Перейти к основному содержанию

Свой среди своих

Скрипач Андрей Белов играет 70—80 концертов в год по всему миру, а мечтает выступить в родном Хмельницком
11 июня, 19:03

Музыкант — уроженец Хмельницкого, а ныне житель Германии. Недавно на фестивале «Киевская весна» он блестяще исполнил новое сочинение Мирослава Скорика — Концерт №6 для скрипки с оркестром, а 16 июня представит в Национальной филармонии хрестоматийный скрипичный концерт Феликса Мендельсона.

— Музыка Мирослава Скорика с раннего детства для меня была огромным стимулом, — признается Андрей БЕЛОВ. — С его знаменитой «Мелодией» связаны мои первые успехи на украинских конкурсах и фестивалях, да и сейчас я часто играю ее на бис, выступая по Европе. Скорик пишет очень искренне, и это чувствуют музыканты, исполняя его произведения, и публика, слушая их.

— Вы с 15-ти лет в живете в Германии. Быстро ли адаптировались, не трудно ли было на первых порах?

— В Киеве я окончил Киевскую музыкальную школу (класс Михаила Кузнецова). В Ганновере моим профессором был Кшиштоф Вегрзинь. Затем продолжил занятия в Парижской консерватории. Конечно, поначалу хотелось домой. Но в Германии мне встретились люди, которые очень помогали, ну и, конечно, завоеванное мной лауреатство на Международном конкурсе ARD сыграло не последнюю роль. И в 17 лет я получил первые сольные ангажементы. Сейчас за год играю в среднем по 70—80 концертов: 15—20 — с оркестром, исполняю около 30-ти сольных программ, а также участвую в составе Квартета им. Шимановского или других коллективов.

— Андрей, говорят, вы играете на скрипке Страдивари?

— Одно время у меня действительно была скрипка этого мастера. А потом мне предоставили возможность попробовать другие инструменты и сравнить их. У скрипок Страдивари звук более громкий, прямой, масштабный. А инструмент, на котором я играю сейчас, — тоже замечательная скрипка работы Гварнери. Она обладает теплотой и красочностью звучания.

— В Квартете им. Шимановского вы играете партию первой скрипки. Ныне в коллективе работают два украинца и два поляка. Как вы уживаетесь?

— Прекрасно! Раньше мне казалось, что Квартет им. Шимановского — сугубо польский. Потом, когда мы начали играть вместе, я узнал, что Володя Микитка — львовянин, да к тому же из замечательной музыкальной династии. С прежним лидером квартета, скрипачом Мареком Думичем, мы дружим. В 2005 году мне предложили заменить Марека на время его болезни, но затем так сложились обстоятельства, что партию первой скрипки играю до сих пор. Пришлось окунуться в новый для солиста-скрипача мир — камерные партитуры, довелось продумывать их и как дирижеру. Это сложно, но и чрезвычайно интересно.

В следующем сезоне квартет запишет нескольких дисков, уже есть приглашения выступить в престижных концертных залах не только Европы и Америки, но и провести большое турне по Китаю. Прошлым летом во Львове с большим резонансом прошел фестиваль «Шимановский-квартет и друзья». В нынешнем сентябре мы планируем повторить гастроли в Городе Льва. Кстати, играть с нами согласился выдающийся пианист Олег Майзенберг, возможно, приедет и патрон фестиваля — замечательный скрипач Гидон Кремер. Мне хотелось бы затащить ребят в мой родной Хмельницкий. Осенью собираюсь дать там несколько сольных концертов.

— Квартет им. Шимановского — «резидент-квартет» Высшей школы музыки и театра Ганновера. Что означает этот статус?

— Мы вчетвером ведем класс камерной музыки, и каждый из нас еще обучает студентов по специальности — скрипке, альту и виолончели. Кроме этого, у Квартета им. Шимановского есть определенный норматив — концерты, которые наш коллектив обязан отыграть в рамках программ, составляемых дирекцией школы.

— Интересно ли преподавать вчетвером?

— Очень трудно. Мы договариваемся и делим время. Хотя часто все вместе проигрываем произведения, обмениваемся впечатлениями. Сама система обучения камерной музыке в Германии еще только создается, в то время как в США (например, в Бостоне) она развита великолепно. Там существуют целые факультеты камерной музыки. В Германии же это направление все еще рассматривается в качестве двухгодичного приложения к основной специальности солиста и во многом держится на энтузиазме студентов и педагогов.

Многонациональная среда во всех немецких университетах связана с историей этой страны. Интернационализм имеет не только свои плюсы, но и минусы. Например, Ганновер один из передовых центров фортепианного искусства: там преподают шесть-семь ведущих педагогов мира. Учиться у них, безусловно, не только огромная честь, стимул, но и большая ответственность. Общий музыкальный уровень настолько высок, что каждый студент буквально физически испытывает давление среды, не позволяющей опуститься ниже дозволенного уровня. А для того, чтобы поднять планку и выделиться в потоке, нужно преодолеть огромную конкуренцию. Ведь не зря говорят, что побеждает сильнейший.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать