Судьба гения
В Доме кино представили документальную ленту «Общая тетрадь» о жизни Александра ДовженкоВо все времена, при любой формации тоталитарный режим и его правители «разбирались» в культуре досконально и избранных ими же ее служителей держали на коротком поводке. Действуя давно проверенным методом кнута и пряника. И сколько гениев потеряло человечество, не узнав их имена! И у скольких талантливых людей была отнята возможность высказывания!
Не стану углубляться в историю — то перспективная тема не для одной монографии, — эти мысли преследовали меня, при просмотре и после, премьеры нового документального фильма «Общая тетрадь» режиссера Юлии Лазаревской, посвященного самым, может быть, черным годам в жизни безусловного гения украинского кино — Александра Петровича Довженко. «Обласканный» властями, живущий в центре «златоглавой» — на Кутузовском проспекте, которого на дачу, в славное Переделкино, возили на спецмашине, и горько страдающий от своего вынужденного молчания. Практически отлученный от любимого детища — кино.
Сценарий тонко и четко выписан Сергеем Тримбачем, известным киноведом и публицистом, недавним лауреатом Премии Джеймса Мейса, одним из лучших знатоков жизни и творчества мастера украинского кино. Кроме «веховых» дат, начиная с 1939 года, когда Довженко «назначили» образцом советского украинства на поделенных Гитлером и Сталиным западных территориях, через войну, унижение «покаяния» в ошибках, до дня смерти — 25 ноября 1956 года, в фильм включены дневниковые записи Александра Петровича, личная переписка. Не педалируя водораздел отношений с диктатором и глубоко спрятанных личных переживаний, в фильме открывается зрителю трагическая судьба гения.
Юлия Лазаревская, постановщик не одного документального кино о знаковых для Украины исторических личностях. Она обладает уникальным умением оживить, казалось бы, холодный, хроникально-документальный видеоряд, талантливыми, хорошо вписывающимися в него мазками. Идеи режиссера воплощает в «зримые» кадры постоянный соратник и великолепный в профессии оператор — Николай Мандрич.
Музыка непревзойденного композитора Валентина Сильвестрова очень органично подкрепляет видеоряд, а закадровый образ мастера, его тексты, полные боли и страданий, с громадным тактом и талантом исполнил популярный артист Александр Вертинский. В роли его жены, Юлии Солнцевой, «звучит» всегда очаровательная Лариса Кадочникова. Группу, полную энтузиазма и желания творить, возглавила на студии «Кинематографист» продюсер Светлана Степаненко.
Допремьерный показ прошел в Киеве в переполненном зале. Кино получилось. Впереди фестивальная и прокатная судьба. Счастливая ли?
Выпуск газеты №:
№220-221, (2016)Section
Культура