Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тарас Возняк: «Не надо петь тоскливые песни»

Директор Львовской галереи искусств имени Бориса Возницкого - о сделанном в прошлом, планах после второго локдауна и ... Робинзоне Крузо
07 января, 14:48

«День» уделяет очень много внимания культурологическим проектам. В том числе и тем, которые проводила Львовская национальная галерея искусств им. Бориса Возницкого. В галерее рассказывают, что 2020-й был непростым, но в то же время максимально насыщенным событиями, считают, что приобрели новый опыт. Подробнее об этом - в беседе с генеральным директором института Тарасом Возняком.

- Да, есть специфика в нашей работе, связанная с ковидом, - говорит Тарас Возняк. - Но, тем не менее, если отбросить три месяца, в течение которых нам обстоятельствами, из-за которых мы не могли работать, были «связаны руки», то за остальные девять месяцев мы выполнили финансовый план - совершенно четко и даже без проблем.  Наверное, это связано с тем, что мы довольно специфический музей. Формально - мы Львовская национальная галерея искусств. Но на самом деле - заповедник, в котором есть музеи. И летом, а особенно - осенью, когда все очень устали от этой самоизоляции, от того, что их закрыли дома, возник вопрос - куда вывезти детей, отвезти семью на отдых. И, как оказалось, наши замки - наиболее подходящие для этого, потому что закрытые помещения львовских, например, музеев не слишком вдохновляли наших граждан их посещать. А вот поехать в  Подгорецкий или Олесский замок, где можно пройтись на свежем воздухе, где есть большие площади, и нет тесного контакта с людьми, как во львовских музеях, - охотно! И в этом контексте финансово мы абсолютно довольны. Но мы еще воспользовались первым долгим локдауном, потому что переключились на другие дела.

  • - Речь идет же, наверное, о ремонтных работах во Дворце Потоцких (Коперника, 15) и Дворце Лозинского (Стефаника, 3, Картинная галерея)?

    - Да. Мы сейчас завершаем реэкспозицию Дворца Лозинского. Он теперь будет выглядеть совсем по-другому. И это не только изменение экспозиций. Мы отремонтировали здание и снаружи, и внутри. Есть и новое освещение. Многое во дворце является новым. Также освежили наши коллекции - не только произведениями из наших фондов, но и произведениями из частных собраний, а еще - из других музеев, например - из музея Шептицкого. Таким образом, львовяне и гости города уже с 25 января, после завершения локдауна, смогут увидеть новую экспозицию, и для нас это - большое достижение.

  • - Но оно, наверное, не одно, судя по вашему мажорному настроению?

    - Не одно. Правы! Мы создали практически с нуля Музей модернизма, который находится во дворе Дворца Потоцких. Долго думали, что сделать с тем очень некрасивым помещением. И теперь показываем в новосозданном музее модернистские тенденции, собственно, во Львове, начиная с 1930-х годов и заканчивая 1980 - 1990-ми. Вместе с тем, занимались ремонтом и других наших зданий. Например, портика Дворца Потоцких - конструкцию укрепили, камень защитили, лепнину восстановили, террасу накрыли, светильник повесили. И мне кажется, что он даже выглядит сейчас лучше, чем во времена Потоцких. Провели и ремонт в Музее Ивана Крестителя. Модернизировали Музей Пинзеля. Взялись восстанавливать и Пятничанскую башню - сейчас там все новое, из устойчивого к галицким дождям материала (лиственницы). Также провели большую административную работу, потому что в этом году стали владельцами, то есть взяли себе на баланс Олесский, Подгорецкий и Золочевский замки. Оформили свое право собственности на территории - земельные участки. Также нам передали в собственность Жовковский замок, синагогу, церковь Троицы, Доминиканский монастырь, стены, ворота - фактически все то, что составляло заповедник. Мало того, мы не только стали музеем, но и переняли, и это зафиксировано в нашем уставе, заповедные функции, то есть надзор за территорией города Жовква. И это - только часть из того, что мы уже завершили. То есть если есть желание работать, то работается достаточно эффективно.

  • - Мы неоднократно с вами, Тарас Степанович, в течение года говорили о действительно знаковых выставках во Львовской галерее искусств... Так прошу еще раз сказать, чем можете гордиться по итогам 2020-го?

    - Да, действительно, мы не забывали делать знаковые для Украины выставки. И делали акцент в основном на киевских художниках. Провели прекрасную выставку «Тайник для света» заслуженного деятеля искусств, профессор НАИИА Владимира Будникова. Экспозиция не была сосредоточена в одном помещении - Владимир Будников прозвучал очень громко для нас (его работы 2003 - 2020-х годов были показаны в трех музеях Львовской национальной галереи искусств - под большую экспозицию были задействованы площади Дворца Лозинского, Дворца Потоцких и Музея Ивана Георгия Пинзеля). Вторая знаковая выставка - произведений Влады Ралко, а она, на мой взгляд, абсолютно фантастический художник, которая входит в число первых художников современности. Не могу не вспомнить выставку художника, проживающего в Амстердаме (Нидерланды) - бывшего львовянина Романа Жука. Также мы запустили на постоянной основе выставки в Музее модернизма, и первой экспозицией стал показ директора Одесского художественного музея Александра Ройтбурда. Его сменил тоже культовый художник современности Олег Тистол. И теперь  у нас выставка киевлянина Юрия Сивирина «Enfant Terrible» во Дворце Лозинского.

  • - Знаю, что происходит хорошее сотрудничество с другими музеями.

    - Это правда. Делали выставку Николая Кумановского в сотрудничестве с Луцком. Иногда делаем выставки одного произведения. Например, одной работы Розена - известного мастера, который расписывал у нас, во Львове, Армянскую церковь. Также - итальянца, представителя венецианской школы, мастера пейзажей из наших собраний Франческа Гварди. Еще - нашего Осипа Сорохтея. Из Берлина мы пригласили Ивана Базака - говорю о выставке «Повторение. REPETITION », в которой были представлены работы художника за последние 20 лет. Сейчас у нас есть выставка Владимира Семкива в Музее Пинзеля - иногда пробуем устраивать диалог художников. Очень хорошо прозвучала выставка Николая Мовчана - это графика, которая была также представлена ​​в Музее Пинзеля.

  • - Развиваете и международное сотрудничество. Можно подробнее об этом?

    - Конечно. Мы об этом не забываем. В частности, представляли отреставрированное в начале прошлого года полотно Жоржа де Латура, которое успешно и триумфально прозвучало на мировой выставке работ Жоржа де Латура в Милане - Палаццо Реале. Не хочу хвастаться. Но на самом деле наша картина произвела фурор. Знатоки, которые прибегали к изучению творчества де Латура всю свою жизнь, говорили: «Ваша работа на этой выставке - лучшая!». Сотрудничаем с Краковским национальным музеем - сейчас там есть выставка известного барочного художника Симона Чеховича. Сотрудничаем также с литовским и эстонскими музейниками - пробуем расширить свою географию.

     

  • - Идем на локдаун. Что-то уже спланировали к показу после него?

    - Да. Откроемся выставкой блестящего Бориса Фирцака «Портретация».

    - Напоследок спрошу, Тарас Степанович, чему вас научил этот год?

    - Быть счастливым даже в такой тяжелой ситуации. Год на самом деле был очень тяжелым. Но я не отношусь к тем людям, которые складывают руки и поют тоскливые песни. И придерживаюсь очень простого правила Робинзона Крузо, если, конечно, еще кто-то помнит это произведение Даниэля Дефо. Там есть очень простая цитата: «Да, ты в сложной ситуации. Но даже в этой сложной ситуации подумай, что могло быть и хуже!».

    Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов

    Фото из архива «Дня»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать