Перейти к основному содержанию

«Такое ощущение, что политкампаниями у нас занимаются тысячи Остапов Бендеров, которых кто-то обидел»

Интервью с авторами плаката «Я — крапля в океані, який змінить Україну»
21 марта, 14:01

На счету сообщества дизайнеров «Страйк Плакат» — десятки потрясающих работ; самая знаменитая — «Я — крапля в океані, який змінить Україну»: капля, падающая в сине-желтый океан, стала таким же символом протеста, как баррикада или горящая шина. Из одного этого плаката вырос отдельный успешный проект с собственной интернет-платформой www.kraplya.com.

После победы революции «Страйк Плакат» сохраняет активность уже в рамках кампании сопротивления российской оккупации Крыма. В «Дне» 31 января выходила статья о сообществе. Теперь же появилась возможность задать вопросы художникам напрямую.

«ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПАРЫ ДЕСЯТКОВ РАБОТ, СДЕЛАННЫХ В ПЕРВУЮ НОЧЬ»

— Когда и при каких обстоятельствах родился «Страйк Плакат»? Что послужило побудительным мотивом?

— Для многих, и нас в том числе, избиение на Майдане мирных людей 30 ноября стало моментом, когда мы почувствовали — какого чёрта, что происходит, что они творят? Люди вышли высказать свое мнение относительно странного решения Президента отвернуться от Европы, а им за это поразбивали головы. Сидеть и просто читать об этом на страницах соцсетей было совершенно невозможно, хотелось что-то делать, как-то бороться с произволом. Мы собрались небольшой группой творческих людей — обсудить, чем мы можем помочь в такой ситуации. Все началось с пары десятков работ, сделанных в первую ночь и моментально разошедшихся по Сети и во время первого Вече (1 декабря 2013 г. — Д.Д.)

— Вы — определенная группа с четкой структурой и центром принятия решений или открытое сообщество, куда каждый приносит свои идеи, или широкое артистическое движение?

— Наверное, мы между открытым сообществом и ничем. Звучит странно, но так оно и есть — нет структуры, нет плана, нет политических амбиций. «Страйк Плакат» — это страничка в социальных сетях, куда можно присылать свои работы на актуальную тему или скачивать готовые работы и печатать их. Никаких авторских прав и разрешений, все в открытом доступе.

— То есть каждый сам за себя? Какую работу вывесить в доступ — индивидуальное решение, или все-таки существует некий коллективный отбор?

— Скорее, каждый сам за себя. Мы собирались всего пару раз, да и то, пожалуй, чтобы обсудить и понять, что происходит, чем придумывать конкретные идеи. Потом поняли, что это — трата времени, не нужно болтать — нужно садиться и делать. Один из основных критериев — качество. Стараемся, чтобы на «Страйк Плакате» выходили работы высокого уровня. Демотиваторы и трэш-картинки, чтобы поржать, — это не про нас. Наверное, уже стоит задаться вопросом конкретной редакторской политики, потому что кто-то тяготеет к превращению сообщества в место популярных тем, статей и мемов (мем — единица культурной информации, любая популярная идея, текст, ссылка, картинка, передаваемая пользователями друг другу через Сеть. — Д.Д.), а кто-то считает важным сохранять уникальный страйкплакатовский формат, благодаря которому наше сообщество и стало известным.

«КЛАССИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ ВЫМЕР, И В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО ПЛОХОГО»

— Как вы могли бы оценить визуальное и, шире, культурное сопровождение Евромайдана?

— Выдающееся. Очень много всего интересного: расписанные каски, мощный перформанс, когда возле Генпрокуратуры люди лежали на земле, и взяточникам приходилось через них переступать. Сильная идея с зеркалами, которые приставили к «Беркуту» с надписью «Невже це я?». Экстремист на пианино («Пианоэкстремист» — сообщество музыкантов, игравших на пианино перед кордонами милиции и на баррикадах. — Д.Д.), «Мистецький барбакан» (выставочный стенд с произведениями современных художников на Крещатике перед мэрией. — Д.Д.).

— Каково в целом состояние графического, плакатного искусства в Украине, по вашим наблюдениям? Как повлиял на ситуацию в вашем жанре нынешний кризис?

— Классический плакат преспокойно вымер, и в этом нет ничего плохого. Просто сегодня он никому не нужен, о событиях люди узнают из других источников, плакаты утратили интересных заказчиков и талантливых исполнителей. Для некоторых это осталось как хобби, не более. А сейчас, в момент кризиса, плакат оказался нужным инструментом для выражения большим количеством людей своих позиций и взглядов. Со сцены вещают не все, а взять в руки простой и лаконичный плакат, отражающий ваши эмоции, может каждый. Спрос на плакат резко вырос с началом революции и так же резко спадет после окончательной победы.

