Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тренды «Бархатного сезона»

Мировое оперное искусство переживает расцвет, а в Украине?
18 сентября, 12:07
ДУЭТ ВАКХА И АРИАДНЫ. ЮЛИЯ ТЕРЕЩУК, З.А. УКРАИНЫ ВЛАДИСЛАВ ГОРАЙ

Повышенному вниманию к его новым достижениям способствуют эксперименты современной режиссуры, использование медиа-технологий, трансляции оперных премьер ведущих коллективов и фестивальных центров по радио и ТВ. Театры беспокоятся и о молодежи — готовят специальные детские программы. Громкий резонанс имеют выходы спектаклей за пределы обычных театральных зданий на площади, в привлекательные природные места и туристические объекты. Значительно активизирует театральную деятельность фестивальное движение. В отличие от форумов, которые имеют самостоятельное значение и не включены в повседневную театральную жизнь, праздничные музыкальные декады и недели, которые устраиваются на базе репертуарных театров, стимулируют поиск новых форм деятельности и собственного неповторимого лица. Такой праздник уже четвертый год подряд устраивает своим почитателям и Одесская опера.

ОДЕССКИЕ «ИЗЮМИНКИ»

Созданный в Южной Пальмире фестиваль «Бархатный сезон» тесно связан со спецификой города уникальных культурных традиций, неповторимого колорита, привлекательных туристических программ и морских пляжей. Когда наступают золотые дни начала осени, которые традиционно носят название бархатного курортного сезона, театр также предлагает посетителям интересную программу, каждый раз со своей «изюминкой».

ДИРИЖЕР - АЛЕКСАНДРУ САМОИЛЕ

Фестиваль в этом году имел свое кульминационное событие. Им стал вечер из оперных произведений Рихарда Штрауса, известного во всем мире оперного мастера, произведения которого именно Одессе и ее театру выпала честь впервые представить на украинской оперной сцене в исполнении украинских певцов и музыкантов. Тщательным образом отобранные музыкальным руководителем театра, выдающимся дирижером Александру Самоиле фрагменты из четырех опер Рихарда Штрауса составили композицию, которая создала пеструю панораму творческих достижений и смелых открытий композитора. Если в «Ариадне на Наксосе» это было сочетание современной комедии из театрального быта и величественного античного сюжета, то последняя опера «Каприччио» привлекла изысканным звучанием струнного секстета в начале увертюры. Просветленная атмосфера этой музыки и ее камерный характер соответствовали лирико-комической направленности типично оперного сюжета, основу которого составлял вечный спор о пальме первенства между музыкантом и поэтом. Однако их ожесточенное столкновение заканчивается примирением, потому что оба соглашаются, что лишь в общем труде может родиться настоящий оперный шедевр.

Длинный творческий путь Рихарда Штрауса был преисполнен неожиданных поворотов. Сначала он утвердил себя как талантливый дирижер и выдающийся симфонист. Поэтому уместным было начало одесского штраусовского вечера. Роль его увертюры сыграла в совершенстве исполненная оркестром под руководством Александру Самоиле известная симфоническая поэма композитора «Дон Жуан». А славу дерзкого нарушителя привычных оперных канонов Рихард Штраус получил после безумного успеха «Саломеи» — насыщенной взрывной энергией экспрессионистской драмы на текст одноименной скандальной пьесы Оскара Уайльда.

СОЛОМЕЯ. АННА ЛИТВИНОВА

С того времени эта опера постоянно включается в афиши разных театров, а партия главной героини украшает репертуар самых выдающихся певиц мира. Отдав дань острым сюжетам и кровавым страстям, и в последующем автор «Соломеи» продолжал удивлять своих поклонников, когда создал вдохновенного духом Моцарта, преисполненного ароматом старой Вены, поэзией и живым юмором «Кавалера розы».


ДУЭТ БАРОНА И ОКТАВИАНА. ВИКТОР ШЕВЧЕНКО, ТАИСИЯ ШАФРАНСКАЯ

Во втором отделении одесской программы эти два произведения прозвучали в обратной последовательности, что соответствовало ее общему драматургическому замыслу. Все начиналось с воплощенных в музыке пылких страстей неугомонного любовника Дон Жуана. Женское лукавство, игривость, животворная энергия молодости объединились в музыкальном портрете Зербинетты, воспроизведенном Анастасией Санниковой. Оттенок легкого юмора сохранился и в следующем дуэте античных персонажей Вакха (Владислав Горай) и Ариадны (Юлия Терещук). С хорошим чувством стиля исполнила финал «Каприччио» Надежда Савчук. Комедийные краски образа спесивого и самонадеянного барона Окса удачно подчеркнул Виктор Шевченко. Лирической струей была проникнута Ария Певца в исполнении Владислава Горая. А окрашенный ностальгией, погруженный в мир грез финал «Кавалера розы» вдохновенно исполнили Надежда Сичук, Юлия Терещук и Таисия Шафранская. Удачно вмонтированными в музыкальное действо были также выходы и содержательные текстовые вставки очаровательной Людмилы Сергийчук. Свою попытку объединить разножанровые эпизоды и оперные фрагменты визуальным рядом предложили режиссеры Евгений Лавринчук и Антон Литвинов совместно с художником Игорем Анисенко и художником по свету Вячеславом Ушеренко. Информация постепенно росла, сменялись исполнители, все большее восхищение вызывала стихия музыки и оркестровые краски, пока эмоциональное напряжение не достигло вершины в знаменитом Танце семи покрывал (Оксана Добрянская) и в развернутом финальном монологе Соломеи. Казалось, что удивительная, трогательная, невероятная в воссоздании неистовой страсти Анна Литвинова создана для партии штраусовской Соломеи и сжилась с ней. Это был наивысший уровень мастерства и проникновения в стиль, дополненный органичностью сценического поведения и слиянием в одно целое с оркестром, над которым царствовал и творил свою магию Александру Самоиле.

ТАНЕЦ СОЛОМЕИ. З.А. УКРАИНЫ ЕЛЕНА ДОБРЯНСКАЯ

ОБ АФИШЕ И КАК «ДЕРЖАТЬ КАССУ»

Робота репертуарного театра, каковым является Одесская опера, а также все другие оперные коллективы на территории Украины, имеет свою специфику. Она связана с необходимостью держать баланс нескольких составляющих. Основу афиши таких театров составляют самые популярные произведения, которые способны «держать кассу», то есть гарантировать внимание самых широких слоев публики. В круг этих произведений как раз попадают спектакли-долгожители, некоторые из которых давно требуют обновления. Руководство Одесского театра и его генеральный директор Надежда Бабич беспокоятся о том, чтобы каждый раз планировать новую постановку из этого устоявшегося списка, с привлечением свежих творческих сил и участием молодых исполнителей. Выбор бывает очень ответственным, если учесть ограниченные финансовые возможности театра и в связи с тем ограниченным количеством премьер в течение одного сезона.

За последние годы в афише появились новые «Пиковая дама» и «Кармен», вечер одноактных веристских произведений «Сельская честь» и «Паяцы». Розширению привычных границ преимущественно романтического репертуара способствовали постановки «Дидоны и Энея» Г.Персела и «Орфея и Эвридики» К.В. Глюка Вслед за Киевом и Львовом в Одессе также поставили «Набукко» Дж.Верди. Последняя премьерная постановка стала результатом плодотворного сотрудничества двух украинских театров. Ее сценическая версия осуществлена главой львовского оперного театра, известным режиссером Василием Вовкуном вместе с последователем школы незабываемого Евгения Лысика сценографом Тадеем Риндзаком. Этот эффектный спектакль с фронтальными мизансценами, торжественными выходами и ритуальными перемещениями хоровых групп, с живописными костюмами и экспрессивными сменами символических изображений на большом заднике полностью соответствует раннему стилю Джузеппе Верди, который получил название «грандиозно». Фресковая манера письма определила и соответствующее исполнение оперы насыщенными звуковыми красками и широкими мазками. Как всегда, на высоте был замечательный хор Одесской оперы, безукоризненный коллектив, воспитанный и поднятый на наивысшую ступень художественного совершенства его неизменным многолетним руководителем Леонидом Бутенко. «Набукко» был показан на завершении нынешнего Бархатного сезона сразу после вечера штраусовских опер. Оркестр и его руководитель Александру Самоиле продемонстрировали свою гибкость, способность быстро переключаться на другую музыкальную волну, во всем противоположную штраусовским интонационным кружевам и заманчивым лабиринтам звуковых красок.

Украшением финального вечера стало выступление в «Набукко» ведущих солистов Национальной оперы Украины Тараса Штонды — Захарии и Оксаны Крамаревои — Абигаиль. Однако нисколько не уступали в мастерстве и в правильном чувстве стиля одесские певцы Татьяна Спасская (Фенена) и Павел Смирнов (Измаил), а в первую очередь — исполнитель центральной партии вавилонского царя Навуходоносора Виктор Митюшкин.

ФРАГМЕНТ ИЗ ОПЕРЫ КАПРИЧЧИО. НАДЕЖДА СИЧУК

Когда я вспоминаю свои впечатления от премьерных спектаклей и торжественных событий, которые происходили в Одесском театре в течение последних восьми сезонов, то вырисовывается четкая репертуарная стратегия, которая и позволила в прошлом году рискнуть на концертное исполнение «Тангойзера» Рихарда Вагнера, а в этом году пойти дальше и впервые в Украине замахнуться на Рихарда Штрауса, то есть представить свою версию его выдающихся оперных достижений. Всем известно афористическое утверждение, что без новаций Вагнера не было бы и Рихарда Штрауса. Если перенести это высказывание на одесскую оперную почву, то могу с уверенностью сказать, что и одесского Рихарда Штрауса не было бы не только без «Тангойзера», но и без балетного вечера Игоря Стравинского, без «Кармины Бураны» Карла Орфа, без оратории «Илия» Мендельсона и, конечно, без Девятой симфонии Бетховена. Во всех этих проектах центральной фигурой был выдающийся музыкальный руководитель, дирижер с огромным опытом и широкими международными контактами Алексадру Самоиле. Однако не стоит забывать и о той поддержке, которую они получили со стороны генерального директора, теперь и художественного руководителя Надежды Бабич. Была и есть у нее также своя постоянная забота. Ведь театр, который имеет звание национального и является жемчужиной не только замечательного города Одессы, должен постоянно включать в поле зрения украинский музыкальный контекст, то есть играть и пропагандировать украинскую музыку. Так появилась в одесском репертуаре опера-балет «Вий» Виталия Губаренко, так одесситы и гости города получили возможность услышать отрывки из оперы «Золотой обруч» Бориса Лятошинского (дирижер Оксана Лынив). С разными произведениями украинских авторов, в том числе с главными фрагментами «Тараса Бульбы» Н.Лысенко, в прошлом году познакомил слушателей на открытии «Бархатного сезона» дирижер Виктор Плоскина. А нынешний четвертый фестиваль открывался гастрольным выступлением львовян, которые привезли свой новый спектакль — долгожданную полную сценическую версию «Цвета папоротника» Евгения Станковича.

Фестиваль завершился, но ступеньки, которые ведут к высшему мастерству, никогда не заканчиваются. Впереди ждут новые задачи и испытания. Можно только мечтать о том, чтобы Вагнер и Рихард Штраус впоследствии стали постоянным украшением афиши театра, чтобы здесь прозвучали оперы Сергея Прокофьева, чтобы совместными усилиями руководителей всех украинских оперных театров появился устоявшийся список лучших опер украинских мастеров, которые могут достойно представлять наше искусство в мировом оперном репертуаре.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать