Перейти к основному содержанию

Сумской маршрут Линаса Зайкаускаса

Известный литовский мастер второй год работает в Украине, и каждая его работа не оставляет равнодушными ни зрителей, ни критиков!
18 июня, 17:03

Линас-Мариус Зайкаускас поставил на драматических и оперных сценах более 60 спектаклей (!) В Литве, Польше, Румынии, Турции, Грузии ... В частности, работал главным режиссером драматического театра в Вильнюсе, генеральным директором и режиссером Театра Повшехны в Польше. Руководил Международным театральным фестивалем имени Гомбровича и Международным фестивалем культуры в Радоме (Польша). Кроме того, Линас Зайкаускас преподавал актерское мастерство в Музыкальной академии Литвы, историю европейской культуры в Паневежисской консерватории, работал преподавателем рекламы в Высшей школе журналистики им.М.Ваньковича в Варшаве, а также был педагогом в Йельском университете (США).

Линас является соавтором пьес «Берег неба», «Кармен», автор театральных инсценировок «На отшибе мира» Т.Кантора, «Время, в течение которого мы ничего не знали друг о друге» П.Гандке. Его сценические работы с успехом представляли на различных престижных европейских фестивалях и неоднократно награждались призами.

Мы можем гордиться тем, что пан Зайкаускас не обошел вниманием и нашу страну, а коллективы театров Киева, Херсона, Каменского, Николаева, а ныне и Сум имеют возможность поработать с выдающимся режиссером. С сентября прошлого года началась новая творческая, украинская страница в судьбе Линаса — он стал главным режиссером Сумского областного академического театра драмы и музыкальной комедии им.М.С.Щепкина. А первой его постановкой на этой сцене стал яркий спектакль, который называется «Все, что тебе нужно — это любовь...», где Зайкаускас выступил не только как режиссер, но и как сценограф и автор эскизов костюмов.

Жанр спектакля автор определил как «комедия в стиле folk» по мотивам рассказов Антона Чехова ... В его сумском творчестве также два моноспектакля под общим названием «Утешение апокалипсисом» (по мотивам произведения лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич «Время Second-hаnd): I часть — «О лукавой темноте и» другой жизни «, которую можно сделать из этого»; II часть — «О ста граммах легкого песочка в белой вазочке»).

О том, как воспринял коллектив новое начальство, о карантинных реалии, как пандемия повлияла на театры, о встречах с Някрошюсом, Митницким, Ступкой и будущих постановках — наша беседа с Линасом Зайкаускасом.

«ПОНЯТИЯ «ХОЗЯИН — ГОСТЬ» НАС НЕ ВОЛНОВАЛИ»

— Пан Линас, сейчас в Сумах вы чувствуете себя гостем или уже творческим хозяином Театра имени Шепкина?

— По доброй народной традиции, хороший гость тот, который приезжает на три дня. А поскольку я в Сумах уже гораздо больше трех дней, к тому же поставил один большой спектакль и два моноспектакля, а еще являюсь главным режиссером театра, то, конечно, уже не гость.

Естественно, что у меня есть свои обязанности, я и стараюсь хорошо их исполнять. Вся работа в театре построена таким образом, что есть свой участок у каждого члена коллектива. Директор Театра имени Михаила Щепкина — Николай Юдин — это один из лучших театральных менеджеров не только в Украине. Итак, здесь, на своем участке, каждый — хозяин. Театр имеет четкую стратегию развития, которую определяем сообща, а следовательно, понятия «хозяин — гость» нас не волнуют.

— Что и кого вы оставили в родной Литве?

— Литва для меня всегда останется родной, ведь там мама, родственники, друзья ... Там у меня были долгие годы творческой деятельности и становления меня как специалиста. И за это я очень благодарен своей родине.

«СЕРДЦЕ РАЗРЫВАЕТСЯ, КОГДА СМОТРИШЬ НА «НОВЫЕ» ВИДЫ ЗРИТЕЛЬНЫХ ЗАЛОВ, ПЕРЕДЕЛАННЫХ С УЧЕТОМ СОБЛЮДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ»

— Кстати, какая театральная ситуация в Литве в связи с пандемией? Как может измениться мировой театр в связи вирусом COVID-19 и различными карантинными ограничениями?

— Не думаю, что в условиях пандемии ситуация в театрах Литвы чем-то отличается от общей ситуации во всем мире. Считаю, что пандемия внесла некоторые коррективы в дальнейшее развитие театра. Однако, на мой взгляд, все же главная задача в этих условиях — выжить. Театру, как и многим другим видам человеческой деятельности, сложно решить свои экономические проблемы. Сердце разрывается, когда смотришь на «новые» планы зрительных залов, переделанных с учетом соблюдения социальной дистанции. Верю в то, что неизменной останется только творческая составляющая, социальная важность и потребность человечества в театре. Ну а когда жизнь наладится, то театр снова будет таким, каким он был всегда.

— Относительно недавно вы делали постановку в Николаеве. Каковы ваши впечатления от работы с Николаевским театром? И если посмотреть со стороны, то какие болезненные проблемы переживал украинский театр еще в карантин?

— Я сотрудничал во многих странах и городах со многими театрами. Поэтому благодарен судьбе, что она определяла меня почти всегда в хорошие коллективы. В украинском театре Николаева мной был поставлен спектакль «Женихи». А впечатления остались только самые теплые — от работы с актерской труппой, абсолютно всех цехов, а также от сотрудничества с администрацией и руководством театра. Поэтому с удовольствием вернусь в этот театр на новую постановку. И это будет известный мюзикл «Вестсайдская история».

Что касается проблем в украинском театре — в карантин — то они такие же, как и во всем мире. Прежде всего — это недостаточное финансирование ... Так, ученые из Оксфорда установили, что активное «потребление» искусства (например, посещение театра хотя бы два раза в год) продлевает срок человеческой жизни. Поэтому очень важно, чтобы общество понимало, что экономить на продолжительности жизни совсем глупо.

«ДВА ТЕАТРАЛЬНЫХ МАСТЕРА, КОТОРЫЕ, К СОЖАЛЕНИЮ, УШЛИ ...»

— Как часто вы общались с Някрошюсом и о чем чаще всего говорили с легендарным коллегой?

— Для меня Эймунтас Някрошюс — очень важный человек. Его смерть в ноябре 2018-го вызвала боль в сердце. Эймунтас был тем редким режиссером, о котором при жизни сказали, что он гений, констатировали это, зафиксировали, проанализировали, написали немало статей, аналитических рецензий, в которых описали его знаменитую новую сценическую метафорику, где человек приравнена к материальному объекту, а материальные объекты как будто одушевленные и становятся почти полноправными персонажами спектакля ... Мы с ним несколько лет проработали под одной крышей. Много общались. Говорили о театре, творчестве, да и просто о жизни. Это был очень мудрый человек ... Жаль, что его уже нет на этом свете ...

— Линас, вспомните, пожалуйста, как познакомились с Эдуардом Митницким и что можете сказать об этом режиссере, светлая ему память ...

— С Эдуардом Марковичем мы познакомились в Киеве в середине 1990-х. Тогда он короткое время руководил Театром имени Леси Украинки. А я тогда работал главным режиссером в Русском драматическом театре Литвы. Не помню, по каким делам я приезжал тогда в Киев, но в один прекрасный вечер решил посмотреть спектакль «Чайка» Антона Чехова в постановке Эдуарда Митницкого. Спектакль мне очень понравился и я пошел к нему в кабинет и предложил сделать постановку в руководимом мною театре в Вильнюсе ... Так сложилось, что в итоге в Русском драматическом театре Литвы Эдуард Маркович поставил четыре спектакля, а я сделал два спектакля в Театре драмы и комедии на левом берегу Днепра ...

Вот вы спросили меня и о Някрошюсе, и о Митницком. И я вспомнил один забавный эпизод. Когда Эдуард Маркович ставил свой первый спектакль в Вильнюсе, в какой-то вечер сидим мы с ним в моем кабинете, вдруг раздается стук в дверь, потом двери открываются и в кабинет заглядывает какая мужская голова в вязаной шапочке, а на шее висит какой-то старый шарф . Оглянувшись по сторонам, голова кашляет и хриплым голосом произносит: «А ... Линас, ты занят. Тогда я зайду завтра». И исчезает ... Митницкий, который всегда одевался элегантно, очень странно посмотрел на меня и после паузы, по-отечески, упрекнул меня: «Линас, вы руководитель театра. Это же не очень хорошо, когда к вам в кабинет заходят какие-то бомжи» ... Я на минуточку растерялся, рассуждая, как же дипломатично ответить. «Ну .... эээ ... это же был Эймунтас Някрошюс». Следует сказать, что Някрошюс, как и Эйнштейн, очень долго совсем не обращал внимания, как он одет, на котором старом драндулете ездит. И только когда он стал всемирно признанным режиссером, долгое время пожил в Италии, уже начал одеваться со вкусом. По крайней мере начал носить брендовую одежду ... Някрошюс и Митницкий — два театральных мастера, которые, к сожалению, ушли ...

МОНОЛОГИ СТУПКИ И ... ПЕРВАЯ ИБСЕНОВСКАЯ ПОСТАНОВКА В КИЕВЕ

— У вас был очень сильный спектакль на сцене Киевского национального театра имени Ивана Франко «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта. Спектакль, который украшал афишу и очень жаль, что исчез из репертуара ... Интересно, влиял ли Богдан Ступка, как художественный руководитель театра, на вашу работу с франковцами? Были ли идеи дальнейших совместных работ и лично поработать вместе с Богданом Сильвестровичем?

— Я с большим удовольствием вспоминаю свою работу в Театре имени Ивана Франко. Считаю для себя счастливым событием знакомство с Богдан Сильвестрович Ступкой. В постановочный процесс он не вмешивался, но как личность он довольно сильно на меня повлиял. Это был великий человек! Никогда не забуду наших длительных творческих бесед. Точнее, его монологов. Богдан Сильвестрович был блестящим рассказчиком, и я получал огромное удовольствие, слушая его и общаясь с ним ... Очень сожалею, что нашим дальнейшим планам не суждено было осуществиться, в связи с потерей для нас всех этого великого человека.

— Сейчас вы работаете над пьесой Генрика Ибсена «Гедда Габлер»? Готова ли труппа сумчан к такой тяжелой парадоксальной пьесе, где требуются актрисы уровня Изабель Юппер или Маргариты Тереховой?

— Я люблю творчество Генриха Ибсена, это один из моих любимых драматургов. Но так сложилась судьба, что это будет моя первая ибсеновская постановка. Считаю, что в Театре имени Михаила Щепкина сейчас сильный творческий коллектив. Если бы я не был уверен, что актеры справятся, то не брался бы за такую сложную пьесу. В то же время задача руководителя творческого коллектива — способствовать дальнейшему профессиональному росту и творческому развитию его участников. А развиваться актеры должны только на очень сильной драматургии. И мне приятно, что мое мнение разделяют также директор и весь творческий коллектив театра.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать