Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тот, кто всегда остается за кулисами

12 июля Михаил Гейкрайтер, помощник режиссера Национального театра им. Леси Украинки отметит юбилей
09 июля, 09:36

Как известно, театральное искусство — коллективное. Помимо самой главных профессий — актера и режиссера, в ней сосуществуют и другие профессии, без которых спектакль состояться не может. К ним можно отнести: рабочие сцены (монтировщики), осветители, звуковики, реквизиторы, бутафоры, художники-декораторы, гримеры, костюмеры...

В преддверии юбилея мы встретились с одним из таких представителей этой когорты театральных специалистов, которых не видит зритель, которым не дарят цветов на сцене во время финального поклона. Это человек, который отдал служению Национальному академическому театру русской драмы имени Леси Украинки более пятидесяти лет своей жизни. И об этом театре он знает все — такая себе ходячая энциклопедия и толковый словарь одновременно. Заслуженный работник культуры Украины, помощник режиссера Театра им. Леси Украинки Михаил Нафтулович Гейкрайтер, с которым у нас состоялась беседа.

ПЯТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ, СЛОВНО МИГ

— С детства я любил читать стихи и участвовать в самодеятельности, — вспоминает М. Гейкрайтер.  Занимался подготовкой школьных литературных вечеров, в частности, ставил отрывки из пьес Антона Чехова, Николая Гоголя, Александра Островского. В 1965 году вблизи Парка Славы открылся Дворец пионеров, и я решил попробовать поступить в его театральную студию. И меня приняли. Руководителем у нас был педагог и режиссер, ученик Леся Курбаса Владимир Андреевич Губатенко. Он с нами серьезно занимался, профессионально, с отдачей и требовательно. Параллельно с репетициями будущих наших спектаклей мы занимались сценречью, сцендвижением, вокалом, постигали азы истории мирового театра, участвовали во встречах с выдающимися актерами, режиссерами, мэтрами украинского театра и кино.

А в каких постановках вы принимали участие как актер?

— Их было множество. В частности, спектакли по пьесам Сергея Михалкова и Анатолия Шияна. А еще — обязательные, традиционные новогодние представления, где я был и медведем, и пионером, и матросом.

Так промчались мои школьные годы, я стал готовиться к поступлению в Театральный институт. Но, увы, меня не приняли. Ну, и тогда я решил идти работать в театр — кем угодно.

И вот я подхожу к нынешнему мемориальному крылечку Театра имени Леси Украинки на Пушкинской улице. В те годы, о которых я рассказываю (конец 1960-х), здесь находился служебный вход. Вижу, на крылечке сидит пожилой человек. Я его спрашиваю: «Скажите, пожалуйста, это служебный вход в театр»? — «А что ты хочешь?» — был ответ-вопрос. — «Я хочу работать в театре». — «Это тяжелый, неблагодарный труд». — «А вы давно работаете в театре?» — спросил я. — И услышал: «Зашел на минутку и задержался на тридцать лет».

И я тогда подумал: «Тридцать лет — это ведь целая жизнь!»

На сегодня — с момента того моего разговора — прошло почти пятьдесят два года!..

А дальше — первые годы работы в любимом мною театре, первые знакомства, первые впечатления...

Затем — служба в армии, где я развивал и совершенствовал свои творческие способности: готовил концертные программы-вечера, писал сценарии, сам читал со сцены стихи и прозу.

В 1972 г. наш творческий коллектив-ансамбль поехал в Белую Церковь и принял участие в конкурсе художественной самодеятельности армейских частей Киевского военного округа. И мы заняли почетное второе место. И еще было много-много концертных программ и интересных встреч.

Отслужив в армии и имея уже значительный опыт написания сценариев и постановок концертных программ, я решил продолжить учебу и поступил на заочное отделение в Киевский институт культуры на только что открывшуюся специализацию «Режиссура массовых зрелищ». Учебу я совмещал с работой в Театре им. Леси Украинки. Еще студентом третьего курса  стал исполнять обязанности помощника режиссера. И с тех пор я беспрерывно пребываю в этой должности...

«ПРОФЕССИИ ПОМОЩНИКА РЕЖИССЕРА НИГДЕ НЕ УЧАТ. ЕЕ ОСВАИВАЕШЬ ТОЛЬКО С ПОМОЩЬЮ ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА

— Что же это за работа — помощник режиссера?

— Скажу сразу: профессии помощника режиссера нигде не учат. Ее осваиваешь только с помощью жизненного и творческого опыта. Это постоянная, кропотливая работа с актерами, режиссерами, техническими цехами и службами. Надо при этом знать до тонкостей специфику работы закулисной части сцены, что обеспечивает создание и показ полноценного, художественно яркого и совершенного спектакля.

И самое главное: помреж должен досконально знать все мизансцены того или иного спектакля, а также текст, произносимый актерами. И мгновенно, с оперативной точностью и молниеносностью, решать все непредвиденные проблемы, возникающие во время проведения спектаклей и репетиций.

А кто были ваши учителя?

— Это, в первую очередь, великие мастера сцены нашего театра, представители старшего актерского поколения, народные артисты Украины — Мальвина Швидлер, Евгений Балиев, Виктор Добровольский, Давид Бабаев, Лариса Кадочникова... Ну, и конечно же, все сотрудники театра, потому что в каждом из них всегда можно было найти что-то интересное, чему-то подучиться. А также, безусловно, представители режиссуры. В первую очередь хочу назвать имя народного артиста Украины, генерального директора-художественного руководителя нашего театра Михаила Резниковича. Ведь каждый его спектакль — это высокий критерий художественности. Каждая его репетиция — это мастер-класс высокого уровня, своеобразный урок жизни. Затем мне хочется назвать имена и иных выдающихся режиссеров, в разное время оставивших свой заметный художнический след в истории Театра имени Леси Украинки: Владислав Пази, Аркадий Кац, Юрий Аксенов. Из молодых, перспективных молодых режиссеров мне симпатичен Александр Степанцов.

За многие-многие годы работы в Театре им. Леси Украинки в качестве помощника режиссера я принимал участие в выпуске и последующем проведении более сотни спектаклей.

— Есть ли у вас ученики?

— Конечно. Всем молодым, новым сотрудникам, приходящим на работу в режиссерское управление, я пытаюсь передать свой плодотворный опыт.

Встречаясь с молодыми артистами на репетициях, я пытаюсь что-то подсказать им из области профессии, рассказать что-то интересное, яркое, характерное из истории нашего театра.

Кроме этого, я являюсь доцентом кафедры разговорного жанра Академии эстрадного и циркового искусства. У меня много учеников, которым хочу привить любовь к нашему театру, к творчеству. Свои занятия со студентами Академии я провожу в стенах Театра им. Леси Украинки, дабы они чувствовали свою причастность к большому искусству.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать