Тимофей ХОМЯК: Мы с государством стараемся не замечать друг друга

Днепропетровский «Арт-вертеп» официально имеет статус молодежной неправительственной общественной организации. Предыстория — сугубо музыкальная. Сначала 8 марта 2001 года днепровская фолк-рок-группа «Вертеп» отыграла свой первый концерт. А через несколько месяцев музыканты группы вместе с друзьями и коллегами организовали фестиваль «Вертеп на Вертепе». Так было создано агентство «Арт-вертеп».
В целом, вся деятельность «Арт-вертепа» — яркий пример того, чего можно достичь даже в неблагоприятной для культуры среде, совмещая энтузиазм и менеджерские таланты. Сегодня в заделе агентства — музыкальные, этнографические и кинофестивали, выставки в галерее «Барзо», литературные вечера (Юрий Андрухович, Сергей Жадан, Оксана Забужко, Ирена Карпа, Софийка Андрухович, Лариса Денисенко, Ирэн Роздобудько, Светлана Поваляева, Виктория Нарижная, Любко Дереш, Юрко Издрык, Андрей Курков, Марьяна Савка, Таня Малярчук, Дмитрий Лазуткин, Юрий Покальчук), гастрольные выступления наиболее известных украинских рок-исполнителей, от «Перкалабы» до Олега Скрипки, театральные гастроли («Театр 19», «Арабески»). Музыкальный лейбл «Lift» выпускает альбомы наиболее интересных днепровских и харьковских групп, а также аудиокниги известных поэтов.
А настоящим средоточием культурной жизни в масштабах города является «Белокнижник». Этот уютный полуподвал на улице Красная площадь — не просто книжный магазин, а настоящий интеллектуальный клуб с просто роскошным подбором как книг, так и дисков, и, главное, с собственной атмосферой, идеальной для любого образованного горожанина независимо от языка общения или пристрастий в искусстве.
К этому стоит еще добавить и собственно группу «Вертеп». Трудолюбивый фолк-рок-ансамбль за восемь лет существования выпустил несколько альбомов. Интересны по замыслу последние диски «Вертепа». «Віршоспіви» сделаны на стихи наиболее известных отечественных поэтов — от Светланы Поваляевой до Юрия Андруховича (иногда и сами поэты выступают исполнителями). Диск, соответственно, разнообразен музыкально, с заметным уклоном в джаз. Уже на выходе «Співаник» — сборник наиболее популярных народных песен, своего рода фольклорных хитов в новых интерпретациях.
Расспросить, как удается поддерживать настолько разнообразную культурную активность, я решил непосредственно у руководителя и идеолога «Арт-вертепа» Тимофея Хомяка.
— Что такое «Арт-вертеп» — фирма грамзаписи, книжный магазин, рок-группа? Что из этих направлений самое главное?
— Эх, вот и ты все спутал! «Арт-вертеп» — творческое агентство, которое занимается арт-менеджментом и включает в себя несколько направлений деятельности. Если кратко, то это крупнейший в Украине творческий портал www.artvertep.com: арт-новости, интернет-магазин книг, музыки, произведений искусства, несколько тысяч авторских страниц музыкантов, литераторов, художников и так далее (у нас только подписчиков на новости культуры и искусства около 40 000), андеграундный (потому что спрятан во дворе да еще и в подвале) клуб-магазин украинской книги и музыки в Днепропетровске, агентство, проводящее концерты, выставки, фестивали, небольшое музыкальное издательство, может, и еще что-то забыл — нужно на сайте посмотреть. «Арт-вертеп» — это в некоторой степени бренд, а группа до такого статуса еще не добралась. А группа «Вертеп», по странному стечению обстоятельств, называющаяся почти так же, как и агентство, все-таки является отдельно сформировавшейся единицей, и вообще — ты ведь приехал через годы, чтобы посмотреть, что у нас с рок-сценой? Тогда давай о группе и говорить?
— Обязательно, но немного погодя. Сейчас хотелось бы выяснить кое-что о более общих вещах. У тебя в магазине есть диски и книги и русскоязычные, и на других языках. Отсюда такой вопрос: что в деятельности «Арт-вертепа» самое главное — продвижение украинской культуры или просто культуры как таковой — хороших образцов литературы, музыки, изобразительного искусства и тому подобное?
— У нас в продаже книги и музыка украинских авторов. Что касается продвижения, то прежде всего это свое — украинское, но и «чужого не цураємося», самое главное, чтобы это было интересно.
— Сложно поверить, что это не убыточное дело — и магазин, и группа. На какие прибыли вы существуете, извини за прозу?
— Не поверишь, но мы старательно пытаемся зарабатывать! Немного с продаж магазина или интернет-магазина, что-то с концертов или туров, а то, что позволяет быть на плаву да еще и заниматься искусством, — так это корпоративы.
— Помощь от государства есть? Моральная или материальная?
— ХА! Дождешься от них! Мы стараемся не замечать друг друга, хотя и понимаем, что это тупиковая ситуация, возможно, сейчас сделаем новую попытку сотрудничества.
— Сталкивались ли вы с сопротивлением среды — ведь она в Днепре довольно специфическая?
— Всякое было, в основном нас обвиняли в фашизме-национализме, сейчас об этом смешно говорить. И к тому же, думаю, у тебя есть определенный стереотип того Днепра десятилетней давности!.. Город очень сильно изменился за последние годы, и мы можем гордиться, что и мы к этому причастны. С самого начала существования мы себе ставили цель — «отмыть» наш город хотя бы в Украине, создать ему позитивный пиар — и нам это удалось, и не только в нашей стране. Можно почитать, что писали о нас Андрухович, Дереш, Жадан в иностранной прессе, нас это радует, свой долг перед страной и родным городом мы выполняем.
— Не приходилось чувствовать себя чужаками?
— Ни в коем случае, наоборот, мы все время доказывали, что те, кто так считали, — это они в действительности здесь случайно! А если серьезно, то уже под конец 90-х у нас было интересное и духовное богатое украиноязычное окружение, это сплачивало и не давало развиться ощущению нахождения в гетто.
— Как изменилась культурная ситуация в Днепре за время вашей деятельности?
— Радикально в лучшую сторону! Больше десятка арт-площадок с литературными вечеринками, концертами, арт-хаузным кино, фестивали и интересные гастролеры, которых раньше у нас не было видно. Изменилось общество, выросло новое поколение украинцев без «совка в голове». Можно продолжать об украинских СМИ...
— Много ли, по твоим наблюдениям, таких же, как вы, украинских энтузиастов в городе?
— В городе много настоящих людей, большинство — украинцы, хотя пока что не все из них об этом знают.
— Это я вот к чему веду: возможно ли полноценное, разнообразное существование урбанистической, современной украинской культуры в промышленном поясе Украины? Или она обречена сосредотачиваться вокруг таких точек, как ваша?
— Современная культура не может быть изолирована в отдельных местах, на то она и современная. Современные коммуникации позволяют быстро и независимо развиваться огромному количеству векторов в искусстве и культуре. И где же еще развиваться культуре, если не в промышленных городах?
— Что же тогда больше всего вредит национальной культуре, по твоему мнению?
— Всяческие министерства и управления. Самое интересное то, что очень часто возраст человека, работающего в соответствующих учреждениях, не влияет на его кругозор или культурный вкус.
— Наконец переходим к року. Очевидно, сегодня мы имеем настоящий расцвет рок-музыки в городе — по сравнению с тем, что я помню в конце 80-х, это настоящий прорыв. Можно ли назвать Днепр сейчас своего рода рок-центром?
— Сегодня Днепр просто культурный центр. На мой взгляд, он входит в пятерку, если не в тройку! А что касается рок-движения, то оно было более интересно в конце 90-х — в начале 2000-х. Днепр до сих пор не может похвастаться достаточным количеством команд, показавших себя должным образом на фестивалях или сделавших туры по стране. Довольно показателен тот факт, что по состоянию на прошлый год групп, имеющих изданные альбомы, было около пяти. Правда, в этом году сразу десяток команд заявили о себе выходом новых альбомов, однако на общеукраинском уровне это остается малозаметным.
— Какой музыке отдает предпочтение твой лейбл?
— Современной украинской, и не только музыке; у нас есть также саундтрек к спектаклю, аудио-книга, сборники, песни на слова современных поэтов. Пока что это лейбл днепропетровских и харьковских проектов. Но уже в этом году ситуация, надеюсь, изменится.
— Группа «Вертеп» — это дополнение к основному бизнесу? Какую он функцию выполняет во всем этом?
— С группы, собственно, все и началось. В марте 2001 года «Вертеп» уже записал свою первую пластинку и пытался найти возможность поиграть где-то в Днепре. Но кроме стремного рок-клуба ничего не было. Тогда и было решено сделать фестиваль за городом на горе, который спонтанно назвали «Вертеп на Вертепе» или «Гулянье на Горе», из ближайших акаций построили сцену, цыганской почтой разбрасывали приглашения и, как результат, почти сутки приднепровские степи слушали рок. Бюджет феста был 300 баксов (хотя тогда это для меня были большие деньги), и ушел он исключительно на комплект фирменного звука и света. А что касается бизнеса, так это именно он и есть. Бизнес — в смысле дела, собственного дела, которому стоит посвятить жизнь. Группа — а ее полное название «Гурт Мандрівних Дяків «Вертеп», — уже восемь лет, как и должно быть, гастролирует, пишет и играет песни, записывает и издает альбомы, экспериментирует.
— Последний ваш эксперимент особенный — «Віршоспіви». Как пришла идея записать альбом на стихи совершенно разных поэтов?
— Во-первых, подавляющее большинство поэтов являются нашими друзьями, творчество которых знаем и любим, и неоднократно вместе выступали на разных площадках страны, в частности, и в такой форме, когда музыканты играют, а поэт читает. Во-вторых, накопилась какая-то часть композиций, исполнявшихся на концертах и нуждавшихся в записи. Да и в конце концов, должна же быть концептуальность.
— С кем проще работать: с музыкантами или с поэтами в качестве участников рок-группы?
— Проще и приятнее работать с профессионалами, несмотря на то, как они себя называют — поэты либо музыканты.
— Сами поэты довольны результатом?
— Лучше спрашивать у слушателя. Мы довольны.
— В музыке «Вертепа» появились, с одной стороны, джазовые интонации, с другой — необычная и довольно свежая жесткость. Планируете ли эти моменты развивать и дальше?
— Попытаемся. То, что будем одно или другое развивать, — это факт!
— Напоследок вопрос, так сказать, рефлексивного плана. Ты сам кто: музыкант, культуртрегер, просветитель? Или, как говорят, «национально сознательный бизнесмен»?
— Больше культуртрегер, хотя всего понемногу, и «бизнесмен-патриот» также.
— Какой ты видишь стратегическую цель всего «Арт-вертепа»?
— Она неизменна в течение всех лет — развлекать и поучать. А вообще мы не слишком заморачиваемся лозунгами и речевками, мы занимаемся любимым делом и радуемся, когда видим урожаи.
— А каково его будущее?
— Не люблю гадалок, время покажет.