Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Танец длиною в жизнь

Исполнилось 130 лет со дня рождения артиста немого кино, бывшего главного балетмейстера Киевского театра оперы и балета (1926—1931 гг..) Леонида Жукова
15 мая, 10:19

Леонид Алексеевич был первым главным балетмейстером Киевского театра оперы и балета. В 1926 году по приглашению так называемого Объединения украинских государственных оперных театров Киева, Харькова и Одессы Л.Жуков вместе со своей супругой и партнершей по сцене Марией Рейзо прибыл из Москвы (после окончания Московского театрального училища, работал в Большом театре, сначала как солист, а в 1922—1924 гг. был заведующим балетной труппой) в Киев, где возглавил балетную труппу. До того развитие балета в Киеве было скачкообразным, балетной школы как таковой не было. Несколько танцевальных студий были организованы в начале ХХ века польскими балетмейстерами Ленчевским, потом Романовским, которые руководили и маленьким балетом в Опере (например, как это выглядело в 1901-м: восемь пар кордебалета, двое солистов и прима-балерина М. Ланге, полноценный балет, как вы понимаете, такими силами не поставишь). В 1915 Нежинская открыла свою Школу движения, а с приходом большевиков еще и Центростудию. Как балетмейстеры Нежинская и ее муж Кочетовский, а после них недолго Мордкин и Фроман специализировались на модерн, классика тоже не ставилась. Очень популярной и действенной была школа на Рейтерской Ильи Чистякова, который был в период с 1917-й по 1925-й руководителем и балетмейстером труппы, а в 1918 году создал в Киеве свою, единственную до 1934 года частную хореографическую студию, где учились известные впоследствии украинские артисты балета — А. Бердовский, М. Иващенко, В. Шехтман, А. Ярыгина, Б. Степаненко. С классическим балетом киевлян в основном знакомили гастролеры, московские и петербургские. Поэтому бурное развитие классического балета в Киеве начинается именно с приходом Леонида Жукова. Первой постановкой была «Баядерка» Л. Минкуса, премьера которой 2 октября 1926 была определена как официальная дата рождения киевского балета.

Начало 1920-х было временем экспериментов хореографов Г. Баланотти, А. Самарина-Волжского, А. Романовского: изобретательные спектакли-феерии «Летающего балета», первая постановка «Шехеразады», влияние модерна. Но наряду с этим — попытки И. Чистякова ставить классические «Коппелию» и «Бесполезное предостережение». В 1925 году, когда обрела всесоюзный масштаб дискуссия о «революционизации» искусства танца, о ликвидации классического балета вообще, постановка «Баядерки» объявлялась архаичным зрелищем, эталоном так называемой «императорского гранд спектакля». Рецензент Шипович в газете «Киевский пролетарий» 5.10.1926 писал: «Киев привык смотреть на балет только как на составной элемент оперного искусства... Выбор пьесы нельзя назвать удачным. Давно написанный, не претендующий на новизну форм и принадлежащий перу рядового композитора, этот балет к тому же мало насыщен динамикой... Необходимо принять во внимание и то, что по своему сказочному сюжету «Баядерка» рассчитана на богатую, пышную декорационную обстановку, которую в нынешних условиях получить невозможно. По крайней мере, в постановке балета — там, где это было возможно, — Жуков дал много движения, нашел хорошие положения, интересные группировки и сумел связать их общим объединяющим живописным мотивом. Конечно же, центром внимания в спектакле были сам артист и его одаренная партнерша Рейзо, которые дали образец танца, блестящего по технике, пластично утонченного и выразительного». Критик, правда, даже не догадывался, что Жуков воспроизвел на киевской сцене классическую постановку Мариуса Петипа в редакции Горского! Но критика — это все, а спектакль недолго был в репертуаре. Представить, как он выглядел, очень трудно. Фотографий в архиве не сохранилось, нашла только маленькую некачественную иллюстрацию в журнале «Нове мистецтво» за 1926 г. Довольно яркие, судя по фото, декорации создал Н. Левин.

Вскоре состоялась премьера «Лебединого озера» П. Чайковского, в рецензии о котором тот же критик умудрился выразить собственное мнение о том, что «в этом произведении талант композитора проявился недостаточно ярко», а еще сдержанно похвалить Жукова-Принца и Мерхасину-Одетту. О следующей постановке «Жизели» из статьи того же автора мы узнаем о том, что она в элегийном втором действии «была осложнена введением летающего балета». Здесь можно только фантазировать! Главные партии исполняли Жуков и Рейзо. К мастерству и технике у критика претензий не возникло. Хореографическое его мастерство и актерское мастерство формировалась под руководством В. Тихомирова в Московском театральном училище, после окончания которого в 1909 году он был зачислен в балетную труппу Большого театра, где выступал с перерывами до 1946 года. Под влиянием Александра Горского он стал не только прекрасным танцором, но и талантливым организатором балетного дела, постановщиком и педагогом.

Как бы там ни было, классика с приходом Леонида Жукова утвердилась на киевской сцене. В театре он поставил «Баядерку», «Жизель» (1926), «Лебединое озеро» (1926, 1935), «Дон Кихот» (1934), «Красный мак» (1935). Один из организаторов Киевского хореографического училища (1934).В 1935 году вместе с Василием Верховинцем поставил «Трехколенный гопак», который получил Первую премию на Международном фестивале народного танца в Лондоне. Победителем тогда стал украинский танцор Александр Соболь... Вел балетмейстерскую и педагогическую деятельность также в Казахстане, Татарии, Киргизии. Умер в 1951 году...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать