Три взгляда на мир
В Доме художника открылись выставки самобытных художников из Харькова, Киева и Днепропетровска
Многие пейзажи харьковской художницы Валентины Сафиной привезены из разных ее путешествий. Но эта «география» весьма условна и в известном смысле слова ощущается только в названиях («На Виноградной. Ай-Василь», «Дарвина после дождя», «В усадьбе Репина»). По большому же счету совершенно неважно, где именно Валентину Сафину настигло настроение, которое она определила как «После дождя», «Весна. Костел», «Мальвы» или «Зонтики». Ведь пейзажи харьковской художницы предельно откровенны, следовательно — субъективны. Они лишены героев — «созерцателей» — или, точнее, их главным героем является сама харьковская художница — ее душа, ее настроение, ее способность воспринимать мир, любоваться им и преображать его..
Жизнь Андрея Геты — подлинное служение мечте, которая определялась двумя словами — стать художником. Персональная выставка мастера необыкновенно внушительна. Занимающую несколько залов Дома художника экспозицию составили работы, созданные на протяжении более шестидесяти лет, чрезвычайно разнообразные не только по техникам и жанрам, но и по истории создания — от военных зарисовок (Андрей Гета прошел войну) до переполненных цветовой гаммой и светом пейзажей.
Именно пейзажей на этой выставке больше всего. Среди них — и городские наброски («Киев. Татарка»), и лирические этюды («Зимние сумерки», «Оголенные деревья», «Цветущее подворье»), и философские размышления («Дубы-великаны»). Но, может быть, главная черта творчества Андрея Геты — не иссякающая жажда, почти жадность впечатлений. Кажется, ничто в мире не оставляет художника равнодушным. Ему интересно все — и новые лица для портретов, и выразительные предметы для натюрмортов, обретающие порой высокий символический смысл.
Днепропетровский мастер Василий Мирошниченко назвал свою выставку «Наша Украина». Круг его занятий и интересов очень обширен — тут и художественное проектирование, и дизайн, и архитектура. А еще в экспозицию включены фотографии памятников и мемориальных досок, соавтором которых является Василий Мирошниченко, а также его гобелены — декоративные, лаконичные, демонстрирующие интересные приемы работы не только с цветом, но и с самим материалом («Зимний пейзаж», «Вечерние краски», «Дорога к храму», «Море»).
Но больше всего на нынешней выставке акварелей. Многие из них вполне «самодостаточны» («Красные цветы», «Тифлис»), но большинство создавалось обширными сериями («Сорок первый», «По Карелии»). Впрочем, это не уменьшает выразительности, а порой и пронзительности каждой из композиций («Жди меня», «Часовня с. Подъельники»). При этом акварели Василия Мирошниченко — в прямом и переносном значении — монументальны. И дело тут не в размере (хотя работы эти в самом деле большие), а в композиции, цветовом решении, сюжетах и темах.
Выпуск газеты №:
№143, (2007)Section
Культура