«Такого абсурду не було навіть за радянських часів»
Станислав МОИСЕЕВ — о новом «Законе о театре...»![](/sites/default/files/main/articles/01122015/6teatr2.jpg)
Недавно с большим успехом Национальный театр им. И. Франко выступил в Кракове. А на днях художественный руководитель прославленного коллектива вернулся из Варшавы, где принял участие в Международном симпозиуме руководителей национальных театров. О гастролях, планах и о том, каким Станислав Моисеев видит новую реформу театрального дела в Украине — наша беседа с художественным руководителем франковцев.
— Мы выступали в знаковом городе — в историческом центре Кракова, в знаменитом Театре им. Юлиуша Словацкого, который расположен на площади Святого Духа (там ставят пьесы с 1893 года!). Это одна из самых авторитетных и уважаемых польских сцен. Показали спектакли «Эрик ХІV» и «Дневники Майдана», — рассказал «Дню» Станислав МОИСЕЕВ.
Напомним читателям, что драму Августа Стриндберга «Эрик ХІV» в переводе Максима Яковлева С. Мойсеев поставил в этом сезоне. События пьесы происходят в XVI в. в Швеции во времена неординарного правителя. Когда шли междоусобные войны, а король Эрик боролся с парламентом, непростой была и его личная жизнь (запрещенные связи и незаконнорожденные дети)... Впрочем, это была интересная личность! Драматург называл Эрика «шведским Гамлетом», который хочет, в первую очередь, личной независимости, однако желание это, умноженное на страх непонимания и одиночества, превращается в безумие... Главную роль в спектакле играет Евгений Нищук.
«Дневники Майдана» — документальная пьеса Наталии Ворожбит, в создании которой принимали участие участники движения «Украинская Новая драма» (сценическая версия — Андрея Мая). Интервью собирали во время событий на Майдане. В пьесе звучат живые голоса свидетелей, участников протеста; рассказывают об избиении студентов, штурме Майдана, кровавых событиях на Институтской и Грушевского... В этом спектакле попробовали разобраться в мотивациях людей, которые были на Майдане, а также задуматься над нашим будущим.
— «Эрика ХІV» мы показали на большой сцене, а «Дневники Майдана» — на камерной, — продолжает С. Моисеев. — Сыграно по два спектакля, залы были заполнены. Причем это были преимущественно поляки и те украинцы, которые сейчас живут не только в Кракове, но и специально приехали из других городов Польши. Были на спектаклях и украинские дипломаты из Варшавы, а также представители Консульства в Кракове. Польские продюсеры сами выбирали спектакли для этих гастролей. И серьезный репертуар зрители восприняли очень хорошо.
— На днях вы вернулись из Варшавы. Договаривались о новых гастролях уже в столице Польши?
— Меня пригласили на Международный симпозиум национальных театров. Были представители из разных стран. Это мероприятие состоялось уже в третий раз. Симпозиум проходил на базе Театра Народовы и собрал руководителей национальных театров с разных континентов. Два дня продолжались дискуссии о проблемах и развитии современного театра, с какими трудностями сталкиваются национальные коллективы в разных странах.
— Кстати, о трудностях. Верховной Радой принят в первом чтении Закон «О театре и театральном деле». Вы были в составе рабочей группы Минкульта, которая занималась реформированием театрального дела. Но сейчас многие специалисты критикуют этот Закон.
— Я был координатором рабочей группы при Министерстве культуры, которая полгода назад готовила свои предложения к Закону о введении контрактной системы, но этот правительственный проект, хотя он и был поддержан профильным Комитетом ВР, депутаты отклонили. Следующий проект, который сейчас принят как Закон (в первом чтении), парламентарии готовили сами, в частности представители Комитета ВР по вопросам культуры и духовности. Именно этот Закон очень серьезно критикуется театральными профессионалами. У меня тоже есть большие претензии к этому документу, но не к Закону в целом, а к определенным его позициям.
— Каким?
— Речь идет прежде всего об определении механизма назначения на должность руководителей театров. В законе указано, что руководителем театра может быть любой человек, который имеет высшее образование и три года стажа работы в театре. Это касается не только театров, а всех заведений и учреждений культуры. Я считаю, что такая позиция приведет к тому, что к «рулю» в театре могут прийти вообще люди непрофессиональные, которые, проработав только три года (неизвестно на каких должностях в театре!), смогут претендовать на участие в конкурсах. Кроме того, нивелируется институт творческого руководства театра. Речь идет о том, что новоназначенный руководитель театра — директор — является единоличным человеком и именно он (на условиях контракта) принимает на работу художественного руководителя. Я считаю, что это нонсенс и абсурд! Такого не существует нигде в мире! И такая «реформа» еще более реакционна, чем была даже в советские времена. Даже тогда, при тоталитарной системе, было осознание того, что в театре должен сохраняться баланс между финансово-хозяйственной и творческой деятельностью. Именно эти позиции нового Закона для меня абсолютно неприемлемы! Поэтому парламентариям надо прислушиваться к замечаниям профессионалов и не принимать данный Закон.
Выпуск газеты №:
№220, (2015)Section
Культура