Стиль качественных мутаций
В Доме художников последнюю неделю работает образцово-показательная фотовыставка «Мода и фотография. 1945—1995»
Безукоризненно оформленная, хорошо представленная в просторных залах Дома художников, мастерски подобранная (почти 200 фото с послевоенных лет и до нашего времени) экспозиция заслуживает лучших слов в адрес инициаторов проекта — Института международных связей Ifa (Штутгарт) и организаторов ее показа в Киеве — немецкого культурного центра Гете-институт.
Почти научная основательность подборки фото не только заставляет сердце болезненно сжиматься от зависти к немецким фотоархивам (в Украине, по традиции национального разбазаривания, богатейшие личные архивы фотомастеров идут в небытие вместе со своими владельцами), но и недвусмысленно подталкивает к обобщениям, артикулировать которые, в определенной мере, было бы противоестественно самому представленному жанру. Ведь философия fashion photo — антинарративность, ее визуальные образы принципиально не переводятся на язык сентенций, вопрос «О чем эта фотография?» с точки зрения самого жанра звучит бессмысленно — все равно, что объяснять, что такое модный вкус, стиль, стильность человеку, живущему вне этих категорий. Изысканную статику 50-х, скандальную буржуазность 60—70-х, патологическую растабуированность 90-х кто-то воспринимает как историю болезни (благообразие на лицах моделей 40—50-х чем дальше, тем больше сменяется дегенеративными бесенятами в глазах следующих поколений), кто-то как историю человеческого милосердия — в последние годы человечество решительно отказалось от единого канона непременной красивости, реабилитировав в fashion рыхлые тела и кривые ноги. Жанр, который поначалу узурпировал право диктовать стиль (моду, привлекательность...), начал эпатировать именно стремление человека к привлекательному. Перезревшие модели, олигофренная мечтательность на молодых лицах, антиэротичная сексуальность поз и жестов — все свидетельствует о том, что меняется не мода, а люди.
Красота спасет мир? Мир спасет красоту? Риторика этих вопросов абсурдна: красиво все. Главное, красиво это снять.
Выпуск газеты №:
№76, (2000)Section
Культура