Тогда мир преображается!
Директор львовского театра «И люди, и куклы» — о 30-м сезоне и о том, что вне егоУчреждения культуры медленно после почти полугодовых вынужденных, из-за карантина, каникул возвращаются к работе. Не исключение — Театр эстрадных миниатюр «И люди, и куклы», который открыл сезон, а он — юбилейный, 30-й, долгожданной, еще с доковидных времен, премьерой по Шмитту «Дети Ноя».
Журналист «Дня» рассказывал об этой постановке в интервью с приглашенным из Киева режиссером Михаилом Урицким (см. Публикацию «Мы работаем с человеческими эмоциями» в №136 от 23 июля 2020 — Т.К.). Теперь расспрашиваю о впечатлениях от работы и директора театра, также — актера в этом спектакле Алексея Кравчука.
И далее в разговоре с Алексеем Анатольевичем — собственно, о «Детях Ноя» и перспективе на дальнейшее сотрудничество с Михаилом Урицким, а также — о других вот-вот премьерах и участии в фестивале в Кропивницком, а еще — о сотрудничестве с белорусскими коллегами и штрихах к профессии.
НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ЛЬВОВА — ДЛЯ УКРАИНЫ
— Работа над «Детьми Ноя» была невероятно интересной, — говорит Алексей Кравчук. — Также эта работа — очень важна для театра, для авторов — в частности. И не только для Львова — для Украины. Потому что у нас сейчас такие непростые времена. Так, как отмечал Михаил Урицкий, и принимал это у Шмитта, что спасение человека — в сердце самого человека. И как только это будет происходить с человеком, то, соответственно, будет распространяться на других. То есть человек будет делать очень нужные и важные внутренние, а соответственно — внешние выборы.
— Очень хвалил Михаил Урицкий вашего сценографа...
— Ульяна Кульчицкая — дочь Инессы Кульчицкой (главного художника Львовского областного театра кукол. — Т.К.). А для нашего театра Ульяна — очень хорошее открытие! Она талантливый молодой человек. Не отягощена определенными стереотипами как сценограф. У нее — очень хороший взгляд! Благодаря Ульяне каждая кукла в спектакле имеет свой ритм, каждая сценографическая деталь имеет свой ритм. Этот ритм подчеркивает и видеоарт, который она делала. Для нашего театра это важно!
— Состоялось такое, очень удачное сотрудничество с Урицким. Или вы заложили, возможно, уже основание на следующие совместные проекты?
— Да, безусловно. Будем искать материал, который предложим Михаилу для постановки. Возможно, не на следующий сезон, потому что он у нас уже запланирован. Это должна была быть хорошая, красивая сказка.
БЛИЖАЙШИЕ ПРЕМЬЕРЫ
— Несомненно, вы имели удачное открытие сезона. А еще чем он будет особенным?
— У нас работает актриса Надежда Крат, которая как режиссер уже сделала несколько спектаклей. Надежда написала замечательную сказку для детей и для взрослых — «Снежинка для волчонка». Это очень красивая история, выписана очень романтично, философски. Мы уже приступили к работе. Я буду режиссером. Сценография и куклы — нашего главного художника Эльвиры Босович, которая разработала очень интересные эскизы. А музыку для этого спектакля пишет заслуженный деятель Украины Юрий Саенко.
— Известный композитор...
— Да. И ему эта вещь тоже очень понравилась. Он ею очень увлекся.
— Когда планируете премьеру?
— Ближе к Новому году.
— Насколько я помню из предыдущих наших с вами разговоров, Алексей, еще должна была быть постановка с приглашенным из Беларуси режиссером.
— Да, с Александром Янушкевичем. Говорили мы с ним еще до карантина. Он приезжал, говорил с нашей Эльвирой Босович, которая будет художником спектакля «Голем», и это — миф о сотворении человека. Также в перспективе хотим взять в репертуар что-то из белорусской драматургии. Мне очень хочется поддержать белорусскую культуру, которая невероятно интересна.
— Впереди же у вас сейчас фестиваль в Кропивницком, да?
— Мы будем участвовать во Всеукpaинском теaтpaльном фестивaле «Веpесневі сaмоцвіти» с участием в том числе и кукольных театров. Везем спектакль для взрослых «Пустостан» по пьесе современного и очень популярного польского автора Малины Пшешлуги. Играть будем 24 сентября.
— Возможно, заявлялись уже и с «Детьми Ноя» на какие-то форумы?
