Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Театральная элегия об украинцах

В рамках «Французской весны в Украине» в Национальном центре им. Леся Курбаса демонстрировался «триптих о жизни людей»
23 апреля, 11:54
В САТИРИЧЕСКОМ КЛЮЧЕ В. ГИЙОМ ИЗОБРАЗИЛ НАШУ ВЛАСТЬ, КОТОРАЯ ИЗ ГОДА В ГОД ОБЕЩАЕТ, ГОВОРИТ, ПОДБАДРИВАЕТ И СНОВА ОБЕЩАЕТ... А НАРОД СЛУШАЕТ, РАБОТАЕТ И ГОЛОСУЕТ, ГОЛОСУЕТ, ГОЛОСУЕТ... / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦЕНТРОМ ИМ. Л. КУРБАСА

Проект прошел под названием «Наше время» («Жить», «Осторожно: хрупкое!» и «На кусочки...»). Постановщик — французский режиссер Вениамин Гийоменко. Он приехал в Украину свыше лет  назад, чтобы познакомиться с нашей культурой. В итоге ему удалось установить отношения с Центром им. Л. Курбаса и перформативной группой І. Т. ПЕР (International Ukrainian Theatre PERforming Group). Следствием их четырехлетнего сотрудничества стал этот триптих, который создан при участии французской театральной компании Cie Sens Dessous Dessus (Париж), при поддержке Посольства Франции и Французского Института в Украине.

«Наше время» — это пластично-музыкальное действо меланхолического характера. Каждое представление состоит из нескольких отдельных зарисовок, тематически особенно не связанных между собой. По форме они напоминают бредовые сны или воспоминания, которые объединены общей идеей показать проблемы и переживания, касающиеся почти каждого современного человека. Четкого сюжета и словесного сопровождения в историях практически нет, потому зритель будто бы держит в руках компьютерную мышку и сам выбирает, о чем каждый рассказ, опираясь на собственный жизненный опыт. Здесь можно проследить вопрос рождаемости и смертности, поиск второй половинки и погрузиться в проблемы семейных отношений, коснуться темы войны, измены, мести, политической зависимости. И хотя прозрачного намека на определенную нацию в спектакле нет, показалось, что именно украинцев изобразил режиссер. Вероятно, В. Гийоменко решил соединить все свои впечатления за время пребывания в нашей стране в портрет-триптих. В итоге вышла специфическая пластичная «элегия об украинцах», своеобразный взгляд на Украину «французскими» глазами.

С иронией был показан процесс появления человека на мир, который можно скомпоновать в яркую цепочку событий: страстное зачатие — тест на беременность + токсикоз — банка с солеными огурцами — ежемесячный журнал «Мой ребенок» — вязание приданого — роды и рождение ребенка — счастливые родители с детской коляской. И совсем другого, драматического характера, приобретает эта история, когда вторым «пунктом» в цепочке становится аборт. Эта тема остается актуальной для нашей страны, ведь согласно статистике за прошлый год около 20% украинок прерывают беременность.

Режиссер не обошел и исторические вехи, что пережил наш народ, в частности, голодоморы и войны, проведя параллели с настоящим. Другими словами, как мы умеем делить людей на «своих» и «чужих», какие животные инстинкты в нас просыпаются по отношению к ближнему. В сатирическом ключе В. Гийоменко изобразил нашу власть, которая из года в год обещает, говорит, подбадривает и опять обещает... А народ слушает, работает и голосует, голосует и голосует...

Тема любви является незаменимой в любом спектакле. Две зарисовки из спектакля «Жить» подтверждали бесконечную жажду каждого человека к взаимным чувствам. В первой истории исполнители признавались друг другу в любви на разных языках и периодически, с разбега, просто бросались друг другу в объятия в крестообразном виде. В таком решении можно прочитать сразу два значения: одно — жаждущее желание найти свою вторую половинку, другое — когда любимые объединяются, кто-то становится мехоношей, а кто-то — грузом.

Вторая история подчеркивала нашу зацикленность на пустяковых проблемах, о нашем пылком стремлении мчаться в ногу со временем, и одновременно о нашей душевной слепоте и нежелании видеть окружающих. Говоря круглосуточно по телефону, «залипая» в телевизоре или компьютере, мы теряем время, «вырываем» страницы из книги жизни, а главное — игнорируем близких. И только когда все «связи» с виртуальным миром «прерываются», люди становятся по-настоящему счастливыми.

И хотя сама постановка В. Гийоменко не вызвала шквал эмоций и местами немного напоминала репетиционный процесс, все же после просмотра захотелось приехать как можно скорее домой и обнять родных сердцу людей. Ведь «беспокоясь о счастье других, мы находим свое собственное»,  как утверждал Платон и старались отобразить творцы триптиха «Наше время».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать