«Свет открывает человеку красоту...»
31 января — день рождения одного из крупнейших мыслителей ХХ ст., ессеиста, экс-киевлянина Льва Шестова (1866—1938)Во многом Лев Шестов (Лев Исаакович Шварцман) предвосхитил основные идеи экзистенциализма... Его афоризмы до сих пор часто цитируются:
— Задача писателя: идти вперед и делиться с читателем своими новыми впечатлениями.
— Задача философии не успокаивать, а смущать людей Задача философии — научить человека жить в неизвестности, того человека, который больше всего боится неизвестности и прячется от нее за разными догматами.
— Нужно, чтобы сомнение стало постоянной творческой силой, пропитало бы собой самое существо нашей жизни.
— Новые мысли, даже собственные, не скоро завоевывают наши симпатии.
— Раз мысль явилась — открывай ворота!
— От смешного до великого тоже только один шаг.
— Свет открывает человеку красоту — но он же открывает нам и безобразие.
— Символы не всегда бывают красивы.
— Мудрецы не больше знают, чем глупцы, — у них только больше храбрости самоуверенности...
* * *
В 1898 году в свет вышла первая книга Л.Шестова «Шекспир и его критик Брандес», в которой были намечены проблемы, позже ставшие сквозными для творчества философа: ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм.
Затем автор засел за следующий трактат — «Добро в учении гр. Толстого и Ф.Нитше. Философия и проповедь» (1899). Хотя эпиграфом к первой книге стали крылатые слова немецкого мыслителя Фридриха Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche; 1844—1900):
— Я ненавижу всех читающих бездельников.
* * *
В 1899 г. Лев Шестов написал глубокую литературоведческую статью «А.С.Пушкин», впервые опубликованную лишь в 1960 г.
По черновой рукописи, сохранившейся в личном архиве мыслителя. В Нью-Йорке. В альманахе «Воздушные пути» (№1), издававшемся под редакцией публициста Романа Гринберга (1893—1969)...
А потом жизнь выкинула фортель, когда в мае 1901 г. Сергей Дягилев (1872—1929), еще никакой не антрепренер, а всего лишь чиновник по особым поручениям директоре Императорских театров, князе Сергее Волконском (1860—1937), разругался с начальником, хлопнул дверью и стал одним из основоположников группы русских модернистов «Мир Искусства». Проворный ловец талантов всегда знал, где брать кадры — именно из Украины господин Дягелев позже переманит к себе и Вацлава Нижинского, и его сестру Брониславу Нижинскую, и Сергея Лыфаря.
Узнав о самородке, Сергей Дягилев пустился на поиски. Не успевая застать Льва Шестова ни в Киеве, ни в Москве, ни в Петербурге, письмо с коммерческим предложением гонялось за писателем по Европе, пока не застало... в Швейцарии.
— Прочитав моего Толстого («Добро в учении гр. Толстого и Ф.Нитше. Философия и проповедь». — А.Р.), г-н Дягилев предлагал сотрудничать в его журнале. В то время в моем портфеле лежала рукопись новой книги, и я послал ему «Достоевский и Ницше (Философия трагедии)». Сергей Павлович пришел в восторг... Дягилев предложил Шестову сотрудничество с журналом модернизма «Мир Искусства».
— Философия хочет во что бы то ни стало стать «наукой», такой же наукой, как математика, и если этого нельзя достигнуть никаким иным путем, то, во всяком случае, выручит теория познания. Она докажет, что не обо всем можно спрашивать философию, что ее даже и спрашивать совсем нельзя, а только можно слушать, что она говорит.
* * *
Публикуя статьи в журналах и сборниках, Лев Шестов готовил другие публикации. Лучшая из работ — «Творчество из ничего» (1905), посвященная А. Чехову. В противовес общепринятому взгляду на писателя как на «мягкого, нежного лирика», «поэта сумеречных настроений» и «певца хмурых людей» — Л. Шестов увидел писателя беспощадного:
— Чехов был певцом безнадежности. Упорно, уныло, однообразно в течение всей почти 25-летней литературной деятельности Чехов только то и делал: теми или иными способами убивал человеческие надежды.
* * *
Чтобы ничего не отвлекало от интеллектуальной работы, весной 1903 г. мыслитель отправился за границу. Поселившись в Швейцарии, у озера в окрестностях Ту, он принялся за новую книгу с первоначальным заглавием... «Тургенев и Чехов». Одним из эпиграфов стала табличка у опасной горной тропинки в Альпах: «Только для тех, кто не боится головокружения».
Спустя год он закончил главный труд всей жизни — «Апофеоз беспочвенности», было сохранено. Произведение включило в себя предисловие и две части, содержащие — соответственно: 122 и 46 афоризмов, плюс приложения: две статьи — «Власть идей» и «Юлий Цезарь Шекспира», написанные авторам до отъезда за границу.
«Апофеоз беспочвенности» произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Известный адвокат Оскар Грузенберг (1866—1940) заявил, дескать, у автора опыта адогматического мышления просто... «кислотный ум».
— Задача философии не успокаивать, а смущать людей.
Бунт Льва Шестовa против догматического разума и лицемерной морали оказался неприемлем по разным причинам. Во-первых, он был непонятен для представителей среднего возраста, особенно — в среде пожилых bon-vivant. А во-вторых, оказался настолько близок юношам призывного возраста канун I Мировой войны, что в гимназиях царской России стали плодиться кружки, в которых властвовал настоящий культ киевского писателя.
Доходило до курьезов, вздорные юноши отныне пугали родителей:
— Если ..., стану развратничать и читать Шестовa.
СЕМЬЯ ШЕСТОВЫХ: РОДИТЕЛИ, СЕСТРЫ, БРАТЬ (В ЦЕНТРЕ НА ФОТО СТОИТ ЛЕВ ИСААКОВИЧ)
* * *
Брэнд просвещенного нигилизма входил в моду, тем временем его апостол двигался дальше: Висбaден, Киев, Фрейбург, Москва, Берлин, Санкт-Петербург (бывал нa «бaшне» у Вячеслaвa Ивaновa), Париж, Ясная поляна (ездил в гости к мифическому мудрецу Льву Толстому), Коппе, Баден...
Далее последовали произведения: «Начала и концы» (сентябрь 1908), «Достоевский и Нитше» (1909; второе издание), «Великие кануны. Философия и теория познания» (1911), подытожившие первый — «литературно-критический» — период творчества Льва Шестова. Как человек состоятельный и писатель преуспевающий, он не прятал деньги в кубышку, по русскому обыкновению не просаживал в казино или на водах, а будучи настоящим мыслителем... помогал нуждающимся. Когда в мае 1909 г. в газете «Речь» (№9) появилась статья «Поэзия и проза Фёдора Сологуба», гонорар, 60 рублей, Лев Шестов поделил по справедливости: 20 рублей оставил себе, 25 рублей отдал сказочнику и фантазеру Алексею Михайловичу Ремизову (1877—1957), а 15 рублей — литературоведу и переводчику Евгению Германовичу Лундбергу (1883—1965). Эти коллеги семейного дела не имели и всегда нуждались более его.
— Может быть, большинство читателей не хочет этого знать, но сочинения Достоевского и Ницше заключают в себе не ответ, а вопрос.
Осенью 1908 г. Лев Шестов поселился с семьей в немецком г.Фрейбурге, а с марта 1910 г. жил, в основном, в швейцарском городке Коппе. Занимаясь классической философией и богословием, писатель открыл для себя нового героя, христианского богослова и Реформатора церкви Мартина Лютера (1483—1546). Он изучал труды средневековых схоластов, многотомные истории догматических учений, подзабытых мистиком и неутомимых лютеран. И практически ничего не писал, собирая душевные силы. Именно в тот период он стал зачитываться Библией, а также Платоном, Аристотелем, Плотином.
— Хорошо было Прометею — он никогда не оставался один. Его всегда слышал Зевс — у него был противник, было кого злить и раздражать своим непреклонным видом и гордыми речами, значит, было «дело».
1 марта 1910 г. Лев Исаакович Шварцман подписал договор с Петербургским издательством «Шиповник» на издание полного собрания сочинений. Шесть томов авторских сочинений стали регулярно появляться с марта 1911 г.
* * *
В 1913 г. писатель начал книгу «SolaFide» («Только верой»). Работу он не успел закончить — грянула I Мировая война. Пришлось срочно вернуться в Россию. В спешке рукопись осталась за границей, и только в 1920 г., оказавшись в эмиграции, автору удалось материалы вернуть. Частично главы из «SolaFide» и часть идей перекочевали в другие книги или публиковались отдельно.
В полной версии «Только верой» увидела свет уже после смерти мыслителя: нет, к сожалению, не в Киеве, а в Париже, в 1966 г.
— Человеческие истины только и годны, что для служебных целей...
— Самые важные и значительные мысли, откровения, являются на свет голыми, без словесной оболочки: найти для них слова — особое, очень трудное дело, целое искусство.
Февральскую революцию Лев Шестов пережил в Москве, но особенного восторга не испытал. Хотя мыслитель всегда был противником самодержавия, в дни социального перелома он редко покидал дом, а сидел, запершись в кабинете, — грустный, задумчивый. Новую выстраданную статью «Potestas Clavium» («Власть ключей») так и не... опубликовали; трактат появился только в берлинском издательстве «Скифы» в 1923 г.
— Свет открывает человеку красоту — но он же открывает нам и безобразие.
Октябрьский переворот Лев Шестов и вовсе не принял... Его брошюру «Что такое большевизм» (1920) новая власть не поняла и не простила.
— «Лучше быть несчастным человеком, чем счастливой свиньей», утилитаристы рассчитывали на этом золотом мосте перебраться через пропасть, отделяющую их от обетованной земли идеализма. Но пришла психология и грубо доложила: «Несчастных людей нет, все несчастные — свиньи».
* * *
6 июля 1918 г. семья Шварцманов вернулась в Киев. Лев Исаакович читал курс «История древней философии» в Народном университете, а также выступал с докладами и публичными лекциями.
На глазах Льва Шестова за несколько месяцев красивый город не раз переходил из рук в руки: УНР, Гетьманат, немцы, Петлюра, большевики, белогвардейцы...В надежде уехать за границу семья из Киева в октябре 1919 г. перебралась в Ялту. По ходатайству богослова и православного священника Сергея Николаевича Булгакова и профессора Киевской духовной академии Ивана Пименовича Четверикова (1880—1969), а также благодаря широкой известности трудов самого писателя Л.И.Шварцмана зачислили приват-доцентом в Таврический университет г.Симферополя.
— Когда приходит настоящая нужда, глупый человек становится умным.
Однако в начале 1920 г. вместе с семьей киевлянин выехал из Ялты в Севастополь, оттуда — в Константинополь, а затем через Италию осенью 1920 г. добрался до Парижа. И снова все пришлось начинать с нуля... Теперь предметом философского интереса стало творчество Парменида и Плотина, Блеза Паскаля и Бенедикта Спинозы, Сёрена Кьёркегора, а также современника Эдмунда Гуссерля (1859—1938). Тем временем супруга Анна Елеазаровна Шварцман, дипломированный врач-дерматовенеролог, выпускница Бернского университета, — в эмиграции работала массажисткой. Их дочери — Татьяна (1897—1972) и Наталья (в замужестве — Баранова; 1900—1993) с согласия отца были крещены; младшенькая даже стала автором мемуаров «Жизнь Льва Шестова» (1975) и пошла замуж за инженера-геофизика Владимира Николаевича Баранова (1897—1985), капитана Марковского артиллерийского дивизиона.
* * *
Весьма быстро бывший киевлянин вошел в элиту западноевропейских мыслителей и на равных общался с основателем феноменологии, немецким философом Эдмундом Гуссерлем, французским социологом и культурологом Клодом Леви-Строссом (1908—2009), основоположником философской антропологии Максом Шелером (1874—1928), немецким экзистенциалистом Мартином Хайдеггером. Как один из столпов философской мысли ХХ столетия, Лев Шестов познакомился с настоящими лидерами общественного мнения Старого Света. Среди новых знакомых оказались: романисты — Томас Манн (1875—1955) и Андре Жид (1869—1951), физик-теоретик Альберт Эйнштейн (1879—1955), культуролог Андре Мальро (1901—1976) и другие.
В Париже он, Lйon Chestov, стал навсегда европейцем, здесь начался самый продуктивный период в творчестве Льва Шестова. Он интенсивно писал, выступал с докладами, публиковал статьи в крупнейших европейских журналах. Кроме того, в 1925—1937 гг. в Сорбонне мыслитель периодически читал лекции по истории русской религиозной философии.
В Париже Лев Шестов создал важнейшие книги: «Умозрение и апокалипсис. Религиозная философия Вл. Соловьева» (1927), «На весах Иова. Странствования по душам» (1929), «Мартин Бубер» (1933), «Гегель или Иов» (1934), «Кирхегард и Достоевский» (1935), «Киркегард и экзистенциальная философия» (1936), «Киргегард — религиозный философ» (1937), «Sineaffusionesanguines (О философской честности)» (1937), «Афины и Иерусалим» (1938).
* * *
В последний год жизни в нем проснулся интерес к индийской философии, не давали покоя новые, самые смелые замыслы.
— Не знать, чего хочешь, считается одним из самых позорящих обстоятельств.
В октябре 1938 г.Лев Исаакович подхватил бронхит, который вскоре перешел в туберкулез. Мыслитель умер 19 ноября, его похоронили в фамильном склепе на Новом кладбище в Булони предместье Парижа...
Выпуск газеты №:
№16, (2020)Section
Культура