— Этот спектакль будет ездить. И будет ездить много. Вопрос — когда? Потому что по состоянию на сейчас ситуация с фестивалями, а тем более — за границей, под большим вопросом. Все серьезно пошло на спад. Те форумы, в которых мы из года в год принимали участие, не происходят, но как только поправится ситуация с карантином, обязательно будем представлять наших «Детей Ноя». Этот спектакль действительно достоин того, чтобы быть представленным на разных мировых фестивалях.
— Не могу не спросить о заболеваемости короной среди ваших сотрудников. Ведь видим на примере других театров (например, имени Марии Заньковецкой), что отменяются, точнее — переносятся спектакли... Также всем известен случай с театром Франко, когда все дружно пошли на карантин после празднования 100-летнего юбилея...
— У нас в театре «И люди, и куклы» Бог миловал! Обошло стороной. Но мы стараемся придерживаться всех карантинных норм — говорю о дезинфекции, чистоте, социальной дистанции, масочном режиме. Ведь на самом деле время — непростое, и нужно беречь людей.
— А как с посещаемостью с начала сезона? Пошел зритель? Потому что сокрушаются в других театрах, не набирают даже так называемых карантинных мест — говорят, что публика то ли отвыкла от театра за полгода, то ли боится заразиться.
— На дневные, детские спектакли зрителей имеем. Зал у нас небольшой — на 40 мест. Чтобы сохранить дистанцию, продаем только по 20 билетов. Безусловно, это влияет на кассовые сборы. Но ничего же не поделаешь... Мы должны перебыть.
ВНЕ СЕЗОНА
— Хочу копнуть, Алексей, немного глубже относительно ваших непосредственных обязанностей в театре. Ведь вы и директор, и актер, и режиссер. Отбрасывая финансовую сторону вопроса, осмелюсь спросить, для чего оно вам и как сочетается?
— Что касается директорства, то это — больше функция, чем профессия. Я именно так отношусь к должности. Уделяю ей немного времени, но имею хороших заместителей, которые прекрасно справляются с обязанностями. Что касается режиссерской работы... Я всегда ищу и жду тот материал, который увлечет и не даст мне возможности быть спокойным. Это должно быть как страстная любовь — сначала непонятна, эмоциональна, художественно-образна, но когда находится такой материал, он просится к жизни. Надо «оплодотвориться» тем материалом, оплодотворить духовно актеров и художников и начать воплощать. Это беспокойная и философская работа, а тем более — в театре кукол. Ведь в драматическом театре — это, как правило, аналитически-эмоциональная и социальная работа. Добавлю, что в современном театре за социальными темами, к сожалению, очень часто теряется художественная образность. Потому что на самом деле социальная тематика должна быть вторичной. Относительно актерской работы, то она, безусловно, отличается от режиссерской. Есть в театре люди, которым я доверяю, когда сам работаю как актер. Мне очень важен их взгляд со стороны на меня — я правильно делаю? Отдаю функцию режиссера человеку, которому доверяю и который может подсказывать мне какие-то вещи. Потому что в актере важна мысль, наполненная эмоциями и смыслом. И я пытаюсь эти вещи разделять, хотя это всегда очень трудно.
— А если бы я сформулировала вопрос так: «Кравчук — это больше режиссер или все же актер, как по специальности?»
— Я бы ответил: «Я больше человек».
— Попутно о том, что актер — человек. Меня всегда интересовало, как актеры преодолевают свои личные эмоции, когда выходят на сцену? Ведь каждый что-то да имеет, и это нужно оставлять за кулисами. Поэтому спрошу, как удается актерам преодолевать собственные душевные волны, чтобы работа для зрителя была качественной?
— Каждый спектакль — это духовная субстанция. Она живет в пространстве — как невидимая энергия. Когда приближается время спектакля, и духовная субстанция приближается к актеру. И очень важно в этот момент чувствовать, чтобы эта образность произошла. Тогда она начинает превалировать. А актер только должен помогать, чтобы все произошло. И тогда все складывается замечательно. Для актера этот момент — очень важен. Речь идет о выставленности на хорошую игру, выставленности на добрую мысль, уверенность на партнера, которого я люблю. И всегда партнер должен быть лучше меня. А если партнер думает так же, как и я, тогда у нас происходит очень хороший союз во время спектакля.
— С ваших слов получается, что актером нужно родиться...
— Наверное, да. Конечно, можно научиться разным технологиям и направлениям, но образное чутье, интеллектуальное образное чутье — очень важная вещь. Каждый человек является художником. И очень важно открывать эти центры, чтобы творить. Речь идет не только об актерстве. Тогда мир преображается!
Выпуск газеты №:
№179, (2020)Section
Культура