«Театр – точка координации жизнепотоков»
Алексей Кужельный пообщался с летнешкольниками «Дня» о мировых художественных тенденциях и умении находить и взращивать в себе уникальностьОдной из нестандартных встреч участников Летней школы журналистики «Дня»-2017 стал разговор с режиссером, директором — художественным руководителем театра «Сузір’я», народным артистом Украины, автором «Дня» Алексеем Кужельным. Ведь студенты имели не просто актуальную и познавательную беседу о театре, людях и границах, которые искусство преодолевает без проблем.
Они еще в начале встречи получили задание от Алексея Павловича — в письменном виде ответить на вопрос: «В чем моя уникальность?». Собственно, это в известной степени и задало тон беседе, «экстракт» из которой предлагаем читателю.
«ВО ВРЕМЯ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ВАМ ПОМОГУТ НАЙТИ СЕБЯ»
Юлия КАРМАНСКАЯ, СНУ им. Леси Украинки:
— Сейчас, при богатстве художественных разновидностей и их высокой технологичности — кино в 3D, виртуальная реальность и тому подобное — театр продолжает существовать. Благодаря чему? Влияет ли развитие технологий на театр, если да, то каким образом?
А. К.: — Пророчество конца театра имеет многовековую историю. В то же время каждый из нас является свидетелем продвижения театрализации жизни. Как говорил Гегель, все разумное действительно, а все действительное разумно. Пока оно существует, оно разумно и будет существовать. Кто скажет: «А почему?»
Сегодня происходит настоящий театральный бум, и не только в Киеве, и не только в Украине, а по всему миру. Я недавно вернулся из Авиньонского фестиваля, в течение которого должно состояться полторы тысячи спектаклей, — каждый день первый начинался в полдесятого утра, последний — в полдвенадцатого ночи. В Париже в июле театры работают на полную. Отчего это происходит — мне интересно. Такое явление аналогично тому буму, который сейчас переживают библиотеки, которые, казалось бы, должны были давно умереть. Зачем они нужны? Оказывается, что живая печатная книга становится все более популярной. И когда начали выяснять, в чем причина, то установили, что когда читаешь текст с гаджета, внимание концентрируется на информационной составляющей. А когда берешь в руки книгу — доминантой восприятия становится эмоция. То же самое происходит с театром. Это живое чувство, которое рождается в диалоге. И то качество эмоционального наполнения, которое дает театр, можно считать уникальным. Думаю, что это для каждого вида искусства и признак, и потребность, и честь. Так же личность с чего-то должна начинаться. Уникальность обычно отгадывают. Все дети рождаются гениями, правда? И нужно заметить природный уклон и развить его.
Я вообще считаю, что самый главный институт — институт ранней диагностики талантов. Думаю, если говорить о смыслах по крайней мере этой Школы «Дня», то она вам должна стать полезной, поскольку здесь на вас внимательно посмотрят со стороны и помогут найти себя. Каждый день мы видим самое «красивое лицо» в зеркале — но в этот момент ничего особенного не происходит. Точно так же, когда общаемся друг с другом ежедневно. А когда не встречались полгода, то замечаем, что что-то уже и изменилось. Осознавать перемены в себе, быть открытым к знакам судьбы, слышать человека и человечество — это и есть путь к определению собственной неповторимости.
«ТЕАТР ЕЩЕ УПОРНЕЕ ИЩЕТ СВОЮ НЕПОВТОРИМОСТЬ»
Илона ЛОЖЕНКО, КНУТКиТ им. И.К. Карпенко-Карого:
— Недавно вы вернулись из всемирно известного театрального фестиваля в Авиньоне. Что вас поразило больше всего за время фестиваля? Какие тенденции в мировом театральном искусстве прослеживаются?
