Струны сердца
«Прекрасный зверь в сердце» — новая работа известного режиссера Алексея Кужельного и киевского актера Евгения Нищука посвящена легендарному Николаю Винграновскому
Небольшое пространство театра «Сузір’я» пересекли желто-горячие изгибающиеся лучи. На их пересечении в прозрачной полусфере, как будто в материнском лоне, лежит ребенок-человек. Он родится со словами поэзии на устах. «Ви чуєте? Ви чуєте — він спить!.. Не кваптеся, беріть мене потроху. Спочатку губи, руки і чоло, А потім очі, ноги і легені...» — это войдет в пространство космоса, вселенной, земли, в наше пространство: Поэт — Николай Винграновский.
Напомним, родился Николай Степанович Винграновский 7 ноября 1936 года в городе Первомайске на Николаевщине. В 1960 году закончил Всесоюзный институт кинематографии в Москве. Работал на Киевской киностудии имени А. Довженко.
Первый серьезный дебют Винграновского как поэта — 7 апреля 1961 года. Тогдашняя «Літературна газета» вышла с заглавием на всю четвертую полосу «Николай Винграновский. Из книги первой, еще не изданной», где было вмещено пятнадцать стихотворений поэта. А в 1962 году увидела свет и сама книга — «Атомні прелюди». Иван Дзюба написал, что «книга поразила и многих окрылила своей необычностью — масштабностью поэтической мысли и волнующей силой воображения; диапазоном голоса, который вмещал в себе и гражданскую патетику, и благородный сарказм, и щемящую нежность; тем достоинством и суверенностью, с которыми говорилось о болях народа, проблемах эпохи, противоречиях истории. Космос, человечество, земля, народ, эпоха, Украина — вот какой масштаб взял поэтический язык Винграновского, вот в каких измерениях жил его лирический герой».
Таким появляется Николай Винграновский и в книгах «Сто поезій» (1967). «Поезії» (1971), «На срібнім березі» (1978), «Київ» (1982), «Губами теплими і оком золотим» (1984), «Кінь на вечірній зорі» (1987) и др.
Поэзия Николая Винграновского богата жанрами и стихотворными формами — это классические сонет и элегия, медитация, романс, стансы, стихи, написанные гекзаметром, античным элегическим дистихом. Он был автором десятка поэтических и прозаических книг для детей, среди которых: «Літній вечір», «Ластівка біля вікна», «Первінка», «Сіроманець», «У глибині дощів», а также романа «Северин Наливайко», нескольких киносценариев. Умер 26 мая 2004 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище...
Режиссер Алексей Кужельный и актер Евгений Нищук в спектакле «Прекрасный зверь в сердце» воспроизводят поэтический, лирический и гражданский мир красивого человека — киноактера (Иван Орлюк из «Повісті полум’яних літ»), кинорежиссера (пяти игровых и семи документальных лент), сценариста, писателя, лауреата Шевченковской премии, который отдал всего себя Украине. «Сховайте для поетів мої очі. А руки мої дайте літакам... Легені — вітру. А чоло блакиті... Віддайте губи хвилям і волам, А ноги — квітам, щоб ходили квіти»...
Поэт в спектакле тоже отдает нам себя по частям — свою природу, зверей и птиц, землю и растения, свою учебу и Учителя — Александра Довженко, свою любовь и нежность, свой украинский народ и родное слово. Он существует в тех желто-горячих лучах, словно в струнах своего сердца, в энергетических полях своего духа и вечного космоса. Он хватает их, скручивает, свивает в цветок, в зодиак, в орбиту, в сердце. Поэт существует в сложном головокружительном движении — сложно переплетаются в причудливом танце руки, ноги, туловище, голова, мышцы как будто выкручивают сложную рифму, причудливый размер стихотворения (пластическое решение спектакля Алексея Скляренко).
Поэты, по-видимому, не покидают наш мир. Поэзия это всегда чудо и своеобразная мистика! Немало мистического связано и с созданием нового спектакля «Прекрасный зверь в сердце» в «Сузір’ї». В частности, когда режиссер Кужельный с семьей поэта отбирали стихи для композиции, раскладывая их, они заметили, что произведения легли не в беспорядке, а именно в той композиции, которая наиболее четко и логично выписывала поэтическую и человеческую личность поэта. Как будто сам Николай Винграновский создал сценарий будущего спектакля о себе, выразил себя в нем. Без пафоса и лишнего сантимента он имел право сказать:
«Народе мій! Поки ще небо
Лягає на ніч у Дніпро —
Я на сторожі біля тебе
Поставлю атом і добро;
И стану сам біля колиски
Твого буття, що ти — це ти
И твого слова кращі зблиски
Пошлю у Всесвіту світи».
Выпуск газеты №:
№172, (2013)Section
Культура