Территория классики
Размышления, навеянные «Київ Музик Фестом-2010»Завершился XXI Международный фестиваль академической музыки. Традиционно «Київ Музик Фест» проводит Национальный союз композиторов Украины. Стремясь соответствовать своему статусу наиболее представительного форума современной музыкальной культуры Украины и мира, «Київ Музик Фест» ежегодно пытается представить максимальное число авторов и музыкальных произведений. Впрочем, нынешняя программа является эклектической. Стили, эстетика, школы, эпохи, идеологии, поколения — все это переплелось не только в рамках форума, но и кое-где в пределах отдельного концерта.
Собственно, именно за эклектичность, отсутствие сознательного тематического стержня в концертных программах «Київ Музик Фест» критикуют на протяжении последних лет десяти (из всех двадцати с хвостиком, с тех пор, как существует фестиваль). Критика болезненно воспринимается организаторами. Позицию оргкомитета можно понять: имманентная концепция фестиваля — композиторская. Это значит, что все (или почти все), что пишут современные композиторы, в первую очередь, члены союза, должно прозвучать на форуме. Откровенных графоманов здесь не исполняют, но и не все произведения известных авторов являются одинаково удачными, а нередко это и совсем слабые опусы. Кроме того, принцип соседства (совместимости/несовместимости) разных авторов и разных музык в программах никем не отслеживается. Такой подход, хотя и представляет панораму современного музыкального процесса «каким он есть», но в то же время дает эффект «братских могил».
Но почему бы не попробовать взглянуть на композиторскую деятельность как на определенным образом организованный, «умный», а не стихийный процесс, который мог бы быть частью фестивальной стратегии? Через систему плановых заказов авторы, потенциальные участники фестиваля, могли бы получить заранее определенные тему, жанр, состав исполнителей и так далее. К тому же большинство украинских композиторов так или иначе пишут или стараются написать к очередному фестивалю новое произведение, чтобы представить премьеру. Результатом такой практики было бы стилевое многоголосие, как и должно быть, но, вместе с тем, была бы тематическая целостность фестиваля как художественного события. Следовательно, можно было бы говорить о фестивале не как о ряде произведений ничем не связанных между собой авторов, а как об определенном тексте с соответствующей целеустремленной художественной информацией.
Сейчас же из около 30 фестивальных концертов, судя по программе, немного, привлекающих внимание публики, в т.ч. СМИ. Как ни странно, этот момент — собственно презентабельность — для организаторов, похоже, не кажется актуальным. Не потому ли среди информационных спонсоров фестиваля, среди других, — также и газеты, которые уже около двух лет назад прекратили свое существование...
Со стилистической целостностью и концептуальностью программы к диалогу побуждал прежде всего концерт «Contemporary 2». Музыка для флейты соло» при участии очень одаренного молодого исполнителя Сергея Вилки. Концерт был посвящен «экологически чистым местам планеты», впрочем, это не просто риторический прием, но и своеобразная художественная программа представленных произведений: «Зеленый шум», «Сосулька», «Лес и лес», «Дыхание» и другие. Это — миниатюры шести украинских и шести зарубежных композиторов, чья эстетика находится на пересечении поп-авангарда и музыкального театра.
Как всегда последовательная в контексте «своей территории» — электронной музыки — Алла Загайкевич, представившая в рамках «Київ Музик Феста» очередную «серию» авторского проекта «ЕМ-Візія». В этот раз электроника была разбавлена этникой. Если говорить о проектах, центром которых стал бренд, то это, бесспорно, —выступление Владимира Спивакова с Молодежным симфоническим оркестром СНГ, которое состоялось в Национальной опере. В этом же русле — «Дни музыки Андрея Петрова», полностью самостоятельный пятидневный фестиваль, который состоялся в рамках «Київ Музик Феста». Правда, брендом здесь является не так имя русского композитора, как феномен советского кино («Гараж», «Берегись автомобиля», «Синяя птица», «Человек-амфибия»), к которому он писал музыку.
По исторической значимости выделяется проект-презентация книги «Валентин Сильвестров. Дождаться музыки. Лекции-беседы. По материалам встреч, организованных Сергеем Пилютиковым». Выход подобного издания — действительно уникальный прецедент непосредственного личностного общения с композитором, который признан в Европе и чья музыка является своего рода идентификатором тенденций в современной музыкальной культуре Украины.
Впрочем, больше половины фестивальных программ, а с ними и сам фестиваль, напоминают «открытые двери», через которые после любого номера — музыкального произведения — можно войти и выйти без какого-либо вреда для целого, если именно так воспринимать фестивальную форму.
Выпуск газеты №:
№187, (2010)Section
Культура