А. К.: — Есть тысяча определений, что такое театр. Мне больше всего по душе слова Томаса Манна, который когда-то писал, что театр превращает толпу в народ. Хотя и Оскар Уайльд был прав, когда говорил: «Весь мир — театр, но труппа никуда не годится». Сегодня мы являемся свидетелями того, что театр превращает не только толпу в народ, но и народ в нацию. Для меня театр — точка координации жизнепотоков. Это вопрос нашей скоординированности с жизнью. Если раньше нам навязывали знания: что хорошо, а что плохо, каким образцы наследовать, вместо размышлений кормили лозунгами, то сегодня совсем другая ситуация. Театр, разумеется, это чувствует, использует. В центре его волнений — личность, ее мысли, мечты и идеалы.
На днях в «Дне» вышла моя статья о нынешнем Авиньонском фестивале под названием «Вчерашнее шампанское». В 2016 году 70-й фестиваль действительно был «шампанским» — интересное шествие, очень мощные спектакли — острые и с глубоким замыслом. Сейчас и шествие было какое-то такое, как будто и не заставили, но не пойти неудобно. Точно так же относительно спектаклей. И тут встает вопрос «роли личности в истории» — Авиньонский фестиваль обычно имеет главного режиссера, и этот человек отвечает за генеральную идею фестиваля и титульный спектакль. Происходит он во дворе Папского дворца, где размещают амфитеатр на пять тысяч человек. В этом году главным режиссером был японский мастер Мияги Сатоши. Титульным спектаклем стала «Антигона» Ж.Ануя. По сравнению с прошлым годом, доминантным становится созерцание, предлагаемое идеологом фестиваля как основное средство театрального осознания. И спектаклей с таким стилем сценических высказываний было много.
Есть театр, который стремится разглядеть то, что есть в действительности, а есть театр, который предлагает ее намыслить. И это такие направления, которые сегодня координируются и дружат. Вне искусства нет человеческого существования, с одной стороны, а с другой, в истории человечества не было момента, когда бы все считали, что это самое главное, что есть в жизни. Театр сегодня акцентно синтетический, мультикультурный, но он еще упорнее ищет свою неповторимость. Мне, например, было очень приятно, что в Париже знают и воспринимают «Даху Браху». Следовательно, у них есть история неповторимости.
Виталий КУДЫРКО, ЛНУ им. И. Франко:
— Несмотря на то, что театры официально в отпуске, коллективы продолжают работать в фестивальном режиме. Начал нынешнее лето PortoFranko, а завершит, наверное, осенний Гогольфест. Как вы оцениваете фестивальное движение в Украине, есть ли уже смысл говорить о нем как о явлении, которое зародилось, развилось, укоренилось и дает плоды?
А.К.: — Здесь скромная вставочка: я сделал еще в советской Украине первый международный фестиваль, который назывался «Киевская парсуна», — фестиваль моноспектаклей. Потом мы основали фестиваль камерных театров «Сузір’я». Впоследствии Виталий Малахов (художественный руководитель Киевского драматического театра на Подоле — авт.) придумал фестиваль городов-побратимов, и это была политическая идея, за которую ухватился тогдашний мэр А.Омельченко, потому что за счет такого фестиваля можно было налаживать связи со своими коллегами. Эта формула фестиваля потом развилась. И со второго года фестиваль «Київ Травневий» передали мне, учитывая, что у меня был опыт, и приветствовались выстроенные формы работы. Я восемь лет руководил этим художественным форумом, на котором были Анни Жирардо, Марсель Марсо, уже не говоря о самых громких театрах из разных постсоветских республик.
Вообще фестивальное движение обрело мощность после Второй мировой войны. Кажется, ярче всего оно стартовало из Авиньона и далее распространилось по всему миру сквозь возведенные в то время стены и границы, а театральные язык и мода очень легко преодолевали эти преграды. Каким образом это происходило? Это загадка. Как становился модным, например, театр на стульях? Никаких декораций, только стулья. Это было по всему миру. Еще пример: мы приехали в Финляндию, а там все зрители сидят на сцене, и на ней происходит действие. Этот прием был модным во всем мире несколько лет. Слово «фестиваль» в переводе означает встреча. И все эти фестивали в действительности, прежде всего, были диалогами профессиональных поисков. Публика, которая посещала их, — не просто зрители, а театралы. Сегодня фестивали тотально коммерциализуются.
У нас подхватил инициативу фестивального движения Владислав Троицкий с «Гогольфестом». Но «Гогольфест» и PortoFranko — это не театральные, а мультидисциплинарные художественные акции. И это очень хорошо и интересно, но не снимает потребности сугубо театральных масштабных форумов.
То, без чего не может существовать человечество, общество и то, чего не хватает нам и всем странам, — это праздник. Вот без праздника нет жизни. У меня есть афоризм, который, надеюсь, пригодится вам. Звучит он так: «Жизнь не стоит проживать. Жизнь достойна того, чтобы его праздновать. Празднуйте каждое мгновение жизни!». Если вы научитесь находить в каждом мгновении жизни радость, то вы станете драгоценными для всех.
Да, жизнь — это, чаще всего, жестокое испытание; искусство жить есть умение преодолевать грусть и находить радость.
«МИРУ НУЖНО ДВИГАТЬСЯ В НАПРАВЛЕНИИ ОБЩЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ»
Александр САВЧЕНКО, старший лейтенант Вооруженных сил Украины:
— Украинский театр долгое время был несколько изолирован от сотрудничества с зарубежными коллегами. Сейчас безвизовый режим открывает больше возможностей и поводов. Какие именно, с вашей точки зрения?
А. К.: — Когда-то главной функцией государства была охрана собственных территорий. Теперь вопрос границ встает как-то двояко и остро. Ведь многие борются за их наличие, другие — за их уничтожение. И миру нужно двигаться в направлении общего существования к жизни одной семьей. Наш живот умнее мозга: он замечательно воспринимает и суши, и кебаб, и борщ, и МакДональдз. С мозгом сложнее. И вопрос искусства найти такие рецепты, чтобы культуры всех народов не просто мирно сосуществовали, а предоставляли человечеству радость взаимоуважения и взаимообогащения. Для меня наибольшая ценность безвиза в том, что политик (в данном случае Президент) выполнил свое предвыборное обещание. О визах, гражданствах мир скоро забудет так же, как сегодня мало кто помнит, что такое «зона оседлости». Также важным мне кажется, что безвиз акцентирует внимание на значении туризма в воспитании симпатии между народами и налаживает понимание внутри страны. Внутренний туризм в этом смысле доказал мощность своего влияния и в Грузии, где туризмом защищались от агрессора, и в России, где туризмом меняли имидж Чечни, и сегодня в Украине, где туризм должен бы способствовать не только большему пониманию между жителями разных регионов Украины, но и в ближайшем будущем снятию идеологического противостояния с «донецкими».
Что касается безвиза для театральных коллективов, то для тех, кто работает в сфере культуры, визы в большинство стран были почти всегда бесплатными. Следующим ярким шагом было бы к безвизу добавить какие-то материальные преференции и льготы, которые бы позволили людям путешествовать по Европе. Видимо, это повлияло бы на театральный процесс в Украине, сформировало бы базу для сравнений. Ответственно заявляю, что в смысле актерского мастерства, профессионализма режиссеров украинский театр — на европейском уровне. Что касается технического обеспечения, экономики театра — это «совок совком». Но самое главное — чтобы безвиз внутренний и внешний способствовал выявлению и повышению уровня социальной культуры.
«ПАТРИОТИЗМ — ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»
Антон СЕСТРИЦЫН, университет Карлтон, Оттава:
— Мы недавно имели дискуссию с журналистами о важности гражданской позиции среди журналистов. То есть должен ли журналист тотально себя отделить во время того, как Россия оккупировала часть нашей территории, и быть полностью независимым человеком при освещении каких-то новостей. Должны ли актеры театра публично освещать свою гражданскую позицию или политике в этой среде нет места?
