Театральная династия
17 и 18 ноября в Киеве состоится бенефис Остапа Ступки
Украинский профессиональный театр рождался как семейный. Мыкола Садовский, Иван Карпенко-Карый, Панас Саксаганский — три родных брата, которые стали основными ветвями «женьшеневого куста украинского народа». Такое высокое значение придавал Олесь Гончар животворной роли корифеев сцены для культуры нации.
Национальный театр им. И. Франко традицию семейности поднял до уровня династийности («династия» в переводе с греческой означает «тот, кто имеет силу»).
Род, семья, народ, урожай — однокоренные слова, которые напоминают о тех давних временах, когда формировалось общество. Космические принципы законов рода проявлялись в попытке всех быть в одинаковой зависимости от природы. Наследование занятий предков считалось обязанностью будущих поколений. Так передавались от колена к колену семейный опыт, правила, черты, тайны, умения и качества. Сверхумелые приобретали силу, демонстрировали, применяли ее и становились династиями. История знает королевские, царские и даже параллельные на вехе времени династии, которые в разные времена и в разных странах по неизвестным причинам имели практически одинаковую биографию становления. Например — гамбургская и ордынско-русская. Не прибегая к подробностям, а просто со стартовой позиции подобное есть в истории нашего искусства с братьями Садовскими и братьями Ильенко.
Династии Олексенкив, Заднипровских, Сумских, Ступок вместе с пока, что менее многочисленными, но так же талантливыми фамилиями сегодня составляют родовое «древо франковцев».
Очень интересным было бы исследовать уникальные черты каждой из этих театральных ветвей. Сейчас очевидно понимание всеми их представителями недостаточности простой принадлежности к имени, имиджу. Это путь к деградации. Необходима мощь выдерживать напряжение вневременности, нужны сила и страсть нести свой флаг.
Юному старейшине династии Ступок исполнилось 50 лет. Как подобает Остап Богданович отчитывается главной ролью в «юбилейном» спектакле по пьесе Гайнриха фон Кляйста «Разбитый кувшин».
Судя по репетиционному процессу, который возглавляет стабильно успешный режиссер Роман Мархолиа, он стоит отдельного разговора. О мере романтичной экзальтированности автора свидетельствует парное с любимой девушкой самоубийство, которое стало угрожающе модным в среде возвышенных натур.
В СПЕКТАКЛЕ «РАЗБИТЫЙ КУВШИН» ГЛАВНУЮ РОЛЬ СЕЛЬСКОГО СУДЬИ АДАМА СЫГРАЕТ ОСТАП СТУПКА / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
35 лет назад в детском любительском театре Остапчик подобную ситуацию проживал в спектакле «Королевский особняк». Он вызвал на смертельный бой бывшего друга, который унизил его подружку, и не на деревянных ножах, а на настоящих рапирах, которыми оба умело владели, боролся за справедливость.
Многие дети из того кружка стали успешными в театре. А в упомянутом треугольнике играли сейчас ведущий актер Театра на Липках Александр Вилков и очень интересная писательница — Марина Дяченко.
Второй спектакль, в котором я встретился с отцом и сыном Ступками, был первым спектаклем «Сузір’я» — «Сад божественних пісень» (пьеса В. Шевчука, по басням Г. Сковороды) и имел несколько смысловых слоев, среди которых едва ли не важнейшим было осознание равнозначности ответственности отцовства и сыновства.
Жена и мать Лариса Семеновна Ступка, всегда оптимистичная и уверенная в успехе родных талантов больше, чем они сами, однажды на спектакль не пришла. А после спектакля я стал свидетелем истерики юного артиста, которого постоянные сравнения с опытным отцом, едва не довели до разочарования в себе.
У ныне старшего Ступки убедительный список театральных и киноработ. Простое перечисление как до предела заполненный эмоциями тесеракт: Тузенбах, Креонт, Хлестаков, Сальвадор Дали, Меркуцио, Иуда, Фигаро, Фауст. Но, на мой взгляд, не они являются важнейшим свидетельством его зрелости, а самоирония. Самоирония — это признак серьезного отношения к себе.
Быть похожим на родителей — значит взять от них все ценное, совершенствовать и преумножать их багаж, передавать его своим детям. Именно поэтому династии можно считать одной из самых эффективных форм культурной преемственности. Сыновья Остапа Дмитрий и Богданчик уже сегодня убедительно доказывают эту мысль.
Принадлежность к любой самой давней, самой знаменитой династии, сама по себе не делает ее представителя счастливым. Каждый должен стать мастером собственной судьбы, единолично «виплекати ту людську речовину, яку зіграти не можна, яку треба мати».
«О, чиста святість самоти!
Слова дзвенять,як камінці
Понад просвітчастим
затоном
І сонце світу безборонно
Сіяє в дзеркалі душі.»
(В. Свидзинский)
Жизнь — это путешествие по многим дорогам одновременно, и самая длинная дорога к пониманию себя самого. Пусть на всех путях светит Остапу Богдановичу благосклонное солнце судьбы, пусть улыбаются тебе, талантливый актер, звезды удачи династии Ступок, пусть Бог бережет тебя, дорогой Остапчик!
Выпуск газеты №:
№207-208, (2017)Section
Культура