Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Суверенная Земля Духа

В Киевском доме учителя состоялся вечер памяти выдающегося общественного деятеля, диссидента, писателя и мыслителя Евгена СВЕРСТЮКА
16 января, 10:52
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Есть люди (воистину— лучшие из лучших в каждом народе), которые достигли гармоничного, почти уникального сочетания, во-первых, идеалов национальной свободы, и, во-вторых, вечных общечеловеческих— прежде всего, христианских ценностей. Отчизна является для них святыней политической свободы, и, в то же время, суверенной (именно суверенной) Землей Общечеловеческого Духа. В современной интеллектуальной истории Украины такой личностью, несомненно, был Евгений Александрович Сверстюк, выдающийся общественный деятель, писатель, литературовед, правозащитник, философ-гуманист, лауреат Государственной премии Украины имени Тараса Шевченко, почетный президент Украинского отделения международного Пен-клуба. Евгений Александрович отошел в вечность 1 декабря 2014 года. Его светлой памяти был посвящен вечер в Киевском городском доме учителя, который состоялся в среду, 14 января.

Евгений Сверстюк и фальшь холодного официоза— это вещи абсолютно противоположные. Этот непреклонный в своих убеждениях, однако, в то же время удивительно толерантный, теплый, «солнечный человек», если решится на разговор о нем (а можно утверждать, что осмысление сделанного Евгением Сверстюком для Украины, в сущности, только начинается), может «раскрыться» только совсем в другой тональности. Организаторы вечера, хорошо понимая это, начали памятный вечер действительно нестандартно. На сцену вышла замечательная детская «группа» маленьких украинцев, которая под аплодисменты зала исполнила (блестяще) традиционные наши колядки и щедривки (и это правильно, ведь вековечная христианская народная культура действительно была одним из самых мощных источников, которые питали жизнь, дух и творчество Евгения Александровича, наряду с украинской и мировой литературой и классикой философской мысли). А затем эти же девочки и мальчики вдохновенно — весь зал, стоя подпевал!— запели Гимн Украины. Это — абсолютно естественно; ведь таково  наше суровое время.

А затем был небольшой видеослайд о Евгении Александровиче. Вся жизнь этого уникального человека предстала перед нами (юноша— молодой общественный деятель и «шестидесятник»— политзаключенный — один из духовных, и не только духовных, творцов Независимой Украины— фото: Сверстюк и Стус—  Сверстюк и молодежь: всегда вокруг него много молодежи!— Сверстюк и мировые авторитеты, начиная с Папы Римского— Сверстюк в последние годы жизни, встревоженный, задумчивый, страдающий и, несмотря ни на что, солнечный...). Лицо Выдающегося Учителя, хотя сам Евгений Александрович, если мы не ошибаемся, никогда, ни разу не претендовал на это. Он просто жил и поступал морально («просто»?..). А затем лицо прекрасного украинца стало медленно отдаляться от нас— в бесконечное путешествие к Звездам, к Богу, к Вечности.

Выступления (и это тоже удачное решение) были достаточно сжатыми и краткими. Один из первых украинских правозащитников брежневских времен Василий Овсиенко зачитал отрывки из писем Василя Стуса к Евгению Сверстюку (1977 год, Стус на ссылке в Магаданской области, Сверстюк— в неволе в Забайкалье, в Бурятии). У Стуса там были и такие, в частности, строки: «Ти в цьому ряду (лучших, ближайших друзей— И. С.)— засяйний». А Евгений Александрович обращался к своему духовному брату «Базилеос»— греческой «царь», «обладатель», не просто «Василь...». И вполне справедливо, что в зале, где проходил вечер памяти, была не только фотография мудрого, проницательного и пророческого Сверстюка, но и портрет Стуса.

Присутствующие узнали о творческой личности Евгения Александровича немало нового и интересного. Всем ли известно, что Сверстюк, помимо прочего, талантливый, яркий поэт (со сцены прочитали его перевод знаменитого стихотворения Киплинга «Якщо...» — это творческое состязание с самим Стусом; там были, между прочим, и такие строки:

«Якщо усі спілкуються з тобою

На відстані, яку відміряв ти...»?

Интересно, что один из последних творческих замыслов Евгения Сверстюка, который  реализовать, к сожалению, было не суждено— это объединенный анализ гениальных поэтических достижений Шевченко и Лермонтова (к 200-летию двух великих поэтов).

Политик и общественный деятель Александр Сугоняко, который лично знал Евгения, вспомнил слова Сверстюка: «Мое кредо— творить радость жизни». Нам сейчас очень нужна его животворная улыбка, сказал Александр Сугоняко, и добавил: «Эта новая Украина, которая ныне созидается, стоит на плечах Василя Стуса и Евгения Сверстюка. Сверстюк призывает каждого из нас стать на голову выше; и тогда, как призрак прошлого, навечно исчезнет Янукович, который, как сказали мне люди, которые это лично слышали, года три спустя выразился так: «Они говорят нам о том, что мы воры. Мы докажем им, что все воры!».

Директор издательства «Кліо» Вера Соловьева, представляя только что изданную книгу Евгения Сверстюка «Світлі голови життя» (а в ближайшее время начнется работа над двухтомником воспоминаний о Евгении Сверстюке «На полі честі»; не вполне законченной осталась его уникальная автобиография «Невже це я?»), сказала с искренней болью, что «мы опоздали на каких-то 10 дней, и Евгений Александрович не смог при жизни подержать эту книгу в руках». И, признавшись, что этот человек был для нее духовным отцом, опорой в жизни, Вера Иосифовна привела слова Ивана Михайловича Дзюбы: «А теперь нам надлежит услышать его. Это наша обязанность». И это воистину так!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать