Традиции продолжаются
В музее «Духовные сокровища Украины» (в рамках XXI фестиваля искусств «Шевченковский март» ) прошел концерт «Рейнгольд Глиэр и его ученики»Центральным событием программы стала мировая премьера фрагмента детской симфонии Сергея Прокофьева, найденного в московских архивах и исполненного дирижером Кириллом Карабицем совместно с Симфоническим оркестром Киевского института музыки имени Глиэра.
Главный дирижер Борнмутского симфонического оркестра и художественный руководитель крупнейшего молодежного оркестра на территории Восточной Европы I, Culture Orchestra Кирилл Карабиц родился и вырос на одной из центральных улиц Киева, сейчас обитает с семьей в Париже, но душой привязан к земле своего отца – Донбасскому региону. В его планах – устроить фестиваль симфонической музыки в одной из соляных шахт, кроме того, Кирилл – активный пропагандист творчества Ивана Карабица, уроженца села Ялта на Донеччине, и фанат Сергея Прокофьева, чье детство и отрочество прошли в селе Сонцовка (теперь – Красное Донецкой области). Об украинских истоках мелоса Прокофьева и степном ветре в его партитурах дирижер может говорить часами и вот уже несколько лет занят записью полного собрания симфоний классика с Борнмутским симфоническим для лейбла Onyx.
Пару лет назад, работая в Большом театре и регулярно заглядывая в Архив литературы и искусства, Кирилл Карабиц неожиданно для себя обнаружил рукопись детской симфонии Прокофьева. На титульной странице рукой 11-летнего мальчика выведено посвящение его 28-летнему учителю Рейнгольду Глиэру – именно с этой партитурой Сережа Прокофьев пришел на первый урок по композиции. Единственную сохранившуюся часть, Presto, Карабиц исполнил с Симфоническим оркестром Киевского института музыки им.Р. Глиэра – это светлая соль-мажорная пьеса в сонатной форме, в которой еще слабо угадывается будущий почерк композитора с его резкими гармоническими прыжками, зато уже присутствует ни с чем не сравнимый прокофьевский задор. Оркестровка местами напоминает укрупненный струнный квартет, но в целом сложно поверить, что автор сочинения – ребенок, еще труднее – что написано оно в 1902 году в донбасском селе.
Помимо этой премьеры в программу концерта вошло еще несколько редких партитур Глиэра и его учеников. Кстати, все четверо в этом году юбиляры: 140 лет исполняется со дня рождения Рейнгольда Морицевича, 125 – со дня рождения Левка Ревуцкого, 120 – Борису Лятошинскому и 70 исполнилось бы Ивану Карабицу. Институт им.Р.Глиэра решил отметить эти даты собственными силами, задействовав практически все свои студенческие коллективы.
Пожалуй, наибольший восторг вызвал женский хор под управлением Галины Горбатенко: 34 девушки спели три хора Глиэра – «Осень» на стихи Аполлона Майкова (по проработке образов не уступающую «Лесному царю» Франца Шуберта), «Из моря смотрит островок» на текст Перси Шелли (очень близкий одноименному рахманиновскому романсу) и «Сияет солнце» на стихи Федора Тютчева. Учитывая тот факт, что женский хор Института музыки им.Р. Глиэра полностью обновляется каждые 3-4 года, остается загадкой, как его руководителю из года в год удается сохранять тот же его совершенный облик, которым коллектив обладал и десятилетие, и двадцатилетие тому назад. Но факт остается фактом – и кристально чистые унисоны, и темповая гибкость, и ювелирная точность интонаций, да и сам неповторимый тембр хора присущ любому его составу.
Другой хор – смешанный, под управлением Зои Томсон – взял на себя исполнение обработок народных песен. «Прилетіла перепілонька», «У перетику ходила» Ревуцкого и «Коло млину, коло броду» в обработке Лятошинского в их трактовке устойчиво балансировали на грани академической и народной культуры.
Традицию парковых оркестров, неотъемлемых в эпоху перечисленных классиков, подхватил духовой оркестр под руководством Владимира Думы. Романс ор.35 №6 Глиэра в переложении для духового оркестра увлек слушателей в мир лирической созерцательности, а увертюра «Праздничный Киев» Карабица, остроумно нанизавшая на себя интонации мюзикла «Призрак оперы» Эндрю Ллойда Уэббера, напротив, внесла яркий развлекательный элемент…
Творчество Ивана Карабица в программе было представлено максимально разнопланово: Юлия Битюкова исполнила одну из наиболее радикальных его фортепианных партитур – Сонатину, сопрано Татьяна Рыба спела эстрадную песню на стихи Юрия Рыбчинского «Моя земля – моя любов». Кроме того, еще один студент Института Эдуард Онищенко сыграл собственное произведение, посвященное Карабицу – скрипичную Фантазию, вобравшую в себя и эмоциональную напряженность творчества Ивана Федоровича, и присущую ему опору на фольклор без прямого цитирования, и яркую жанровость.
С теплыми словами в адрес киевской публики в концерте выступил и правнук Рейнгольда Глиэра Кирилл Новосельский, приехавший на торжество из России, но облачившийся в украинскую вышиванку. По его словам, в подмосковных поселках, небольших музеях и школах, а также в Национальном культурном центре Украины на Арбате прошли торжества в честь прадеда, однако ни Московская консерватория, ни Союз композиторов России не вспомнили о юбиляре! Кстати, месяц назад Кирилл Новосельский был гостем научной конференции в Житомире, посвященной Лятошинскому и Глиеру. О киевском же концерте правнук композитора сказал: «Для нашей семьи очень волнительно быть здесь в эти дни, они – высшая точка празднования».
Автор
Любовь МорозоваSection
Культура