Театр на войне. День 15-й
Ростислав Держипольский, руководитель Ивано-Франковского национального театра имени Ивана Франко о вызовах, которые сегодня стоят перед нами15-й день наша страна отбивает атаки орков, которые бомбят украинские города и села, оккупанты не щадят ни женщин, ни детей, но наши Вооруженные силы героически сражаются с кремлевским нашествием. В первый день войны бомбили все крупные города нашей страны, в частности и Ивано-Франковск. Сейчас там спокойно, и тысячи украинцев ищут убежище на Галичине. О том, как в военное время удалось организовывать работу в театре, о волонтерском движении и есть ли время подумать о творчестве, «Дню» рассказал художественный руководитель одного из ведущих театров Украины Ростислав ДЕРЖИПИЛЬСКИЙ:
- Сегодня Франковский драмтеатр, как и в мирное время, работает, как четкий механизм, но на другом «фронте». Фактически после первых – одного, возможно, двух – дней такого ужасного шока, турбулентности, когда почти ничего не было понятно, мы быстро мобилизовались и создали координационный центр помощи, сопротивления, психологической и гуманитарной поддержки, который начал активно функционировать. Мы назвали его символично – крыевкой «Рух опору – Рух допомоги». Расскажу о нем подробнее.
-
На сегодня коллектив театра распределен по разным направлениям для обеспечения функционирования ВСУ, территориальной обороны, переселенцев, которые временно находятся в театре, чтобы двигаться дальше, за границу или в другие города, или ищут пристанища в нашем городе. Мы организовали в театре кафе, кормим всех эвакуированных людей из разных городов.
На камерной сцене открыли пункт приема одежды, еды, средств гигиены и лекарств, а еще – амуниции. Там круглосуточно работает логистический центр, который координирует связи с заграницей, волонтерские группы, ищет трансферы, аккумулирует средства, принимает помощь от жителей Ивано-Франковщины и из других стран, в частности, из Польши, Италии, Франции, Британии. Благодарен безгранично нашим руководителям, что самоотверженно работают, это наши актеры Надежда Левченко, Иван Блиндар, которые являются главными координаторами этого гуманитарного центра.
У нас задействован в этом процессе театральный швейный цех, приобщились и секретарь, и бухгалтеры, и волонтеры. Все они шьют необходимое для Вооруженных сил Украины. Поступает запрос – и девушки четко все отшивают.
Мы открыли также детскую комнату, где на протяжении дня наши актеры и волонтеры занимаются с детками беженцев – играют в игры, рисуют, проводят квесты, занятия по пантомиме. Для родителей это очень важная помощь.
В театре есть два психолога-волонтера, которые оказывают взрослым и детям эмоциональную психологическую поддержку.
В парикмахерском цехе мы запустили активную работу. Наш актер оказывает эти услуги – на наивысшем уровне. Знаете, я читал, как во времена Второй мировой войны, наши воины УПА в крыевках всегда держали себя в тонусе, были ухожены и собраны. И мы должны следовать этому примеру. Видел вчера вечером, как счастливы наши актеры после посещений парикмахерской – красивые и готовые работать для победы.
Буквально с первого дня, когда наш аэропорт испытал шесть ракетных ударов, мы открыли театральный подвал для всех горожан, организовав там комфортное укрытие. Когда звучит сирена, в наше бомбоубежище в центре города сбегаются все, кто находиться рядом. Там есть вода, связь, психологи, с которыми можно при необходимости поговорить.
За 15 дней войны к нам приехало много творческих людей из разных уголков Украины. Мы надеемся создать в театре креативный центр. Но скажу вам откровенно, что на первом этапе сейчас все неотложные срочные вопросы поиска средств, решения материальных проблем, логистики выходят на первый план. Трудно думать о творчестве. Хотя я понимаю, что дух очень важен. У нас уже есть интересные наработки – мы готовим проект «Вкрадені пісні». Понятно, украденные россией. И мы будем возвращать Украине нагло украденные жемчужины песенного творчества. В этом проекте с нами сотрудничает писатель Юрий Андрухович.
О творчестве глобально – нет ни возможности, ни времени, ни желания, честно скажу, сегодня думать. Но мы начали показ спектаклей в нашем бомбоубежище. Так, 8 марта сыграли «Энеиду» в укрытии. Люди уже приходили на запланированный спектакль, как начали раздаваться сирены. Мы все вместе дождались отбоя воздушной тревоги, а тогда начали играть. Люди плакали, смеялись, аплодировали. Это был невероятный опыт для нас всех. Планируем и в дальнейшем ставить спектакли для беженцев. Следующим будет Hamlet.
Думаю, все изменится после нашей победы. И парадигма украинского театра также. Такие процессы, что сегодня переживает наша нация, они просто не могут пройти незамеченными. И, к сожалению, гибель многих украинцев, и разрушения городов, и наших ценностей материальной культуры – все это изменит нас. Но я думаю, это сделает нас сильнее. И в том числе в художественном устремлении. Потому что все эти события, которые наша страна переживала в последние восемь лет, сегодня являются кульминацией, и не могут не отразиться на нашем будущем, на будущем искусства в целом, и театра в частности. Это выведет нашу нацию на новый высокий уровень. Мы в настоящее время показываем целому миру пример – нашим мужеством, жертвенностью, сплоченностью. И не за горами то время, когда мы будем образцовыми в создании наилучших художественных продуктов. Слава Украине!