Перейти к основному содержанию

Толока Михаила Ильенко

Украинское кино до сих пор буксовало из-за отсутствия идей — настоящих и смелых
07 апреля, 00:00

А не только — из-за отсутствия денег (в последнее время, к счастью, и такое можно услышать из уст кинематографистов). На первый взгляд, тяжело постичь отсутствие кинематографических идей, когда все просится на экран — и из прошлого, и из настоящего. Нужно понимать, идей, прежде всего, драматургических, а еще (и вместе с тем) — общественно значимых и важных (какие смогут осилить). Для зрителя — идей выразительных. Таких, что поддаются прочтению (сознательно-подсознательно) — если уж не широкой публикой, то многими, а не только единицами в частной беседе с режиссером-демиургом.

В новейшую эпоху, справедливости ради, можно заметить только один настоящий прорыв украинского кино к родному зрителю: это «Роксолана» (режиссер Борис Небиеридзе), выполненная в многосерийном телеформате. Растерзанная на страницах прессы специалистами и знатоками из-за известных «творческих принципов», она толком не была проанализирована —учитывая зрительский успех и, в связи с этим, перспективные общественные киноожидания. Предлог и материал для серьезного анализа и серьезных выводов мы, пишущие, использовали и израсходовали на «принципиальное рецензирование», а не на принципиальную критику. Вместо муравьев, прошу прощения, выступили в роли кузнечиков-прыгунков. Погарцевали элегантно, взглянули свысока на поле после битвы и попрыгали далее, ничего нового своей реакцией не проакцентировав, ни на что достойное не обратив внимание и потому ничего в психологическом состоянии отечественного кинематографа не изменив...

Изменять пытаются режиссеры. Те, у которых появляются не просто сценарии, а уже настоящие идеи. Такие, что могут увлечь и убедить других. Надеемся, и тех, кто способен в их воплощение вкладывать средства.

Собственно, далее — об идее Михаила Ильенко, который не только является арт-директором кино- , видеофестиваля «Открытая ночь» и не только снял десяток лент (в частности «Миргород и его жители», «Фучжоу», «Седьмой маршрут»), научил киноремеслу несколько десятков студентов, написал не меньше статей, рассказов и сценариев, а еще — киноповесть «Толока».

Теперь у него (лучше — у нас!) новая толока: идея необычного и чрезвычайного для отечественной практики телевизионного сериала «Украина — Terra Incognita», что должна...

Михаил Ильенко: «... должна сочетать короткие новеллы различных жанров и тем. Это для того, чтобы в результате возник парадоксальный, эмоционально насыщенный рассказ об Украине. Мы хотим сделать не фотокопию, на научное исследование, а создать живой, многогранный портрет: «Украина — Terra Incognita». Отмеченные рамки общения способны собрать собеседников с их аргументами, фактами, слухами, анекдотами, доказательствами, опровержениями, говором... Попробуем обернуть в одну обложку трагедию и комедию, логику и абсурд, пафос и иронию, мистику и признание в любви.

Сериал будет состоять из сорокаминутных серий (по три-пять сюжетов каждая). В отличие от других известных альманахов, проект имеет среди других сюжетов такой, который продолжается в каждой следующей серии до исчерпания собственной истории. После его завершения «локомотивом» следующего сериала предстанет другой сюжет, рассчитанный на определенное количество серий. Проект предоставляет возможность показывать и продавать «локомотивный» сюжет и остальные новеллы как в границах сериала, так и отдельных фильмов».

Во-первых, приятно удивляет, что, наконец, в нашем кино проявились творческие люди, стремящиеся не только снимать что-то достойное, но и потом его продавать. Следовательно, так или иначе, пытаются просчитать зрительские приоритеты и интересы, а то и формировать их.

Во-вторых, точно определен формат новейшего украинского кинонаступления на отечественного (желательно — и на международного фестивального) зрителя — телевизионный сериал. (Отсюда и минимальные производственные расходы, в частности съемки на видео- и кинопленке 16 мм.) Это едва ли не единственное реально (тотально) доступное средство завоевать широкую аудиторию — при сегодняшних минимальных потугах кинотеатрального проката, а также выразительного географического и жанрового «снобизма» счастливых владельцев видеомагнитофонов.

В-третьих, это реальная возможность преодолеть и кризис малокартинья, и кризис реальной (в первую очередь — творческой!) безработицы украинских кинематографистов, которая приводит к их деквалификации, и дебютный шанс для начинающих, что ликвидирует угрожающий разрыв между киногенерациями.

В-четвертых, именно такое фронтальное наступление —изобретательное, богатое тематически и жанрово, подкупающее относительно незначительными расходами — способно, наконец, взлелеять феномен новейшего украинского кинематографа, который был бы очевиден и для значительной части публики, и для общественности, и для государства, и для независимых предпринимателей, и (при правдивых творческих принципах) для заграничного мира... Хочешь не хочешь, отечественное кино нужно сделать модным. Иначе оно абсолютно пропадет.

Следовательно, Михаил Ильенко выступил как настоящий продюсер, начав с обстоятельно осмысленной идеи, преодолевая в то же время ее риторику. А как же, знакомое: «Отсутствие нашего игрового материала на отечественном теле- и киноэкране засасывает в пространство национального эфира все, что лежит под ногами — наподобие большого прожорливого пылесоса... Мы уже много лет старательно поддерживаем чужеземного производителя, удачнее всего — американского и российского. Один из главных аргументов этой политики — отсутствие наших сценариев, нашей автуры, собственных идей: интересных и малобюджетных». Но именно здесь он (Ильенко) начал искать, инициировать (и создавать) кинодраматургию, что по его мнению, видению и вкусу отвечала бы этим параметрам. Теперь уже есть сценарий первого, семисерийного, сериала, имеющего двойное название «Украина — Terra Incognita. Катеринка», состоит из «локомотивного» заглавного сюжета загадочного Тараса Шевченко-Задунайского и еще 15 новелл, которые вышли из-под пера 8 различных авторов. (Все это в несколько сокращенном виде напечатано в журнале «KINO-КРУГ», №2-3, 1999. — В.В.)

Если упомянутая выше «Роксолана» завоевывала зрителя, не в последнюю очередь, костюмированным мелодраматически-авантюрным сюжетом и узнаваемым национальным характером, который «прочитывался из исторического прошлого в историческое будущее», то Ильенко придется этот самый характер расшифровывать в «историческом сегодня», сверяя и полемизируя — и с традицией, и с реальностью; придется завоевывать внимание публики мистическими поворотами бытовых историй (в сериале будут летать ведьмы!), игрой национальными и масс-культовыми архетипами и стереотипами, щедростью комедийных ситуаций и дозированной лиричностью.

Все это, безусловно, непросто. Пусть уже есть поддержка коллег-кинематографистов (скажем, Богдан Бенюк хочет в сериале сниматься, а Николай Мащенко снять одну из новелл), однако еще придется преодолевать и традиционный скепсис, и естественные в любом новом деле предостережения и сомнения, и, в конечном счете, сопротивление материала и сопротивление творческо-производственного застоя. Еще нужно найти финансирование...

Но пришла уже последняя пора — вспомнить, что кино все-таки действительно создается гуртом; и не только каждая отдельная лента (где угодно в мире), но и каждый его национальный феномен. В нашем случае, собственно, украинский.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать