Театральный Майдан
Средства от спектаклей фестиваля «Коломийські представлення» переданы украинским военным в зоне АТО
Коломыйский украинский драмтеатр им. И.Озаркевича Всеукраинским театральным фестивалем «Коломийські представлення» открыл национальную театральную осень. В сложных реалиях сегодняшнего дня, когда некоторые организаторы форумов отказываются от проведения своих акций, в Коломые решили не отменять планы и доказать, что именно театр способен стать той могучей духовной силой, которая объединяет всех и в тревожное время Музы должны не молчать, а языком искусства громко обращаться к народу. Директор — художественный руководитель Театра им. И.Озаркевича, он же директор фестиваля, Дмитрий Чиборак, открывая действо, отметил: «Мы, конечно, волновались, решая именно так, но я уверен, что наш фестиваль — это закаливание «духу, що тіло рве до бою!».
• Старт форума стал настоящим театральным Майданом. Спектакль «Пропавшая грамота» по Гоголю Национального театра им. М.Заньковецкой актеры сыграли на площади около театра. Специально построенная сцена позволила собраться сотням зрителей и под открытым звездным небом сначала прочитать общую молитву за Украину, спеть гимн и на наивысшем градусе патриотизма встретиться с искусством львовских мастеров. В таком художественном единении сцены и зрительского пространства «Пропавшая грамота» прозвучала очень возвышенно, эмоционально, ярко и приобрела более объемные смыслы. Это повествование о том, как казак Василий с побратимом-запорожцем Андреем несут грамоту Царице и борются на своем пути с дьявольскими силами, решено режиссером Вадимом Сикорским как притча о несокрушимой силе украинского народа. Спектакль пронизан национальным духом, начиная от музыкального оформления (А.Сницарчук, Т.Терлецкий, В.Якимец), в основе которого народная песня, сценографического образа (Н.Тарасенко), главным элементом которого стали казацкие копья. Они, символы и Украины, и казачества, и мифа о козаках-характерниках, порождают множество выразительных ассоциаций. А как управляются с копьями актеры, какие синхронные фигуры выполняют, как искусно крутят ими. Пластичная партитура являет собой ряд многофигурных композиций изысканного и витиеватого рисунка. Сценическое действо имеет совершенную театральную форму, в которой объединились высокое эмоциональное напряжение и актерское мастерство, и это воспринимается единым атмосферным полем. Безукоризненный центральный дуэт актеров-казаков (Юрий Хвостенко и Василий Коржук) — стержень, который держит на себе все действие. Точно угаданная тема иронии, присущей украинцам, тема казацкой натуры, когда все держится на юморе, на непоколебимой вере в себя. «Пропавшая грамота», благодаря оригинальной режиссерской мысли, замечательно держит баланс между классическим подходом к решению темы и живой пульсирующей структурой современного театра.
Напомним, в этом году «Коломийські представлення» проходили в шестой раз. Свое искусство зрителям предложили театры из Ивано-Франковска, Львова, Полтавы, Ужгорода, Коломыи, Винницы, Ровно, Черновцов, Киева. Организаторы феста позаботились и о маленьких театралах, ежедневно в программе был спектакль для детей. Кукольные — «Котигорошко» Я.Грушевского Ивано-Франковского театра кукол им. Марийки Пидгирянки и «Лісова пісня» Леси Украинки Закарпатского театра кукол «Бавка», «Старикан с крыльями» А.Курейчика Винницкого театра кукол. Правда, спектакли ужгородцев и винничан обращались, скорее, к поколению подростков и молодежи. Воплотить «Лісову пісню» в кукольном театре интересно, природные силы, о которых идет речь, тот высший ум, который руководит людьми и их судьбами, словно марионетками, напоминают отношения актера и куклы. Режиссер Олег Жюгжда отличается чрезвычайной метафоричностью, образностью своих сценических произведений, и в этой «Лісовій пісні» выразительными ассоциациями об уничтожении человеческой души, прекрасного, культуры раскрывается сакральный смысл драмы Леси Украинки.
• К прозе Маркеса обратился А.Курейчик, и эту пьесу поставила Людмила Земелько в жанре притчи, которая помогает постичь глубинную философию Маркеса, рассказывает о простых вещах образно и глубоко. Много находок сценографических (Т.Шабанова) свидетельствуют о высоком художественном вкусе, черно-белая графическая гамма декораций, маски, вымышленный коллективный образ жителей села, во двор одного из которых просто с неба падает старый Ангел. Благодаря музыкальному оформлению, игре кукольных персонажей, верно найденной интонации спектакль будто воспроизводит киноленту времен итальянского неореализма. Наивысшим профессионализмом кукольного спектакля считается ощущение, что кукла проживает свою сценическую жизнь самостоятельно, когда зритель не считается с актером, а наблюдает только за куклой, которую «одухотворил» талантливый исполнитель. Такое ощущение сопровождало на спектакле «Старикан с крыльями».
Хозяева фестиваля представили музыкальную сказку «Пан Коцкий» Н.Максимчук в современной интерпретации. Режиссер Адам Цибульский сосредоточился на разработке характеров персонажей, поэтому яркими и самобытными вышли образы Лисички, Зайчика, Коцкого, Мышей и зрители получили веселое хореографически- музыкальное действо.
• Спектакль «Мартын Боруля» И.Карпенко-Карого Полтавского муздрамтеатра им. Н.Гоголя идет на сцене театра 42 года с неизменным исполнителем главной роли Юрием Поповым. Спектакль-долгожитель — интересное явление в театре, так как известно, сценическое произведение — это словно рисунок на песке, от него не остается ничего материального, только эмоциональная память. Поэтому пример спектаклей, идущих долгие годы, — это своеобразная попытка «остановить» мгновение искусства, сохранить театральную реликвию для нескольких поколений зрителей. Этот спектакль — бенефис Ю.Попова, свою звездную роль он исполняет в совершенстве, с интересными находками, психологическими нюансами, юмором. Можно поблагодарить драматурга-классика за то, что написал произведение на века. Вслушиваясь в текст, который когда-то слышали и наши предки в театре корифеев, ловишь себя на мысли, насколько он современен. Ситуацию семьи Мартына Борули смело можно проектировать на наше время.
Спектакль «Нация» М.Матиос Ивано-Франковского муздрамтеатру им. И.Франко продолжил патриотическую линию нынешних «Коломыйских представлений». Режиссеру Ростиславу Держипильскому удалось найти ту щемящую ноту повествования, которая сделала из прозаического произведения Театр с большой буквы. Образом спектакля становится кукла-мотанка, которая воспринимается символом украинской нации. Она как будто без лица, и в том кресте вместо него — такой сакральный знак, такой космос! Один из сюжетов этой сценической истории — рассказ о женщине, которая должна была лечь в гроб, чтобы изгнанниками не стала ее семья. Режиссер переводит эту литературную метафору в театральный образ — гроб-колыбель. Это стопроцентное попадание в эмоциональное театральное поле заставляет спектакль звучать чувствами отчаяния, осознанием трагичности того, что происходило с украинцами, и благодаря этому достигается цель творцов действа — актеры и зрители чувствуют себя одной нацией.
• Завершился фестиваль на той же высокой ноте — моноспектакль «Момент любви» по В.Винниченко Национального театра им. И.Франко исполнил актер, а в настоящее время министр культуры Евгений Нищук. Возможно, потому, что для многих украинцев Нищук был Голосом Майдана, исповедь Узника совести не оставляет никого из зрителей безразличными. По завершении спектакля Е. Нищук сказал: «Сегодня Коломыя стала оазисом силы и искусства. Именно театр может помочь людям не впадать в панику, он способен подарить надежду на то, что мы победим, что трагические моменты жизни сделают нас сильнее».
Выпуск газеты №:
№173, (2014)Section
Культура