Украина не может существовать, не владея Крымом, это будет туловище без ног. Крым должен принадлежать Украине, на каких условиях, это все равно, будет ли это полное слияние, или широкая автономия, последнее должно зависеть от желания самих крымчан
Павел Скоропадский — украинский государственный, политический и общественный деятель, военный. Гетман Украинского Государства.

Танец длиною в жизнь

Исполнилось 130 лет со дня рождения артиста немого кино, бывшего главного балетмейстера Киевского театра оперы и балета (1926—1931 гг..) Леонида Жукова
15 мая, 2020 - 10:19
ЗВЕЗДЫ 1920-Х: ЕКАТЕРИНА ГЕЛЬЦЕР И ЛЕОНИД ЖУКОВ В БАЛЕТЕ «КОРСАР» / ФОТО ИЗ АРХИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ

Леонид Алексеевич был первым главным балетмейстером Киевского театра оперы и балета. В 1926 году по приглашению так называемого Объединения украинских государственных оперных театров Киева, Харькова и Одессы Л.Жуков вместе со своей супругой и партнершей по сцене Марией Рейзо прибыл из Москвы (после окончания Московского театрального училища, работал в Большом театре, сначала как солист, а в 1922—1924 гг. был заведующим балетной труппой) в Киев, где возглавил балетную труппу. До того развитие балета в Киеве было скачкообразным, балетной школы как таковой не было. Несколько танцевальных студий были организованы в начале ХХ века польскими балетмейстерами Ленчевским, потом Романовским, которые руководили и маленьким балетом в Опере (например, как это выглядело в 1901-м: восемь пар кордебалета, двое солистов и прима-балерина М. Ланге, полноценный балет, как вы понимаете, такими силами не поставишь). В 1915 Нежинская открыла свою Школу движения, а с приходом большевиков еще и Центростудию. Как балетмейстеры Нежинская и ее муж Кочетовский, а после них недолго Мордкин и Фроман специализировались на модерн, классика тоже не ставилась. Очень популярной и действенной была школа на Рейтерской Ильи Чистякова, который был в период с 1917-й по 1925-й руководителем и балетмейстером труппы, а в 1918 году создал в Киеве свою, единственную до 1934 года частную хореографическую студию, где учились известные впоследствии украинские артисты балета — А. Бердовский, М. Иващенко, В. Шехтман, А. Ярыгина, Б. Степаненко. С классическим балетом киевлян в основном знакомили гастролеры, московские и петербургские. Поэтому бурное развитие классического балета в Киеве начинается именно с приходом Леонида Жукова. Первой постановкой была «Баядерка» Л. Минкуса, премьера которой 2 октября 1926 была определена как официальная дата рождения киевского балета.

Начало 1920-х было временем экспериментов хореографов Г. Баланотти, А. Самарина-Волжского, А. Романовского: изобретательные спектакли-феерии «Летающего балета», первая постановка «Шехеразады», влияние модерна. Но наряду с этим — попытки И. Чистякова ставить классические «Коппелию» и «Бесполезное предостережение». В 1925 году, когда обрела всесоюзный масштаб дискуссия о «революционизации» искусства танца, о ликвидации классического балета вообще, постановка «Баядерки» объявлялась архаичным зрелищем, эталоном так называемой «императорского гранд спектакля». Рецензент Шипович в газете «Киевский пролетарий» 5.10.1926 писал: «Киев привык смотреть на балет только как на составной элемент оперного искусства... Выбор пьесы нельзя назвать удачным. Давно написанный, не претендующий на новизну форм и принадлежащий перу рядового композитора, этот балет к тому же мало насыщен динамикой... Необходимо принять во внимание и то, что по своему сказочному сюжету «Баядерка» рассчитана на богатую, пышную декорационную обстановку, которую в нынешних условиях получить невозможно. По крайней мере, в постановке балета — там, где это было возможно, — Жуков дал много движения, нашел хорошие положения, интересные группировки и сумел связать их общим объединяющим живописным мотивом. Конечно же, центром внимания в спектакле были сам артист и его одаренная партнерша Рейзо, которые дали образец танца, блестящего по технике, пластично утонченного и выразительного». Критик, правда, даже не догадывался, что Жуков воспроизвел на киевской сцене классическую постановку Мариуса Петипа в редакции Горского! Но критика — это все, а спектакль недолго был в репертуаре. Представить, как он выглядел, очень трудно. Фотографий в архиве не сохранилось, нашла только маленькую некачественную иллюстрацию в журнале «Нове мистецтво» за 1926 г. Довольно яркие, судя по фото, декорации создал Н. Левин.

Вскоре состоялась премьера «Лебединого озера» П. Чайковского, в рецензии о котором тот же критик умудрился выразить собственное мнение о том, что «в этом произведении талант композитора проявился недостаточно ярко», а еще сдержанно похвалить Жукова-Принца и Мерхасину-Одетту. О следующей постановке «Жизели» из статьи того же автора мы узнаем о том, что она в элегийном втором действии «была осложнена введением летающего балета». Здесь можно только фантазировать! Главные партии исполняли Жуков и Рейзо. К мастерству и технике у критика претензий не возникло. Хореографическое его мастерство и актерское мастерство формировалась под руководством В. Тихомирова в Московском театральном училище, после окончания которого в 1909 году он был зачислен в балетную труппу Большого театра, где выступал с перерывами до 1946 года. Под влиянием Александра Горского он стал не только прекрасным танцором, но и талантливым организатором балетного дела, постановщиком и педагогом.

Как бы там ни было, классика с приходом Леонида Жукова утвердилась на киевской сцене. В театре он поставил «Баядерку», «Жизель» (1926), «Лебединое озеро» (1926, 1935), «Дон Кихот» (1934), «Красный мак» (1935). Один из организаторов Киевского хореографического училища (1934).В 1935 году вместе с Василием Верховинцем поставил «Трехколенный гопак», который получил Первую премию на Международном фестивале народного танца в Лондоне. Победителем тогда стал украинский танцор Александр Соболь... Вел балетмейстерскую и педагогическую деятельность также в Казахстане, Татарии, Киргизии. Умер в 1951 году...

Лариса ТАРАСЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