«Стоило закрыть глаза, как казалось, что играет не юный пианист, а зрелый мастер»!
В Большом зале НМАУ завершился детский музыкальный конкурс-фестиваль, художественным руководителем которого выступил Денис Мацуев
Сам конкурс проходил в три тура. Соревновались 15 участников возрастом до 13 лет из семи стран — Украины, России, Грузии, Австралии, Узбекистана, Швейцарии и Канады. В первом туре пианисты показали свои выступления в видеозаписи, а жюри из ста заявок отобрало 15 участников. Во втором — конкурсанты исполняли двадцатиминутную сольную программу из пяти произведений, куда в обязательном порядке был включен опус украинского автора, пьеса эпохи классицизма (либо барокко) и произведение, относящееся к широкому временному промежутку от эпохи романтизма до музыки XXI века. При этом допускалось исполнение собственного сочинения, чем и воспользовался москвич Евгений Евграфов и житель Тбилиси Сандро Небиеридзе. Первый из них сыграл свою пьесу «Дни летят и летят» — светлое произведение в до мажоре, в котором беспощадный бег времени ребенком воспринимается с беззаботной радостью, второй — не менее умильный опус под названием «Жизнь и воспоминания маленького робота».
В третьем туре, куда пропустили всех без исключения участников, исполнялись одна-две части любого инструментального концерта. Тут при выборе программы вновь-таки выделился Евгений Евграфов, исполнивший никому не известное произведение ученика Николая Мясковского Евгения Голубева — Юношеский концерт, использующий интонации клезмерских песен. Кроме того, швейцарец Симон Бюрки, вплел в Концерт для фортепиано с оркестром №20 Вольфганга Амадея Моцарта сольную каденцию собственного сочинения, как это делали зрелые виртуозы в ту эпоху, когда и создавалось это произведение.
Учитывая нежный возраст участников, организаторы конкурса предпочли отказаться от традиционного присуждения «мест», оставляющего за бортом всех конкурсантов, кроме троих лидеров. В данном же случае наградили абсолютно всех — пятеро конкурсантов получили звание лауреатов и премию в размере 41 тыс. гривен (кроме того, денежные призы в размере 8200 гривен вручили их педагогам), а остальные десять участников стали дипломантами и были награждены премиями в размере 8200 гривен. Впрочем, главным было, пожалуй, даже не это. Денис Мацуев, поставивший перед конкурсом долговременные цели, пожелал поддержать молодых музыкантов и после состязания, дав им возможность выступить на других своих фестивалях. При этом предпочтение отдавалось как раз дипломантам. Украинцы — Мария Клименко (Иличевск) и Дмитрий Семикрас (Сумы), а также россиянка Анастасия Махамендрикова (Москва) получили приглашение принять участие в Летней творческой школе в Суздале. Россиянин Евгений Евграфов и представитель Узбекистана Искандар Мамадалиев (Ташкент) отправятся на фестиваль Crescendo в следующем — юбилейном для него — году. Швейцарец Симон Бюрки поедет во Францию на фестиваль искусств города Анси, а россиянин Глеб-Иосиф Романчукевич (Москва) — в Иркутск на фестиваль «Звезды на Байкале». Кроме того, благодаря фонду Dell’Arte россияне Анастасия Махамендрикова (Москва) и Александр Доронин (Ярославль) сыграют концерт в Лиссабоне.
Отрадно и то, что в число лауреатов конкурса-фестиваля вошло сразу два воспитанника отечественной школы. Швейцарец Симон Бюрки (Санкт-Галлен) увлекающийся классикой, джазом и игрой на балалайке, учится в одной из киевских школ. Никита Бурзаница, ангелоподобного вида белокурый мальчишка, приехал из Донецка. В финальном концерте он не зря замыкал выступления лауреатов — его интерпретация финальной части Концерта №2 Камиля Сен-Санса как ничье другое выступление потрясала сочетанием великолепной беглости пальцев и бережного отношения к фактуре, в которой был прослушан каждый голос.
Трое других лауреатов сорвали хоть и менее экзальтированные, но все же бурные аплодисменты зала. Глеб-Иосиф Романчукевич сыграл последнюю часть Концерта №3 Людвига ван Бетховена, демонстрируя не только присущую произведениям этого автора героику, но и хорошее взаимодействие с оркестром. Впрочем, Владимир Сиренко, дирижировавший Национальным симфоническим оркестром Украины, и сам чутко шел за молодыми солистами. Грузин Сандро Небиеридзе (Тбилиси) исполнил первую часть Концерта №2 Дмитрия Шостаковича, представив композитора человеком мятущимся и сомневающимся. Наконец, австралиец с азиатскими корнями Шуан Херн Ли ублажил слушателей первой частью Концерта ля минор Эдварда Грига, а также искренностью чувств, с которыми он бросился обнимать дирижера. При этом и игрой, и внешностью, и мимикой молодой виртуоз напоминал знаменитого китайского пианиста Ланг Ланга — кстати, тоже начинавшего свой путь карьерой вундеркинда.
Несмотря на то что этот конкурс-фестиваль был совершенно новым, на всех его мероприятиях — концертах членов жюри, их же мастер-классах, и, конечно же, самих конкурсных баталиях — присутствовало море публики. Последняя осыпала конкурсантов аплодисментами и криками «браво» буквально после каждого выступления. И восторги эти были совершенно оправданы: по словам членов жюри, молодое поколение музыкантов демонстрировало не только виртуозный блеск, но и яркую индивидуальность, которой так не хватало музыкальному миру в последние годы.
По завершению фестиваля-конкурса SBERBANK DEBUT мы задали вопрос Денису Мацуеву о перспективах молодых пианистов:
— В этом возрасте главное для исполнителя — почувствовать востребованность. Вообще, после большинства конкурсов, даже самых крупных, как правило, не следует никакого шлейфа последующих событий, связанных с состоявшимся состязанием. У нас же большая роль была отведена как раз «послесловию» — в первую очередь, концертам, позволяющим ребятам продолжать исполнительский рост.
Меня очень радовало, как принимала конкурсантов киевская публика — она поддерживала их неистово, словно на сцене находились большие артисты. Честно говоря, и мне стоило закрыть глаза, как казалось, что играет не юный пианист, а зрелый мастер. Я не хочу, чтобы ребята чувствовали себя звездами — эта болезнь очень опасна, и им было бы больно упасть с подобной пирамиды. Наша цель, равно как и задачи родителей и педагогов этих юных талантов, помочь им развиваться постепенно.
Выпуск газеты №:
№211, (2013)Section
Культура