— В связи с этим — если вы помните оранжевую революцию — каковы главные отличия визуальной составляющей тогдашних событий и сегодняшних?

— Оранжевая революция была очень брендирована конкретной политической силой, навязанным цветом и знаком. Она была в этом предельно примитивна и неинтересна, как вся украинская политическая реклама. Такое ощущение, кстати, что политкампаниями у нас занимаются тысячи Остапов Бендеров, которых кто-то обидел, и они теперь заставляют нас всех смотреть на огромные морды на бордах и примитивные лозунги. Сегодня же народ создал сам для себя те знаки и образы, которые ему близки, понятны, интересны. И этим нынешняя революция уникальна и прекрасна.

— Скажите, каковы вообще компоненты удачного плаката? Ведь и до вашей инициативы на Майдане было много плакатов и листовок, но именно ваши работы стали своего рода лицом визуального сопротивления.

— Нам самим тут в «Страйк Плакате» народное непрофессиональное творчество Майдана нравится, конечно, больше, чем то, что делаем мы. Оно прекрасно своей открытостью, легкой наивностью, полно энергией выразить все и сразу. Но визуально формулировать свои мысли и превращать их в лаконичные образы людям без практики непросто. И, возможно, поэтому наши работы и привлекают больше внимания — все же в «Страйк Плакате» есть много дизайнеров и креативщиков с огромным опытом и международными наградами.

— Еще один профессиональный вопрос: как на хорошем плакате должны соотноситься текст и изображение? Кто из них, условно говоря, главный?

— Нет однозначного ответа, в разных ситуациях главным героем может быть любой из них. Есть хороший диалог:

«— Одно изображение стоит тысячи слов.

— Да? Тогда изобрази то, что ты только что сказал».

— На какие традиции плаката и графического искусства в целом вы опираетесь?

— «Страйк Плакат» уникален своим процессом — очень важно работать быстро, отражать текущий момент. Ситуация меняется настолько стремительно, что нарисованное утром уже не актуально вечером. Свалили Ленина — и люди обсуждают и переживают этот момент прямо сейчас, им нужен материал для выражения своих эмоций, и наша задача им его дать. В таких условиях сложно на что-то опираться.

«НИКОГО ВЛАСТЬ НЕ БОИТСЯ ТАК СИЛЬНО, КАК ЛЮДЕЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ КОНКРЕТНОЙ ЦЕЛЬЮ»

— Самый ваш известный плакат, породивший множество вариаций, — «Я — крапля в океані, який змінить Україну». Как вам пришла в голову эта идея? Стала ли для вас неожиданностью столь широкая популярность этого образа?

— Вначале, как и многие, мы испытали на себе то чувство беспомощности, когда ты видишь беспредел, творимый властью, и спрашиваешь себя: «Да что я могу-то сделать, я же не герой, не боец, не революционер, в конце концов», но потом видишь, как выходят тысячи таких же, как ты, «небойцов», и превращаются в мощную стихию. Простые люди, как ты, начинают что-то делать, что-то менять, куда-то идти, и ты тоже присоединяешься к этому течению. В какой-то момент понимаешь: в том, чтобы быть капелькой, нет слабости, даже наоборот, начинаешь гордиться этим. Да, я не сильный, не смелый, не супергерой, я всего лишь маленькая капля, но свою лепту внести в борьбу с произволом могу и хочу. Это важно. Вот он я, без оружия, без силы, стою тут и имею право требовать от власти служить народу. Никого власть не боится так сильно, как людей, объединенных конкретной целью. Если «Страйк Плакат» — это максимально быстрая реакция на ситуацию, то «Капля» — стратегический проект с более глубоким смыслом. Отдельная группа людей взялась за его постоянное развитие, поэтому он заметнее и целостнее остальных идей.

— Доставалось ли кому-либо из «Страйк Плаката» от властей за ваше творчество?

— Нет. Но нашим знакомым доставалось просто так, ни за что, их били, судили и шили липовые дела.

— Как изменилась ваша деятельность после победы революции?

— Немного расслабились, все же держать так долго активный темп сложно. Хочется выдохнуть, собраться с мыслями и концентрироваться на более стратегических сообщениях. Мы уже начали потихоньку думать, как превратить «Каплю» в постоянный социальный проект, сохранив принцип, что люди собираются вместе и делают сообща важное дело, не ждут ни от кого помощи или подсказок. Есть даже наработки в этом направлении, но все это будет актуальным, когда начнется мирное время.

— Что бы вы могли пожелать своим коллегам-дизайнерам, которые, возможно, еще не вовлечены в движение?

— Попробовать создавать что-то не только ради денег. Сходить на Майдан, постоять возле бочки, поговорить с незнакомыми людьми, с которыми нет и не будет возможности встретиться при других обстоятельствах. Это все безумно вдохновляет.

Илюстрации из сайта интернет-платформы www.kraplya.com

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать