Перейти к основному содержанию

Свидетельство пребывания

В Харькове состоялась акция Павла Макова «Музей современной жизни»
22 октября, 00:00

Этим новым типом музейной экспозиции Павел Маков — график, архивариус неровных поверхностей, каталогизатор граффити — завершил (точнее, вынес в новое четырехмерное измерение) процесс создания «своего пейзажа» — Места, в разных ракурсах присутствующего в его работах на протяжении десяти лет. Павел Маков — творец урбанистических мифологий. Эдакий Льюис Кэролл, отправивший в Зазеркалье целый город, с его синагогами и ботаническими садами, стрелковыми тирами и иссякшими фонтанами. Почему Харьков? А почему, собственно, нет?

«Харьков стал для меня мифическим Местом, — рассказывает художник, — потому что из него я, как из микрокосмоса, стал изучать то, что меня окружает. Харьков — уникально стандартизированный объект для изучения. Большой город, типа Глазго или Манчестера, огромный индустриальный центр. Любая уникальная вещь менее интересна — она дает информацию только о себе самой. Стандартная вещь дает информацию глобальную. Даже сама географическая поверхность Харькова диктует толерантные взаимоотношения. Там нет ни высоких холмов, ни полых низин. Он — средний. Идеальный художественный объект — совсем никакой. Такая себе белая крыса: вроде бы и крыса, но не кусается».

Павел Маков исследует городскую среду, подобно палеонтологу, который по отпечатку хвоста доисторической рептилии может сказать, сколько у нее было зубов. Исцарапанные поверхности стали для него универсальным источником информации. Это massage, посыл, единственный след, который мы оставим после себя. Любая поверхность, покрытая сотнями видимых и невидимых царапин и граффити, индивидуальна и неповторима, как запах. В коллекции Павла Макова отпечаток получает новое имя и становится частью бесконечного каталога нашей жизни.

«Это Место, где мы живем, пытаясь хранить остатки цивилизации и природы в их диком симбиозе под названием «наш пейзаж». Люди и предметы, судя по всему, подвержены влиянию Места. Все, остающееся здесь, оказывается у него в плену. Отсюда часто по-настоящему хочется уехать, очень искренне забыть и бросить, начать новую жизнь где-нибудь, где нас нет. Но пока хватает терпения находить смысл в завтрашнем дне и любить все это, несмотря ни на что, потому что смотреть не на что», — утверждает художник.

Серии офортов (принтов) трансформируют одни и те же образы («Место», «Фонтан Истощения», «Ботанический сад», «Дом Митасова»), вводя их в реальный городской пейзаж, выводя из него, превращая в нечто «надреальное», и оттого еще более настоящее. Ведь любой миф гораздо значительнее реальности.

Где-то (а если быть точной — в журнале «Arbor mundi», № 2, 1993) я прочла, что идеальным прообразом постмодернистского музея является провинциальный, «совковый» краеведческий музей, где собрана всякая всячина: от глиняных горшков из местного кургана до обязательств передовиков производства. Суть этого собрания в том, что оно демонстрирует определенный миропорядок и как нельзя лучше отражает его признаки. Маковский «Музей современной жизни» очень близок к этой модели.

«...Осознавая беспомощность любых попыток описать все эти местные «артефакты» с точки зрения так называемого искусства, мы решили обратиться к антропологии и истории в надежде получить от этих наук более убедительное объяснение по поводу Места, — рассказывает Павел Маков. — Так вышло, что близкий нам антрополог и историк (Мария Рюйтер) живет в Скандинавии, а, как известно, мы уже призывали варягов в надежде, что те наведут порядок в наших местах... Теперь вот еще одно почти мифическое усилие, только задача на сей раз поставлена более скромная — объяснить нам, в конце концов, кто мы такие и почему мы так себя не любим».

В виртуальном «Музее современной жизни», согласно концепции Павла Макова, может быть выставлено все, что является «принтом» нашего существования. Иначе, как узнать, жили мы здесь или нет?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать