Судьба Михаила Старицкого и его потомков
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020905/4160-5-1_0.jpg)
ПЕРВЫЙ УСПЕХ
Известный украинский писатель, переводчик, театральный и общественный деятель родился 14 декабря 1840 года в селе Клищинцы на Полтавщине в усадьбе деда и бабушки по материнской (лысенковской) линии. Его родители, сестра и брат умерли, и с шести лет Миша остался круглым сиротой, а его опекуном стал двоюродный дядя Виталий Романович Лысенко. В их доме говорили на украинском, английском, французском, немецком, русском языках, в нем царила теплая семейная атмосфера, и к Михаилу относились, как к собственному ребенку. Жизненные и творческие судьбы двух родов тесно переплелись. Вместе со своим троюродным братом Николаем Лысенко Старицкий выступал в самодеятельности, вел работу в театрах. Николай писал музыку, а Михаил — либретто к операм. В доме Лысенко Старицкий нашел и свою любовь. Софья, сестра Николая, была младше Михаила на 14 лет. Несмотря на недовольство семьи (влюбленные даже хотели бежать, если им запретят быть вместе), они поженились. Свадьба была скромной. Молодым пришлось уговаривать сельского священника, чтобы их обвенчал, так как невеста была 14 летней девушкой. Впрочем,ранний брак оказался прочным и счастливым. Через год у молодоженов родилась дочь Мария.
В Киев Старицкий приехал в 1860 году, когда поступил в университет. С тех пор Михаил Петрович неоднократно менял адреса. Поначалу снял квартиру в доме Войцеховского, где уже жил Николай Лысенко и его гимназический друг Михаил Драгоманов. Там будущий драматург делил угол с Петром Косачем. Круг молодых людей, которые в дальнейшем станут гордостью украинской нации, постепенно расширялся. Сюда на «огонек» приходили студенты разных вузов, образовавшие кружок «Громада». Всех их объединяла идея любви к украинской литературе, языку, музыке. Михаил Петрович сделал блестящие украинские переводы шекспировского «Гамлета», «Сказок» Андерсена, «Басен» Крылова, издавал украинский альманах «Рада». Свой перевод «Сербских народных песен» Старицкий посвятил Драгоманову.
— Этапным в судьбах Старицкого и Лысенко стало знакомство с сестрами Линдфорс, в школе которых был домашний театр; там состоялась премьера их оперетты «Чорноморці», — рассказывает заведующая научно-исследовательским отделом по изучению жизни и творчества Михаила Старицкого Вера Андреевна Козиенко. — Следующим совместным трудом драматурга и композитора была опера «Різдвяна ніч». Спектакль очень понравился зрителям, и для его публичной постановки Михаил Петрович и Николай Витальевич арендовали помещение Городского театра. Успех был так велик, что пришлось показывать спектакль три дня подряд, и каждый вечер — аншлаг. Такой ажиотаж в культурной жизни Киева вызвал озабоченность местного генерал-губернатора. Тем более, что Эмским указом царя Александра II было строжайше предписано: «Воспретить различные сценические представления и чтения на малороссийском наречии, а равно и печатание на таковом же текстов к музыкальным нотам; не допускать к исполнению никакие пьесы и чтения, ввоза в пределы Империи каких бы то ни было книг и брошюр; печатание и издание оригинальных произведений и переводов на том же наречии воспретить...» Исключение сделали только для исторических документов и произведений изящной словесности. После тщательной цензуры их позволялось печатать, но только буквами русского алфавита. С большим количеством препятствий сталкивались и передвижные театральные коллективы. Поэтому труппа Старицкого была вынуждена прекратить выступления в Киеве и колесить по Российской империи; сначала по глубинке, а с ростом популярности театра актерам дозволено было показать свое искусство в Санкт-Петербурге. Киевская публика оказалась недоступна театру на долгие годы. Фантастически популярными у зрителей были спектакли, поставленные по произведениям Старицкого: «Не судилося», «Тарас Бульба», «Циганка Аза», «Талан», «Оборона Буші», «Маруся Богуславка», «За двома зайцями», «Сорочинський ярмарок», «У темряві» и др.
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ПОМЕЩИК
В 1862 году богатые родственники Старицкого по линии отца — дворяне Родзянко, уезжая за границу, передали ему в наследство усадьбу в селе Лыбихивка — прекрасный дом и огромную библиотеку. Михаил стал настоящим помещиком, обожал ездить на охоту. Это увлечение даже привело к недугу — он сильно простудился; последствия осложнения привели к заболеванию сердца, сильные боли мучили его до конца жизни.
В Лыбихивке Михаил Старицкий написал свою первую пьесу «Гаркуша», Николай Лысенко создал музыку к ней. Поначалу это был домашний спектакль. Софья Витальевна пела, исполняла роль Сотничихи, Михаил Петрович играл Сотника, Лысенко аккомпанировал. Но аматорствовать, наслаждаясь праздной жизнью помещика, Старицкому пришлось недолго. Его творческая натура требовала выхода. Новое предложение создать труппу исходило от Марка Кропивницкого и Николая Садовского. Они сумели убедить Старицкого взять на себя затраты по содержанию коллектива. Ради этого Михаил Петрович продал свое имение и в 1883 году стал директором украинского передвижного театра. Его не останавливает, что на карту поставлено благосостояние семьи. Более того, в доме (тогда Старицкие жили на Лукьяновке) разместились мастерские по пошиву костюмов, там же делались декорации, проводились репетиции. Первые гастроли новой труппы состоялись в Одессе. Успех был велик, посыпались приглашения показать свои спектакли.
СЕМЬЯ
— Не много найдется людей, которые все свое состояние положили на алтарь украинской культуры, — рассказывает Вера Андреевна Козиенко. — Несмотря на предостережения своего советника по финансовым делам Абрама Минца быть экономнее, Старицкий платил ведущим актерам своего театра — Кропивницкому, Заньковецкой, Садовскому, Саксаганскому — повышенные ставки, как в императорском театре. Именно из-за больших расходов Михаил Петрович и прогорел. А когда он собрал труппу и предложил актерам работать на паях, корифеи отказались и ушли, создав собственную труппу. Со Старицким остались только молодые актеры. Чтобы прокормить семью, Михаил Петрович вынужден был занимался переводами. Когда цензура запретила писать по-украински, написал «Богдана Хмельницкого» и «Кармелюка» на русском языке. Оба произведения печатались в «Московском листке», и за номерами еженедельно выстраивалась очередь, столько желающих было их прочесть.
В доме писателя всегда находили помощь обездоленные. Во время погромов М. Старицкий прятал еврейские семьи, которые жили с ними по соседству; он не делил людей на православных и иноверцев.
В квартире, которая ныне стала музеем писателя (на ул. Саксаганского), Михаил Петрович поселился в 1901 году. Дом этот соседи обходили стороной, и были тому причины. У его предыдущей хозяйки — супруги надворного советника Хондошко — было шестеро детей. В порыве ревности муж убил ее, а сам покончил с собой, оставив сирот. Чтобы как-то выжить, пришлось потесниться: дети перебрались на первый этаж, а второй сдали Старицким. Поселиться в «нехорошем доме» Михаила Петровича заставило шаткое материальное положение. В ту пору он уже прогорел со своим театром, а это помещение сдавалось недорого. Кроме того, совсем рядом жили семьи Лысенко и Косачей. По воспоминаниям внучки Старицкого Ирины Стешенко, дети бегали целыми днями из одного дома в другой, и эти три семьи жили, как одна. В последующие годы одну половину дома занимал Михаил Петрович с женой и младшими детьми, а другую — его дочь, писательница Людмила Старицкая-Черняхивская со своей семьей. Здесь писатель и умер 27 апреля 1904 года. Но даже перед смертью Михаил Петрович, лежа в кабинете, продолжал работу: писал свою последнюю поэму «Морітурі» (с ее рукописью можно ознакомиться в экспозиции музея. — Т. П. ). Строки из этого сочинения — «Нехай Україна у щасті буя, у тім нагорода і втіха моя» — выбиты на его надгробии на Байковом кладбище.
Дом-музей разделен на две половины. В одной представлена экспозиция семьи писателя. Это гостиная, столовая, кабинет Михаила Петровича и комната его дочери Марии Михайловны, которая после возвращения из Петербурга жила здесь. Вторая половина — квартира Старицкой-Черняхивской, материалы семьи Стешенко. Эта экспозиция называется «Продолжение семейных традиций», она повествует о потомках Михаила Петровича.
Супруга Старицкого Софья Витальевна намного пережила мужа (умерла в 1928 году). У них было пятеро детей. Старшая дочь — Мария Михайловна — была актрисой, режиссером, педагогом. Она первой в Украине получила профессиональное актерское образование в столице империи. Много гастролировала, играла в разных петербургских театрах, в труппе Саксаганского. Позже работала в музыкально-драматической школе Липневич-Носовой, а когда Лысенко организовал свою школу, стала преподавать там.
Вторая дочь — Людмила Михайловна Старицкая-Черняхивская — известная писательница. Кстати, в своем завещании Михаил Петрович написал: «...исполнительницей моего завещания я оставляю свою любимую дочь Людмилу, которая была моим ангелом-хранителем при моей жизни и которая любит своих сестер и брата, и она не обидит их. Всем своим наследникам желаю: да ниспошлет им Господь тихую и спокойную жизнь, да не потухнет в их сердцах любовь к своей родине, которая согревала меня всю мою жизнь...».
Средняя дочь — Оксана Михайловна — преподавала музыку. Ее муж — Иван Стешенко — был первым министром просвещения УНР (был убит в 1918 году). В 11-летнем возрасте умерла младшая дочь Старицких — Ольга. Сын — Юрий Михайлович Старицкий — получил юридическое образование в Киевском университете. Из-за того, что в 1902 году принимал участие в студенческой демонстрации и был задержан, до революции находился под постоянным надзором полиции. В дальнейшем он руководил украинской «Просвитой», затем был членом Сочинского местного совета, но после доноса ему с женой — художницей Варварой Савич — пришлось уехать в Сухуми. Там Юрий Михайлович занимался адвокатской практикой, умер в 1936 году.
ГОЛГОФА
До Второй мировой войны семья жила в квартире по нынешней ул. Гончара. В годы советской власти практически все члены семьи были репрессированы. Только внучке Старицкого Ирине Ивановне Стешенко чудом удалось избежать этой страшной участи. Главное обвинение — «национализм». Первым — в 1929 году — арестовали внука писателя Ярослава Стешенко, певца капеллы «Думка», книговеда. Вероника (Рона) Черняхивская, поэтесса и переводчица (дочь Людмилы Михайловны), была задержана как «иностранная шпионка» только за то, что вышла замуж за немецкого банкира. Эту очень красивую женщину неоднократно бросали в разные застенки, ненадолго отпускали и вновь увозили в «черном воронке». Даже после развода не оставили в покое, а матери, которую тоже дважды арестовывали, говорили, что дочь выслали в Сибирь, а позже — что Вероника находится в сумасшедшем доме. В действительности она была расстреляна в 1938 году в Лукьяновской тюрьме.
В 1929 году в Харькове провели показательный суд над 45 ю членами СВУ (Спілка визволення України), среди которых были писательница Людмила Старицкая-Черняхивская и ее муж Александр Черняхивский, профессор мединститута, крупный ученый-онколог. Их осудили на пять лет. Потом пересмотрели дело, сократив срок наполовину, не посадили, а выслали в г. Сталино, где создавался мединститут. Им позволили вернуться в Киев лишь в 1935 году, и Александр Григорьевич стал работать в институте у Богомольца. В 41-м — вновь аресты дочерей Старицкого, Людмилы и Оксаны. Их по этапу отправили в лагерь. По дороге в ссылку Людмила Михайловна умерла в эшелоне. Конвоиры выбросили тело с поезда. Где находится ее могила — неизвестно до сих пор. Оксана Михайловна погибла в лагере в 1942 году. В Норильске погиб и ее сын Ярослав Стешенко.
После войны из рода Старицких в живых осталась только одна внучка писателя — Ирина (Орыся) Стешенко, актриса Театра Леся Курбаса, переводчица. В середине 50-х Ирина Ивановна поднимала вопрос о реабилитации потомков Старицкого, но тогда сняли обвинения только с ее брата Ярослава, и лишь в конце 90-х реабилитировали остальных.
МУЗЕЙНАЯ ЭПОПЕЯ
Первой, кому Ирина Стешенко позволила изучить семейные архивы, была Вера Козиенко (в прошлом директор Театрального музея, создавала Музеи Н. Лысенко, М. Старицкого). Дело в том, что, вернувшись в 1945 году в Киев, Ирина Ивановна застала квартиру разграбленной, многое из коллекции пропало. Она написала академику Александру Билецкому, чтобы он забрал архив Старицкого, так как вначале планировали создать Музей писателя при Институте литературы. Но в 50-е годы документы передали в Музей им. Т. Шевченко, где одну из комнат собирались посвятить М. Старицкому. Проходит еще десять лет... Создается Музей Леси Украинки, и архив писателя передают туда. В начале 70-х Минкультуры Украины издает приказ о создании музейного комплекса выдающихся украинских деятелей — Николая Лысенко, Михаила Старицкого и Леси Украинки.
— Мне пришлось выдержать настоящую войну, пока удалось отселить одиннадцать семей из дома по улице Саксаганского, — вспоминает Вера Андреевна Козиенко. — Долго сопротивлялись военные, не желая переводить призывной пункт военкомата, освободив помещение только в августе 1990 года. Я назвала их шаг «подарком к 140-летию Михаила Петровича». Мы, сотрудницы Музея Лысенко, пришли в комнату, где находился кабинет писателя, отслужили молебен за открытие Музея Старицкого и положили цветы.
Выйдя на пенсию, я два года ежедневно приходила к Стешенко и знакомилась с архивом. По завещанию всю собственность Старицких Ирина Ивановна, которая скончалась в 1987 году, поручила двум своим доверенным: врачу Лидии Ивановне Грабовецкой, которая ухаживала за ней несколько лет, и экс-заведующей музеями Министерства культуры Украины Людмиле Ивановне Резуновой. Часть коллекции — 12 тысяч экспонатов (мебель, часть библиотеки, архив, некоторые личные вещи) — была передана для создания музея в 1987 году. Грабовецкая отдала музею все, что принадлежало семье Старицких, а Резунова — нет. А это коллекция живописи и фарфора, салонная мебель. Вещи, спрятанные Людмилой Ивановной для надежности, находились в запасниках Украинского музея. Теперь выяснилось, что все исчезло. Слишком много времени прошло. Сменилось руководство фондами. Л. Резунова говорит, что ее заставили забрать коллекцию, но отдавать ее она тоже не торопится. Когда мы делали юбилейную выставку Стешенко и отмечали 100-летие Ирины Ивановны, Резунова попросила отметить в списке, что понадобится музею в первую очередь, и дала нам лишь мелочи. Стала меня избегать... Почему я уже несколько лет бью тревогу? Резунова к себе в квартиру никого не пускает, а дочь ее выехала в Америку. Возможно, коллекции Старицкого вообще уже нет в Украине! Неужели судьба коллекции волнует только меня? Ведь это государственная собственность! Судиться? Но у музея нет денег — вот такой замкнутый круг. Может, стоит Министерству культуры и мэрии Киева подключиться? Может, еще не поздно?
...А тем временем, пока продолжается тяжба о наследстве, дом то реставрировали, то надолго «консервировали» объект; то были деньги, то они куда-то таинственным образом исчезали. И вот ко Дню независимости Мемориальный музей наконец-то открыли. Жаль только, что последняя берегиня из рода Старицких — Ирина Ивановна Стешенко — не дожила до этого радостного события.
За день до разрезания торжественной ленточки был настоящий аврал: последние «хвосты» доделывали строители, электрики, искусствоведы приклеивали бирки к экспонатам, а на улице сваривали и красили забор, разбивали клумбы. Но все это детали, главное — Дом-музей М. Старицкого открыт. Появилось место, где можно узнать много интересного всем, кто любит театр, литературу, небезразличен к украинской культуре, кто хочет знать о непростой судьбе Старицкого и его потомков.
Выпуск газеты №:
№160, (2002)Section
Культура