А. К.: — Патриотизм довольно часто скатывался до национализма. И ничего более опасного от демократии нет, но и лучшего не придумали. На чем точно нужно сосредоточить внимание, так это на распространении интернета. На мой взгляд, с него начинается новый цивилизационный виток, а может, вообще история новой цивилизации. Государство как институт во всем мире все ярче демонстрирует свою устарелость, неумелость. В интернете уже и деньги свои, торговля намного более эффективна, и самое главное — начинают появляться средства соблюдения в интернете норм морали. Главное испытание интернетом — это личная ответственность, скажу даже, индивидуальный патриотизм. Найти рецепт коктейля Молотова — не проблема. По какому праву, с какой целью — вот вопрос.
Итак, патриотизм — это ответственность. Формирование наций произошло не очень давно. Это не то, что родилось с человеком, но то, что помогло его самоосознанию. Категория «нация» сейчас так сражается за самосохранение, что становится провокатором конфликтов, преградой к взаимопониманию, и, на мой взгляд, эпитеты «исторически сформирована», «политическая», «географическая» и прочие должны перейти исключительно в культурное измерение, то есть стать помощью в сохранении неповторимости и в то же время развитии общности. Сегодня для меня вопрос нации очень сложный. Хотя и мы продолжаем довольно упрощенно говорить о национальном языке, национальной культуре. Если мы люди мира, то наш патриотизм должен быть направлен на то, чтобы всем людям во всем мире было хорошо жить. Хорошо жить — это когда уважение к каждой личности является общим приоритетом.
И потому, если в мировых процессах мы находим то, что выше эгоистичного, узких временных ситуаций, тогда, я считаю, мы поступаем патриотично. В этом смысле сейчас идет война не с Россией и не с россиянами, а с конкретными людьми, которые сегодня там при власти. То ли они ее захватили, то ли это действительно власть народа — вот вопрос.
Это война с Путиным, путинской Россией. А позицию свою деятели искусства доказывают выступлениями перед защитниками отчизны.
«МЫСЛИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ И ГЛУБОКИМИ, И ДОСТУПНЫМИ ОДНОВРЕМЕННО»
Любовь РЫБАЛКО, ОНУ им. И.И.Мечникова:
— Вы долгое время руководили фестивалем «Київ Травневий», особенностью которого был «выход» театральной жизни в уличную плоскость. Есть ли такие тенденции в европейском культурном пространстве? Как, с вашей точки зрения, можно облагородить городскую культурную среду? Какую роль в этом может сыграть театр?
А. К.: — Мы приглашали коллективы, которые представляли такой жанр, как уличный театр. Обычно эти театры финансируются мэрией города, на них не продаются билеты. Есть отдельно уличные фестивали. Например, львовский театр «Воскресіння» постоянно принимает участие в польских уличных мероприятиях. Уличные спектакли популярны по всему миру, очень много делают для создания неповторимой атмосферы. Именно благодаря уличным действам формируются яркость характера сообщества. Этим привлекательны и понятны одесситы, львовяне, парижане... С киевлянами пока сложно. В чем неповторимость этого сообщества? Ощущение единства, характер близости в отношениях горожан, в отношении к гостям — это не только плод развлекательных и познавательных мероприятий, это также философские подходы к пониманию человека и мира. Поскольку на улице аудитория в течение длительного времени не способна удерживать внимание, то идеи уличных действ, массовых мероприятий должны быть и глубокими, и доступными одновременно. На «Київ Травневий» мне в свое время удалось пригласить итальянский театр «Silence», известный во всем мире. Это актеры, которые себя гримируют белой глиной, а затем идут по улицей, и если что-то покажется им достойным внимания, они без слов создают какую-то композицию, скульптурно застывают в ней. Смешно было смотреть, как напротив нашей мэрии на Крещатике они создали что-то подобное «Лаокоону» с кучей дочерей и сыновей. Да, история с уличными театрами и театрализацией жизни, ее эстетизацией во всем мире имеет место. Другое дело — насколько она проникает в сущность гражданина. Но давайте понимать, друзья, что нельзя спасти мир, не изменив его.
Напомним, в этом году Летняя школа журналистики «Дня» проходила при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине.
Выпуск газеты №:
№138, (2017)Section
Культура