Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Свет и мрак, мир и война...

18 и 19 февраля в Одесской опере состоялась мировая премьера балета «Судьбы»
21 февраля, 10:08
ФОТО КИРИЛЛА СТОЯНОВА

Это совместный одесско-киевский творческий проект. «Судьбы» — вечно волнующая тема, которая требует философского осмысления: это фатум, обреченность или существует пространство для выбора? Балет на два действия под таким названием через современный украинский контекст предлагает на языке музыки, пластики и сценографии приблизить нас к пониманию этого сложного вопроса.

Зрители станут свидетелями нового авторского проекта Одесского национального академического театра оперы и балета. Идея родилась вследствие драматических событий, которые выпали на долю Украины, начиная с 2014-го, и которые держат в напряжении наше общество поныне.

— Это не столько космополитическое виденье проблем в мировом масштабе, сколько эмоциональный и гражданский отклик на события в родной Украине, — говорит автор идеи балета (в соавторстве с Борисом Блохом), генеральный директор Одесской оперы Надежда БАБИЧ. — Именно сейчас, когда вопрос независимости Украины с теоретической плоскости перешел в фазу активной защиты государства, когда наши  бойцы отдают свою жизнь, чтобы отстоять будущее страны, так важно побуждать зрителя к размышлениям, как жить в этих условиях, и каким будет наше будущее...

Два года понадобилось для воплощения задуманного. Решающий момент — гастроли в Одессе «Киев модерн-балет». Руководитель театра Раду Поклитару, к которому обратилась автор идеи балета, рекомендовал в качестве хореографа  Сергея Кона.

— Важно, чтобы у зрителя была альтернатива классическому танцу, — считает С. Кон. — Давно в его истории не писалась музыка специально для нового либретто. Особенностью сюжетной линии балета является тот факт, что истории, которые представлены в нем, основаны на реальных событиях. Это истории жизни реальных людей — наших современников, в дом которых постучала «Судьба»...

Балет философичен, и это является продолжением линии, которая стала определяющей в предыдущей работе Сергея Кона — балете «Кукла. Новая история Коппелии» (см. «День» 6.02. 2015). Имеем пример рождения нового жанра — документального балета, в котором органично объединились другие жанры — балет-пьеса, драма и балет-симфония. Очень жаль, что автору музыки произведения Юлии Гомельской не суждено было дожить до премьеры... Жизнь талантливого композитора трагически оборвалась из-за автокатастрофы в конце 2016 года, и это произведение стало ее лебединой песней.

— Создавая музыку к балету, — сознавалась Ю.Гомельская, — я чувствовала дуалистичность мира, который представляет две полярности, — свет и мрак, добро и зло, счастье и горе, мир и войну. Тема человеческих судеб с индивидуально-интимной сферы переросла в глобальную, вневременную, раскрывая проблему, которая в настоящее время волнует все человечество, вне зависимости от того, в какой точке мира ты живешь.

Музыка к балету получилась  модернистской. Для дирижера Виталия Ковальчука участие в этом проекте стало своеобразным дебютом, ведь до этого он не выходил за рамки классического репертуара. Отмечая качества музыкального произведения, он отметил: «Особенностью данной музыки является то, что у каждого героя очерчен свой характер, свой лейтмотив. Очень мелодичны темы мира и любви, которые иногда сменяет даже ожесточение. Чувствуется тема роковой судьбы».

Музыка образна, проницательна, отчетлива, структурирована и читабельна. Она усиливает психологизм сценического действа — качество, которое в свою очередь так замечательно проявилось в хореографии: пластика, сценография неожиданны, выразительны.

Авангардное решение постановки продиктовало художественное оформление сцены: декорации условны, ритмичны и почти схематические, они только обозначают место действия, добавляя своим лаконично аскетическим решением определенной эмоции. Особенную роль в этом играет освещение сцены, которое в образно-доминирующей тьме появляется в нужный момент, нужном месте, в соответствующих пропорциях (художник по свету Вячеслав Ушеренко). Костюмы актеров — это повседневная одежда, которая в каждом действии имеет свои особенности. Такой подход усиливает ощущение единства актеров и зала (сценограф — Татьяна Иванова, художник по костюмам — Сергей Васильев). Все средства направлены на установление эмоционального контакта между действующими лицами и зрителями. Музыка здесь играет объединительную роль.

По сюжету половина сцен балета происходят в условиях мирной «квартирной жизни», в которую неожиданно врывается вражеская действительность. Каждая сцена интересна, но особенно хотелось бы отметить удачно показанные переживания и рисунок танца в сцене  «Супружеская пара» (Богдан Чабанюк, Мария Рязанцева; мать с ребенком — Ольга Коломиец).

В смысле контакта с залом наибольшее впечатление произвела на публику сцена «Фотограф и Антигерой» (Ростислав Янчишин, Станислав Скринник). Образ диктатора вызывал почти физическую ненависть у зрителей. Прекрасный режиссерский ход. Отрицательная энергия, которую накопил своим поведением Антигерой на сцене, нуждалась в выходе, и он... стреляет в зал. Зазомбированные, не способные к рефлексии граждане — это потенциальные жертвы тех, кто маниакально жаждет власти. Сцена-предостережение.

С самого начала одним из главных действующих лиц выступает Человек в черном (Святослав Кравченко) — посланец потустороннего мира, который как будто возникает из тьмы. Этот абстрактный образ появляется уже в начале спектакля: бьет в набат (интродукция). В финале, забирая души невинно убиенных, он преображается в Белого ангела. Сцена интересна в замысле, но несколько наивна, и не вполне мотивируема. Возможно, здесь нужна пауза, в смысле музыки, или более модернистское художественное решение. Есть определенное противоречие между «бытовым» развитием событий и желанием придать произведению символический смысл. Но, невзирая на все, новый балет — чрезвычайно интересное и многообещающее явление современного украинского искусства, искреннего в своей основе, способного определенным образом ответить на судьбоносные вопросы, волнующие наше общество.

Следующий показ спектакля состоится 26 февраля.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать