности. Об этом говорили и эксперты, и акцент на таком искусстве был ощутим. Тогда как многие наши художники ожидали живопись, действительно роскошную живопись показал только итальянский павильон. Три очень интенсивных дня вовсе недостаточно, чтобы увидеть все экспозиции, надо дней 10 напряженной работы. Конечно, такая работа приносит только удовлетворением, ведь искусство — это всегда открытие.

Кстати, в этом году Венецианское биеннале будет продолжаться до 22 ноября. В рамках творческого форума свои проекты демонстрируют 90 художников 77-ми национальных представительств. Высшую награду биеналле — Золотого льва, в этом году получил известный американский художник Брюс Нойман.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать