Перейти к основному содержанию

Требовательность — как стиль жизни

Олеся Стефаник: «Советую украинцам перечитать «Камінний хрест» — символ потерянной судьбы на чужой земле»
05 декабря, 12:27
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

С правнучкой классика украинской литературы Василя Стефаника Олесей Стефаник мы познакомились на премьерном показе документального фильма студии «ВИАТЕЛ» из цикла «Игра судьбы» — «Дорога. Василь Стефаник». Посмотреть картину о жизни и творчестве писателя, политика, общественного деятеля, депутата Австрийского парламента от Галичины пришло очень много киевлян. Синий зал Дома кино, где транслировали картину, был переполнен. Впечатления от картины читайте в статье «Живой» Василь Стефаник» («День» №214 от 14 ноября с.г.). Среди почетных приглашенных была и пани Олеся, которая представилась заместителем директора Центрального государственного исторического архива в г. Львове. В канун годовщины смерти Василя Стефаника (его не стало 7 декабря 1936 года) «День» предлагает читателям интервью — об актуальности творчества и уроках жизни классика.

— Почему фильмов о Василе Стефанике, как, собственно, и о других наших классиках, сегодня так мало? Творчество и жизненный пример этих людей сегодня весьма актуальны.

— Трудно ответить. У государства традиционно нет денег. Но частные каналы могли из этих фигур сделать уникальные картины. Фильм «Дорога. Василь Стефаник» — актуальный и важный. Советую его посмотреть. А еще — перечитать Стефаника. Там и проблема эмиграции, разграбленных сел. Но всегда герои имеют выбор. И решаются на него.

Еще в 1999 году Олесь Санин снял документальный фильм о Стефанике под названием «Грех». Санин был учеником Леонида Осыки, который в 1968 году снял гениальную (не побоюсь этого слова) ленту «Камінний хрест». И все. А зря. Такие личности, как Стефаник, должны были бы стать для центральных каналов поводом снять интересные и успешные картины. Их судьбы — уникальны, их талант — безграничен, их любовь к Украине и готовность за нее умирать — безмерны. Чем не герои для художественных лент?

Спасибо студии «ВИАТЕЛ», что сняла этот фильм и пригласила нас на презентацию в столицу. Год назад летом Василий Витер и Галина Криворчук впервые приехали к нам на Снятинщину, в село Русов, где родился Василь Стефаник. Познакомились с нашей семьей, с моей мамой Мотрей Стефаник, которая является невесткой среднего сына Василя Стефаника Кирилла. Она теперь патриарх нашей семьи. Познакомились со мной и моим старшим братом Василием Стефаником. Кроме того, с сотрудниками музея, с директором Марией Косменко. Я работаю в Центральном государственном историческом архиве во Львове. У нас — значительное количество документов, касающихся творчества Стефаника. Еще материалы хранятся в фондах литературно-мемориального музея В. Стефаника в Русове и в семейных архивах — письма и фотографии. Поэтому охотно чем могла, тем и помогала пани Галина Криворчук в съемке фильма — находила, давала аннотации писем Стефаника. И эти архивные документы были использованы в фильме.

— Расскажите нам о том Василе Стефанике, воспоминания о котором передаются в вашей семье, но мы этого никогда не прочитаем в учебниках по литературе и критике.

— Он был очень требовательным (прежде всего к себе) человеком. А еще — очень любил порядок. Во всем. Я еще была девочкой, когда умер мой дедушка Кирилл (мне было 15 лет), но помню, что дед много рассказывал о Василе Стефанике. По его словам, классик литературы по своей натуре был очень творческим. Сразу, еще с детства, выпадал из когорты сельских людей, хотя не ставил себя выше кого-то. Но, что интересно, имел очень впечатлительную душу. Учился в Кракове, в Ягеллонском университете, ведь хотел получить современное европейское образование. Но так университет и не окончил. Отец очень хотел, чтобы Василь был врачом, поэтому в определенной степени учебой выполнял волю отца. Жизнь в Кракове приблизила его к элите современной европейской мысли. Он дружил с Софьей Окуневской (первая женщина-врач в Австро-Венгрии, украинская общественная деятельница) и незаурядной личностью, ученым, доктором медицинских, философских и химических наук Вацлавом Морачевским. Они же его и побудили взяться за перо. Словом, он был требовательный, строгий, но справедливый. И имел мягкую душу.

Когда он был депутатом Австрийского парламента, а это 10 лет, за это время почти ни слова не написал. Выступил только один раз. Это парадоксально. Писатель, призвание которого много и красиво говорить, выступил только раз. Почему? Он не любил пустые слова, демагогию. Был человеком дела. Видел проблему — пытался ее решить. Кстати, многим крестьянам своего уезда помог.

— Знаю, что ваша семья издавна ведет свою родословную...

— Да. Начиная с 1790 года мы знаем свою родословную. Кто был нашим пра-пра-прапредком. Самым первым, о нем имеем свидетельство, был Теодор Стефаник. Это был казак Запорожской Сечи. Когда Екатерина II разогнала Сечь, три казака, Стефаник, Кузьменко (в Русове потом ассимилировалась фамилия Косменко) и Лазаренко, через Бессарабию зашли на Покутье в село Русов. Большинство фамилий в селе и сегодня характерные. Знать свою родословную — очень важно. Можно сказать, что так прослеживается становление гена национальности.

Уверена, сегодня очень важно каждому из нас помнить свою родословную. Очевидно, немногие знают, что в древние времена была обязанность знать поименно свою родословную до седьмого колена. Память о предках является естественной потребностью. Держаться своей родословной, оберегая таким образом семейные реликвии и традиции и передавая их в наследство потомкам, является обязанностью.


ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Мы живем в трудные времена. Сегодня в душах многих людей хаос. Обесцениваются моральные и эстетические ценности. Презирая родное и знакомое, люди отрекаются от веры и добра. Забывая собственные корни, люди, словно слепцы, загоняют себя в тупик самоуничтожения.

Человек, который забыл свою историю, вынужден ее повторять. А история, как известно, повторяется дважды: но если первый раз в виде трагедии, то во второй — в виде фарса.

Когда человек знает, кем были его предки, ценит их, он элементарно находит основу, инстинктивно пытается стать лучше, а это и есть естественное развитие. Рост совести, интеллекта, опыта личностей приводит к росту нации.

Сегодня в Украине из потомков Василя Стефаника живут я и мой старший брат Василий с семьями. У Василия два сына — Андрей и Остап, у меня сын — Дарий. Надо сказать, что сам писатель, Василь Стефаник, имел трех сыновей: старший Семен (высокого ранга правительственный чиновник с уникальной жизненной историей, которая нуждается в отдельном исследовании); Кирилл — мой дед — неизменный директор литературно-мемориального музея В. Стефаника в Руссове, и младший Юрий. Жизнь Юрия Стефаника была наполнена разными жизненными коллизиями. Юрий повторил судьбу героя «Камінного хреста» Ивана Дидуха. В 40-х годах XX ст. в силу разных обстоятельств эмигрировал в Канаду, жил постоянно в г. Эдмонтоне. К сожалению, больше никогда не видел родную землю. Юрий Стефаник — один из первых литературоведов, который исследовал, упорядочивал творческую наработку отца. Автор изданий «Моим сыновьям, моим приятелям», «Трагедия и триумф рода Стефаников», эссе «Юрий Морачевский, его родители, его приятель», статьи и исследования о В. Стефанике, Т. Шевченко, Л. Мартовиче, литературно-критические статьи о Т. Осьмачке, Г. Косынке, Елене Телиге, А. Любченко и др. Писал под псевдонимами Юрий Клиновый, Юрий Гаморак. Юрий Стефаник возглавлял канадское объединение украинских писателей «Слово» и был соредактором литературного сборника «Слово». Умер в 1985 году, завещал похоронить себя в Русове около отца, его воля была выполнена. У Юрия остался сын Василий, который живет в Канаде. Его сын Даниил погиб в автомобильной катастрофе в 11-летнем возрасте. Даниил был талантливым ребенком, писал стихотворения, англоязычные  дети из его школы в память о нем посадили во дворе школы серебристую ель и заложили большую металлическую звезду с его именем.

— Исповедуете ли вы семейные традиции Василя Стефаника?

— Лучшие мои воспоминания — это воспоминания моего детства, когда я проводила лето в Русове, где жил мой дед, Кирилл Васильевич Стефаник.

Село Русов — это жемчужина Покутья с чрезвычайно красивой природой, интересными людьми. Село находится на углу трех областей — Ивано-Франковской, Тернопольской и Черновицкой. Усадьба Василя Стефаника стоит на краю села. Из старинной веранды открывается бескрайняя холмистая местность.

Дед Кирилл был чрезвычайно интересным и умным человеком, человеком старой генерации. В Русов, в музей постоянно приезжали  разные известные люди, которые хотели увидеть музей и прежде всего пообщаться с Кириллом Васильевичем . Я не представляю своей жизни без Русова. Место, где жил и писал Василь Стефаник, магнетическое. Свои первые шаги я сделал по зеленому ковру русовского двора. Я набираюсь сил из земли, места, где родились мой прадед, дед и отец.  Этой любви к земле предков мы с братом учим своих сыновей.

Фамилия известного человека — это большое испытание. Потомки, которые носят фамилии известных предков, с детства несут определенный груз ответственности за род. В определенной степени мы чувствовали какую-то преемственность ответственности за гений своего прадеда, за свой род, который для многих был примером. Как это проявлялось на нас, детях? Ты должен хорошо учиться, делать правильные поступки, быть учтивым, воспитанным, культурным. Это же ощущение пытаемся передать своим детям. В основе — украинские традиции (и поведение, и манера общения), обязательное знание своей истории, любовь к Родине.

— Какое ваше любимое произведение Василя Стефаника и почему?

— Я впервые прочитала в подростковом возрасте новеллы Василя Стефаника — издание произведений, вышедшее в 1948 году в Регенсбурге. Три новеллы: «Виводили з села», «Стратився» и «Мамин синок» больше всего поразили меня. Хотя новеллы разные по тематике, но имеют глубокое психологическое содержание, способны задеть самые тонкие струны человеческой души.

— Олеся Юрьевна, а что бы вы посоветовали украинцам сегодня прочитать из творчества своего прадеда?

— Я бы прежде всего посоветовала прочитать новеллу «Камінний хрест». Каменный Крест Ивана Дидуха является символом потерянной судьбы на чужой земле. Василь Стефаник смог метко передать страшные страдания украинских крестьян, вынужденных оставлять родную землю. Новелла призывает к размышлениям и очень актуальна сегодня. Многие украинцы сейчас тоже покидают родную землю, убегая от безработицы, бедности. Опять — человеческие трагедии, разлуки, разочарования. Василь Стефаник вместе с Иваном Дидухом заставляет нас осознать: чужая земля — «далекая могила». Надо, преодолевая  трудности, творить свою судьбу на земле прародителей.

...К большому сожалению, Украина пока остается законсервированной в ее духовном состоянии. Нужна особая воля, чтобы выработать новую гуманитарную политику в стране. Пока возрождение, которого мы ждали в области культуры, фактически является криком народа и тихим-тихим шепотом власти, даже если многие известные деятели напомнят, что война войной, а в гуманитарной политике тоже необходимо проводить реформы. Наши политики только начинают дискуссию о том, какой именно должна быть языковая и гуманитарная политика. Очень жаль, что мы еще не осознаем, что ценности и идеи играют чрезвычайно важную роль, они являются более значимыми, чем остальные составляющие в борьбе за независимость, единство и соборность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать