Тайны старого сундука
Как в Каменском возрождается уникальная николаевская росписьЕсть у жителей города Каменское (до переименования — Днепродзержинск) славные соседи — мастера петриковской росписи, признанной ЮНЕСКО наследием человечества. Непревзойденные в выполнении декоративного рисунка, они каждый раз удивляют мир.
Недавно в здании Верховной Рады Украины состоялась презентация Каменского «Город, у которого есть душа». Частью экспозиции были творческие работы учеников городской детской школы им. И.Г. Першудчева — рисунки патриотической тематики и уникальная роспись. Один из организаторов выставки, заместитель директора школы Вячеслав Абрамов рассказал, что в Днепропетровской области возле города Новомосковска есть село Николаевка, в котором приблизительно триста лет назад возникла особая техника рисования, которая использовалась для отделки мебели и посуды, но больше всего — для росписи деревянных сундуков местного производства.
Почти забытая в советский период, сегодня благодаря работе краеведов николаевская роспись получила вторую жизнь. К изучению его основ приобщились и ученики Каменской художественной школы под руководством опытного учителя Виктора Самовара, который долгое время изучал орнаменталистику украинской росписи и на основе собранного материала написал книгу «Джерела пам’яті», изданную как пособие для художественных школ.
— Мы предложили дипломные работы учеников моего класса, — рассказывает Виктор Васильевич. — Это полномасштабные эскизы николаевской росписи фасада и боковых сторон сундука, выполненные Екатериной Горяиновой, Елизаветой Якименко, Дарьей Яловой и Александром Данильченко. Приятно, что дети уважают наши традиции и старательно выполняют довольно сложные задания.
Секретами техники николаевской росписи В.Самовар делится с учениками на уроках композиции. Первооснова — изучение элементов рисунка (цветов и винограда, который также используется в росписи) с последующим их симметричным расположением без использования трафаретов. Для выполнения росписи фасада лист делится на три части по вертикали, так как троичность — едва ли не главный показатель данной техники — символизирует поклонение древнейшему богу Роду и берегиням в образе матери и дочери. Рисунок строится по принципу дерева жизни — цветы в вазоне, который часто встречается на вышитых рушниках, писанках и других этнических предметах. Виктор Васильевич считает, что присущая николаевской росписи приглушенная гама цветов схожа с народной картинкой с изображением казака-бандуриста, или Мамая, где доминируют охра и коричневые и кирпичные оттенки. Темный, обычно зеленый, фон является символом природы, что в сочетании с росписью создает эстетичную гармонию. Вероятно, такая гамма цветов связана именно с росписью сундуков, которые должны были быть ненавязчивым украшением в доме и предназначались не только для хранения одежды и драгоценностей, но и были универсальными в быту: их ставили в красном углу под образами, они могли использоваться в качестве стола или кровати.
С появлением современной мебели старая стала не нужна, и, соответственно, отпала необходимость в использовании росписи. Бабушкины сундуки перекочевали в сараи, в них засыпали хлеб или хранили всяких хлам. К сожалению, на территории Днепропетровской области найдено не много сундуков, покрытых николаевской росписью. Разве что последующие поиски исследователей дадут позитивные результаты.
Можно считать редким везеньем или наградой судьбы за любовь к национальным традициям то, что случилось в жизни Виктора Самовара: он получил заказ на реставрацию сундука с николаевской росписью. Сначала убедился в соответствии канонам этой техники, потом разобрался с уровнем повреждения поверхности сундука и... пришел к выводу, что нельзя закрашивать уникальную работу старого мастера. С внутренней стороны крышки обозначена дата его изготовления — май 1915 г. Выполнен сундук в характерной манере того времени — из досок липы, покрытых столярным клеем, на который, еще во влажном состоянии, нанесен порошковый пигмент темно-зеленого цвета для создания фона под рисунок. Для самой росписи в краски прибавлен яичный желток, а окончательную прочность дало покрытие лаком из сваренной олифы. Сегодня сундук служит экспонатом для изучения николаевской росписи в художественной школе города Каменское.
Выпуск газеты №:
№210-211, (2016)Section
Культура